Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Достижения любви к ближнему




Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе гор­дость. Святые иноки постоянно помнили слова Христовы: Аминь глаголю вам; еже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе [211]. Не входили они в рассмат­ривание, достоин ли ближний уважения или нет; не обраща­ли они внимания на множество и очевидность его недостат­ков: внимание их обращено было на то, чтоб не скрылось от них каким-нибудь образом понятие, что ближний есть образ Божий, что поступки наши относительно ближнего Христос принимает так, как бы они совершены были относительно Его. Ненавидит такое понятие гордый падший ангел и употребляет все меры, чтоб незаметным образом похитить его у христиани­на. Несродно это понятие плотскому и душевному мудрова­нию падшего человеческого естества, и нужно особенное вни­мание, чтоб удержать его в памяти. Нужен значительный ду­шевный подвиг, нужно содействие Божественной благодати, чтоб усвоить это понятие сердцу, поврежденному грехом, чтоб иметь его непрестанно в памяти при сношениях с братиею. Когда же это понятие, по милости Божией, усвоится нам, тог­да оно сделается источником чистейшей любви к ближним, любви ко всем одинаковой. Причина такой любви одна — Хри­стос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. Это понятие соделывается источником сладостнейшего умиления, теплей­шей, неразвлеченной, сосредоточеннейшей молитвы. Препо­добный авва Дорофей говаривал ученику своему, преподобному Досифею, по временам побеждавшемуся гневом: «Досифей! ты гневаешься, и не стыдишься, что гневаешься, и обижаешь бра­та своего? разве ты не знаешь, что он — Христос, и что ты оскорбляешь Христа?»[212] Преподобный великий Аполлос часто говаривал ученикам своим о принятии приходивших к нему странных братии, что подобает воздавать им почтение земным поклонением: кланяясь им, мы кланяемся не им, но Богу. «Уви­дел ли ты брата твоего? ты увидел Господа Бога твоего. Это, — говорил он, — мы прияли от Авраама[213], а тому, что должно братию успокоить (приютить, оказать гостеприимство), научи­лись от Лота, понудившего (уговорившего) Ангелов ночевать в его доме»[214]. Такой образ мыслей и поведения был усвоен всеми иноками Египта, первейшими во всем мире по иноческому пре успеянию и дарованиям Святого Духа. Эти иноки удостоились быть предусмотрены и предвозвещены Пророком: приидут мо-литвенницы от Египта, предсказал святой Давид о иноках Египта[215]. Преподобный Кассиан Римлянин, церковный писа­тель IV века, повествует следующее: «Когда мы (преподобный Кассиан и друг его о Господе преподобный Герман), желая изучить постановления старцев, прибыли из стран Сирийских в область — Египет, — то приходили в удивление, что там принимали нас с необыкновенным радушием, причем никогда не соблюдалось правило для употребления пищи, для чего назначен известный час, в противность тому, как мы были приобучены в палестинских монастырях. Куда мы ни прихо­дили, разрешалось установленное пощение того дня, за ис­ключением узаконенного (Церковию) поста в среды и пятки. Мы спросили одного из старцев: «По какой причине у них упущается без различия ежедневное пощение?» — Он отве­чал: «Пост всегда со мною; но вас я должен сряду отпустить, и не могу всегда иметь при себе. Хотя пост полезен и постоян­но нужен, однако он дар и жертва произвольная, а исполне­ние делом любви есть непременный долг, требуемый заповедию. Принимая в лице вашем Христа, я должен оказать Ему всеусердное гостеприимство; проводив же вас, по оказании любви, которой причина — Он, могу вознаградить разрешение усиленным постом, наедине». Не могут сынове брачныя, дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отымет­ся от них жених, тогда постятся законно» [216]. Живя в мона­стыре с братиею, признавай себя одного грешником, а всех братии, без исключения, Ангелами. Всем отдавай предпочтение пред собою. Когда ближнего твоего предпочитают тебе, ра­дуйся этому и одобряй это, как деяние самое справедливое. Ты удобно достигнешь такого душевного настроения, если будешь удаляться от близкого знакомства и от свободного обращения. Напротив того, позволяя себе близкое знаком­ство и свободное обращение, никогда не удостоишься придти в устроение святых, не удостоишься сказать от искреннего сознания, сказать с апостолом Павлом: Христос Иисус при-иде в мир грешники спасти, от нихже первый есмъ аз [217]. — По причине смирения пред ближним и по причине любви к ближнему отступает от сердца ожесточение. Оно отваливает­ся, как тяжелый камень от входа в гроб, и сердце оживает для духовных отношений к Богу, для которых оно доселе было мертво. Взорам ума открывается новое зрелище: много­численные греховные язвы, которыми преисполнено все пад­шее человеческое естество. Он начинает исповедывать свое бедственное состояние пред Богом и умолять Его о помилова­нии. Уму содействует сердце плачем и умилением. Таково начало истинной молитвы. Напротив того, молитву памятозлобного святой Исаак Сирский уподобляет посеву на кам­не[218]. Тоже должно сказать и о молитве осуждающего и прези­рающего ближних. Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в таком душев­ном устроении различные унизительнейшие искушения, чтоб, ударяемый и угнетаемый ими, он прибег к смирению пред ближним и к любви ближнего. Молитва есть деятельное вы­ражение любви инока к Богу[219].

Глава 17 О молитве

Молитва, будучи дщерию исполнения евангельских запо­ведей, есть вместе и мать всех добродетелей, по общему мне­нию святых Отцов[220]. Молитва рождает добродетели от соеди­нения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рожда­емых молитвою: первые — душевны, вторые — духовны. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главней­шей заповеди из тех двух заповедей, в которых сосредоточи­ваются закон, Пророки и Евангелие[221]. Невозможно человеку устремиться всем помышлением, всею крепостию своею, всем существом своим к Богу, иначе, как при действии молитвы, когда она воскреснет из мертвых[222] и оживится, как бы душою, силою благодати. Молитва есть зерцало иноческого преуспея­ния[223]. Рассматривая молитву свою, инок познает, достиг ли он спасения, или еще бедствует в волнующемся страстном море, вне священной пристани. К такому познанию он имеет руко­водителем Боговдохновенного Давида, который, молитвенно беседуя к Богу, сказал так: В сем познах, яко восхотел мя ecu, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незло­бие приял, и утвердил мя ecu пред Тобою в век [224]. Это зна­чит: узнал я, Господи, что Ты меня помиловал и усвоил Себе, по постоянному победоносному отвержению мною, силою молитвы моей, всех вражеских помыслов, мечтаний и ощуще­ний. Эта милость Божия к человеку является тогда, когда человек ощутит милость ко всем ближним своим и простит всем виновным пред ним[225]. Молитва должна быть главным подвигом инока. В ней должны сосредоточиться и совоку­питься все его подвиги; посредством ее инок прилепляется теснейшим образом к Господу, соединяется во един дух с Господом [226]. С самого вступления в монастырь необходимо на­учиться правильной молитве, чтоб преуспеть в ней и посред­ством ее изработать свое спасение. Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействует наше поврежденное ес­тество и падшие ангелы, усиливающиеся удержать нас в сво­ем порабощении, в падении и отвержении от Бога, общем человекам и падшим ангелам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.