Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О чтении книг, содержащих лжеучение




Епископ Игнатий неодобрительно относился к духовной литературе, написанной на Западе, и в этом вопросе был весьма принципиален и строг. Владыка признавал, что книги инославных писателей могут содержать хорошие мысли, но по своему духу они не соответствуют нравственному преда­нию Православной Церкви и чаще всего написаны людьми, подвиг которых имел неправильное направление. Такие книги наряду с истинными содержат и много ложных мыс­лей, и читающий их, часто сам того не замечая, уклоняется на путь лжи. «Опыт доказывает,— пишет Владыка,— как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противо­речащих учению Церкви, порочащих это святое учение,— понятий, усвоенных чтением книг еретических!»[1846]

Отличие Святоотеческих писаний от произведений, на­писанных на Западе, епископ Игнатий усматривал в следу­ющем. Подвижники Восточной Церкви всегда основывали свой подвиг на глубочайшем смирении; грехопадение чело­века было постоянным предметом их размышлений, постоян­ным занятием их был плач о своих грехах. Покаянием пре­исполнен весь их подвиг, и этим же спасительным чувством исполнили они свои писания. Святые Отцы приводят читате­лей к рассмотрению своих грехов, своего падения, к плачу о себе пред милосердием Создателя, к исповеданию Искупи­теля. Первоначально они обуздывают греховные влечения нашего тела, делают его способным к духовной деятельнос­ти, затем очищают ум от усвоившихся ему падением мыслей и заменяют их мыслями обновленного человека. После это­го святые Отцы научают исправлению сердца — изменению его греховных навыков и ощущений. Последнее особенно трудно и требует продолжительного подвига. Чтобы заме­нить греховные навыки, свойства и чувствования навыка­ми, свойствами и чувствованиями духовными, нужно умер­твить в себе все греховные пожелания плоти и крови и подчинить тело, ум и сердце духу. Только после этого хри­стианин становится способным к восприятию высших ду­ховных видений. Таким путем шли все древние отцы Вос­тока, и ему они учат в своих творениях.

Древние подвижники Запада, преподобный Венедикт и святой папа Григорий Двоеслов, были единомысленны с Востоком и в подвижнической жизни шли этим же путем, но со времени отпадения Запада от Восточной Церкви за­падные подвижники пошли иным путем. «Уже Бернард,— пишет епископ Игнатий, — отличается от них (наставников Востока) резкою чертою; позднейшие уклонились еще более»[1847].

Западные писатели, оставив путь покаяния и очищения себя от страстей и пороков, сразу же влекут грешного чело­века в объятия любви и на высбты видений. «Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят»[1848]. Понятие об ис­тинной духовности утрачено у подвижников Запада, оно у них заменено разгоряченной и исступленной мечтательнос­тью. Действия мечтательности и разгорячения они прини­мают за благодатные переживания. Кровь и нервы, тщесла­вие и тонкое сладострастие производят в сердце ложные утешения, наслаждения и упоения, которые обольщенный подвижник считает истинными. Все, незаконно подвизав­шиеся, — по свидетельству святителя Игнатия, истинного подвижника, — находятся в этом состоянии.

В этом состоянии самообольщения на Западе написано множество книг, имеющих громкие, многообещающие на­звания.

Люди, не знакомые с нравственным преданием Восточ­ной Церкви, с большим интересом и увлечением читают подобные книги. Они тонко льстят их греховным чувствам и привлекают быстротою достижения высших пережива­ний. Человек, несведущий в духовной жизни, принимает эти переживания за истинные и, приняв ложь за истину, становится на путь самообольщения и гибели. «Не прельщай­ся громким заглавием книги, обещающим преподать хрис­тианское совершенство тому, кому нужна еще пища мла­денцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни жи­вописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель — будто святой, будто доказавший свою святость многочис­ленными чудесами»[1849],— убеждает епископ Игнатий своих читателей. Ясно и кратко изложил епископ Игнатий свое отношение к чтению святых Отцов и иностранных писате­лей в одном из писем к сестре своей Елизавете Александ­ровне. Он пишет, чтобы она познакомилась с вечностью не по «романтическим иностранным книжкам», которые при­водят к самообольщению, но под руководством Отцов Вос­точной Церкви, в творениях которых нет ничего «роман­тичного, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце». Чтение святых Отцов открывает человеку, каково должно быть его отношение к Богу, Творцу и Искупителю, и научает покаянием приближаться к Нему, а не льстить себя «сладостными чувствованиями мнимой духовной люб­ви», о которой учат Фома Кемпийский, Франсуа де Саль и другие лжеучителя. «Духовная любовь есть достояние со­вершенных, а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков, результат того и другого — сердце сокрушенно и смиренно, выражаю­щееся покаянием. Вот истинное нравственное учение Пра­вославной Церкви, чуждое обмана и самообольщения»[1850].

