Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 12 О жительстве в послушании у старца




То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно ска­зать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему вре­мени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египет­ские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это — величайший дар и благодать Святого Духа»[142]. Необходимое условие такового повиновения — духо-носный наставник, который бы волею Духа умерщвлял пад­шую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля че­ловека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевид­но, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величе­ственно и победоносно волею Духа Божия, не может совер­шаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям. «Если ты хочешь отречься от мира, — говорил святой Симеон Новый Богослов современным ему ино­кам, — и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельского жития, диавольскому житию, потому что благих учителей и учительство благое, а злых — злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий, не видящий и обещающийся наставлять дру­гих, есть обманщик, и последующих ему ввергает в ров погибе­ли, по слову Господа: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут [143]. При другом случае этот великий угодник Божий, советуя иноку действовать по указанию духовного отца, при­совокупляет: «Однако да поступает так только в таком случае, когда знает, что духовный отец его — причастник Духа, что он не будет говорить ему противоположного воле Божией, но, по дарованию своему и по мере повинующегося, возглаголет угод­ное Богу и полезное для души, чтоб не оказаться повиную­щимся человеку, а не Богу» [144]. В этом смысле завещавает и Апостол: не будите раби человеком [145]. Он повелевает самое служение слуг господам совершать духовно, а не в характере человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам[146]. Ныне, гово­рит Апостол, человеки препираю, или Бога? или ищу челове­ком угождати? аще бых человеком еще угождал, Христов раб не бых убо был [147]. Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — раби есте, егоже послушаете, или греха и плот­ского мудрования в смерть, или послушания в правду Божию и во спасение[148]. Послушание образует повинующегося по обра­зу того, кому он повинуется: зачинаху овцы по жезлом, гово­рит Писание[149]. Те старцы, которые принимают на себя роль... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых стар­цев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настро­ение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения. В свое время оно должно непременно раскрыться и послужить поводом к неприятнейшей разлуке, к неприятнейшим отношениям старца с учеником, к душевному расстройству того и другого. Страш­ное дело — принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Свя­того Духа и действием Духа; страшное дело — представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не перестает оскверняться дей­ствием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! ги­бельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно. Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного стар­ца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совер­шенства[150], или на преподобного Акакия, спасшегося в житель­стве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными по­боями ученика своего преждевременно в гроб[151]. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руко­водствовались советами духоносных Отцов, также назидатель-нейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наруж­ном послушании у своих старцев. Эти случаи — вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, — сказал святой Исаак Сирский, — вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка»[152]. Возра­зят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола. Любве истины не прияша, говорит он о произвольно погибающих, во еже спастися им. И сего ради послет (попустит) им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут ecu неверовавшии истине, но благоволивший в неправде [153]. По вере ваю буди вама [154], ска­зал Господь, Само-Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеет права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которым они погубляют ближних. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действо­вала чрез грешников, совершая спасение этих грешников. В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь огра­бить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его, как одного из святых Отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее и напоили водою, которою омыты ноги странника. Больная не­медленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца[155]. — В житии святого Феодора, епископа Едесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаян­ною супругою Ад ера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвиж­ническою жизнию достигла святости[156]. Такие события — ис­ключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, ук­репляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руко водителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Бо­жий, то есть Священное Писание и писания Отеческие. Апос тол Павел решительно говорит: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас [157]. Преданием здесь названо нравственное пре­дание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писа­ниях святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным[158], очевидно, по нарушению этим стар­цем нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас. Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов — по­слушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководи­мых, — увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы не способны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то — великая милость Божия к нам, великое счастие для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, пре­дохранить от душевной смерти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 344 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2856 - | 2414 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.