Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мнение епископа Игнатия о монашестве его времени




Несмотря на то, что во времена святителя Игнатия на Рус­ской земле были сотни обителей, открывались новые мона­стыри, во многих обителях воздвигались великолепные хра­мы и монастырские здания, многие обители изобиловали насельниками, духовный взор богомудрого архипастыря за всем этим внешним благоустройством видел картину весь­ма малоутешительную.

Как при встрече с человеком Владыка видел состояние души того, с кем он беседовал, и никогда внешность чело­века и его мирское положение не имели преобладающего значения для составления мнения о нем, так и внешнее благоустройство Российских монастырей не остановило Преосвященного Игнатия произнести весьма скорбные для его сердца слова. В конце своей жизни в 1864 году Влады­ка писал своему другу игумену Антонию: «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, дан­ный ему срок, отживает оно век свой вместе с христиан­ством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому...»[1865]. В другом письме к нему же епископ Игнатий сравнивает положение монастырей с весенним снегом в последних чис­лах марта и первых апреля; снаружи кажется, что «снег как снег», а под низом его уже повсюду весенняя вода, которая растворит снег при первой «вспомогательной атмосферной перемене». С большой грустью великий поборник монаше­ства в России отмечал, что в обителях «весьма часто актер­ской наружностью маскируется... безнравственность», и что «истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров».

В чем скрывались причины столь бедственного состояния монастырей при их видимом благоденствии и процветании?

Епископ Игнатий ясно указывает эти причины. Мы уже говорили о тесной связи, которую видел Преосвященный между христианским миром и монашеством.

В ослаблении христианства вообще в людях заключа­лась первая и основная причина ослабления монашества: «Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская, ослабела иноческая жизнь и потому, что она находится в неразрывной связи с христианским миром, не может требо­вать от монастырей сильных иноков, подобных древним, когда и христианство, жительствовавшее посреди мира, преизобиловало добродетелями и духовной силой»[1866].

Вторая и не меньшая причина ослабления монашества, по мнению епископа Игнатия, состояла в почти повсемест­ном оставлении в монастырях внутреннего духовного дела­ния, которому он, вслед за святыми Отцами, придавал пер­востепенное значение. «В современном монашеском обще­стве, — пишет он, — потеряно правильное понятие об умном делании. Даже наружное благочинное поведение...почти всюду оставлено...» «Теперь всё искоренилось, осталась одна личина благочестия, сила иссякла. Может быть, кроется где-либо, как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего. Без истинного умного делания монашество есть тело без души»[1867].

Как следствие оскудения духовного подвига в монаше­стве явилось в России почти полное оскудение истинных старцев-руководителей, способных вести за собой монаше­ствующих к духовному преуспеянию.

Несмотря на столь плачевное состояние монашества в ду­ховном отношении, епископ Игнатий имел в себе столько внутренней силы, основанной на вере во всеблагой Промы­сел Божий, что умел и в современном ему монашестве отыскать положительные стороны и верил в духовное преуспеяние будущих иноков. Он писал: «...Еще монастыри, как учрежде­ние Святаго Духа, испускают лучи света на христианство, еще есть там пища для благочестивых, еще есть там хранение евангельских заповедей, еще есть там строгое догматическое и нравственное Православие; там, хотя редко, крайне редко обретаются живые скрижали Святаго Духа»[1868].

Такой живой скрижалью Святаго Духа был прежде всего сам Преосвященный. Он, проведя бблыпую часть своей жизни в обителях, несмотря на многие несовершенства мо­настырей своего времени, выражал перед кончиной полное удовлетворение избранным путем. В 1861 году Святитель писал своему другу Михаилу Чихачову: «Великая к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ».

Посвящение владыкой Игнатием пятого тома своих тво­рений специально в «приношение современному монашест­ву» наглядно говорит о том, что он верил в возможность духовного преуспеяния иноков в его время и в будущие времена.

Сознавая истинное положение монашества своего време­ни, Владыка с любовью писал, а в конце своей жизни со­брал и напечатал свои произведения и принес их в «дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам». И несомненно, епископ Игнатий верил, что его творения, со­держащие учение о духовном подвиге инока, будут способ­ствовать воспитанию многих истинных иноков.

Епископ Игнатий о мерах возвышения духовной жизни монашества. Относясь к монашеству с большой любовью и благоговением, епископ Игнатий признавал, что в Боже­ственное установление, каковым он признавал монашество, может в практической жизни проникнуть злоупотребление человеческое.

Хорошо зная положительные и отрицательные стороны монашеской жизни, Владыка лучше чем кто-либо понимал, чем можно возвысить монашескую жизнь.

Во время епископа Игнатия многих интересовал вопрос возрождения монастырей. Предполагались всевозможные меры к этому. Но все эти предложения, исходившие чаще всего от холодного ума, полного незнания практической монашеской жизни, а иногда и открытой неприязни к мона­шеству, не могли, конечно, принести ему пользы.