Особенно предостерегал Владыка своих пасомых от чте­ния книги западного монаха Фомы Кемпийского «Подра­жание Христу», которая в его время была переведена на русский язык, пользовалась большим успехом в светском образованном, но мало сведущем в религиозных вопросах обществе и даже переиздавалась несколько раз. В одном из писем святителя Игнатия можно прочитать следующее: «...Наслаждение обольщенного сердца похоже на притвор­ную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута — жилища чудовищ. Между прочими обман­чивыми тлетворными зефирами, навевающими на серд­це эту страшную тишину, это бедственное, гибельное на­слаждение навевает... и чтение известной книжки Фомы Кемпийского, западного монаха, находившегося в бесов­ской прелести, книжки «Подражание»[1851].

Отрицательное отношение епископа Игнатия к книге Фомы Кемпийского и к другим произведениям западных писателей было основано не на предвзятом мнении недове­рия ко всему инославному, а на многолетнем изучении под­вига Отцов Восточной Церкви, в сравнении с которыми Владыка мог увидеть ложность направления подвижников Запада.

В письме к А. М. Горчакову, подтверждая свое отрица­тельное мнение о сочинении Фомы Кемпийского, епископ Игнатий свидетельствует: «...Мнение мое основано на дол­говременном изучении Отцов Православной Церкви»[1852].

Книги, содержащие лжеучение, могут оставлять в душе глубокий след, поэтому христианину, по неведению читав­шему их, нужно решительным отвержением воспринятых ложных мыслей и покаянием врачевать свою душу. «Если... ты, — обращается к христианину Владыка, — позволил ис­писать и исчеркать скрижали души разнообразным поняти­ями и впечатлениями, не разбирая благоразумно и осто­рожно — кто писатель, что он пишет, то вычисти написан­ное писателями чуждыми, вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного»[1853].

Книги, содержащие неправославное учение, можно чи­тать лишь совершенным мужам, тем, у кого мысли в сердце просвещены Святым Духом. В древние времена пастыри Церкви Христовой читали еретические книги с той целью, чтобы обличить заблуждения и предостеречь своих пасо­мых от еретического учения.

Не только от книг, написанных на Западе, предостере­гал епископ Игнатий: где бы ни была написана книга, но если автор ее не следует учению Православной Церкви, мирянину лучше воздержаться от чтения ее. «Всякому, не принадлежащему Восточной Церкви, единой святой, писав­шему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя»[1854],— считал епископ Игнатий. Владыкарекомендует христианину не только не читать книги лжеучителей, но и не беседовать о христианстве с людьми, зараженными еретическим учением.

Каждый, кому дорого свое спасение, должен вниматель­но отнестись к изложенным здесь предостережениям епис­копа Игнатия.

Ревностный христианин всегда будет исполнителем на­ставления богомудрого Святителя: «Оставь... беспорядоч­ное чтение, наполняющее ум понятиями сбивчивыми, пре­вратными, лишающее его твердости, самостоятельности, правильного взгляда, приводящее в состояние скептическо­го колебания. Займись основательно изучением Восточной Церкви по ее преданию, заключающемуся в писаниях свя­тых Отцов. Ты принадлежишь этой Церкви? Твоя обязан­ность узнать ее как должно»[1855].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.