В одном из писем к игумену Антонию Владыка с полной решительностью осуждал все предложения «теористов» — так называл он лиц, практически не знакомых с монаше­ством. Преосвященный писал: «...Ныне некоторые... берут­ся за поддержание монашества, не понимая, что оно — великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки: они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих, и дела Божия: такие умницы и ревнители что ни сделают, все ко вреду. Заметно, что древний змий употреб­ляет их в оружия умножения в монастырях житейской попечительности и подъяческого характера, чем решительно уничтожается дух монашества, исполненный святой про­стоты»[1869].

Одной из мер к улучшению монашества, по мнению мно­гих «теористов» того времени, было издание закона, вос­прещавшего вступление в монастырь молодым людям. Этой мерой светские люди думали устранить всякие соблазны в монастырях. Епископ Игнатий решительно осуждал это намерение. По данному вопросу он писал: «Мера, по на­ружности столько благоразумная, долженствующая, по те­ории плотского мудрования, оградить и возвысить монаше­ство, в сущности есть не что иное как мера, сильная и решительная к уничтожению монашества»[1870].

На основании своего собственного опыта Преосвящен­ный Игнатий считал, что к изучению «науки из наук» — монашества нужно приступать в юном возрасте со свежими способностями, с полной восприимчивостью и с неизречен­ной душевной энергией.

Монашество доставляет человеку самые глубокие и осно­вательные познания в «экспериментальной психологии и в Богословии» — сообщает деятельное живое познание о че­ловеке и Боге. Если к светским наукам, для лучшего вос­приятия их, лучше приступать в юном возрасте, то тем более монашество — наука, открывающая путь к христианско­му совершенству, — должно быть изучено с раннего возра­ста.

Каждому монаху предстоит борьба с греховным естеством. Вступивший на этот путь борьбы в юном возрасте достигает больших результатов, так как он не окован еще греховными навыками и его воля не расслаблена греховными похотями.

Епископ Игнатий из опыта знал, что лучшими монахами бывают те, кто вступил в монашество в юном возрасте.

Преобладающее большинство поступающих в монастыри состоит из юношей. В зрелом возрасте в монастыри вступа­ют очень немногие, а в старости редкие.

Вступившим в обитель в зрелом и в пожилом возрасте очень трудно бывает привыкнуть к монастырской жизни, они часто возвращаются в мир и, по замечанию епископа Игнатия, даже не могут понять, что значит «монашество».

Те же из них, кто остается в обителях, редко бывают способны к истинному монашескому деланию и чаще всего способны усвоить лишь внешнюю сторону монашеской жизни.

На основании тщательного изучения житий святых епис­коп Игнатий убедился, что большинство преподобных ино­ков вступило в монастыри в юном возрасте (около 20 лет).

«Старость была признана святыми Отцами не способной к монашеской жизни[1871], — пишет Преосвященный Игнатий, —...она окрепла в навыках и образе мыслей, притуплены ее способности... Напротив того, многие отцы вступили в мо­настыри в детском возрасте и достигли высокого духовного преуспеяния по причине цельности произволения, непороч­ности, прямого стремления к добру и восприимчивости, столько свойственной детскому возрасту»[1872].

На основании всего вышеизложенного епископ Игнатий в долгие годы управления тремя обителями всегда с радостию принимал в свою обитель юных и очень был осторо­жен, принимая поступающих в зрелом возрасте.

Зная из своего целожизненного опыта, что как воспре­щение молодым людям вступать в обители, так и другие надуманные меры не принесут пользы монашеству, епископ Игнатий в то же время всей душой осознавал необходи­мость возрождения монашества. При этом он понимал, на­сколько трудное это дело и с какой осторожностию и осмотрительностию нужно приступать к нему.

В одном из писем он писал епископу Леониду (Краснопевкову): «Спаси Вас, Господи, за любовь Вашу к монаше­ству... Старые здания должно исправлять с большой осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение»[1873].

Владыка Игнатий в глубине души свой сознавал, что никакие внешние мероприятия не способны улучшить со­стояние монашества, что возродить его могут лишь «мужи духоносные», знающие как теорию, так и практику мона­шеской жизни, что возрождение монашества должно на­чаться изнутри, из самого монашества.

Знал святитель Игнатий и то, что возрождение монаше­ства не произойдет до тех пор, пока каждый инок не будет вести правильную духовную жизнь.

В своих богомудрых творениях он преподал как совре­менному ему монашеству, так и всем последующим поколе­ниям иноков прекрасное руководство для прохождения пра­вильного внутреннего подвига, который один может возро­дить греховное человеческое естество. «Духовный подвиг образует истинных, сознательных монахов... Он, один он может ввести в монастыри и поддержать в монастырях стро­го-нравственный порядок... образуя в братстве духовную силу и связь», — писал епископ Игнатий[1874].

Лишь правильная духовная жизнь инока приводит его к духовному обновлению, и в этом обновлении каждого ино­ка заключается тайна возрождения всего монашества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.