Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О применении келейного правила




К монастырскому правилу

В некоторых Российских обителях, в весьма немногих, сле­дующих уставу Саровской пустыни, отправляется вечернее пра­вило в церкви с поклонами; в некоторых общежительных мо­настырях отправляется правило без поклонов; в большей части монастырей вечернее правило предоставляется на произвол брат­ства, отправляется желающими в келлиях. В Саровской пус­тыне и других обителях, следующих ее уставу, труды так значи­тельны, что едва ли кто из братства может сверх церковного правила совершать и келейное. Но иные бывают очень сильны телом, и телесные труды даже Саровской пустыни и Валаамс­кого монастыря недостаточны для утомления их тела, изоби­лующего крепостию. Для тех, которые избыточествуют силою или живут в обителях, в которых правило не соединено с по­клонами, или и вовсе нет общего вечернего правила, предлага­ем следующий убогий совет: вечернее правило надо совершать, применяясь к правилу, преподанному Ангелом преподобному Пахомию Великому. Применяясь: потому что в настоящее вре­мя, и по слабости нашей и по уставам, общепринятым в наших монастырях, нам невозможно исполнять вполне и в точности правило, преподанное Ангелом сообразно древнему быту ино­ков. Сказанным не должно смущаться. И наше монастырское отечественное чиноположение благословенно Свыше: оно со­ответствует нашей немощи и нашему времени. Соображаясь с тем, как законополагает правило, преподанное Ангелом[246], мож­но дать своему келейному правилу следующий порядок: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе; Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, 12 Господи помилуй, Приидите поклонимся, Пса­лом 50, Символ веры; затем молитва Иисусова: Господи Иису­се Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иные при этой молитве полагают 20 поклонов земных и 20 поясных, иные — 30 поклонов земных и столько же поясных, другие 40 поклонов земных и столько же поясных, и так далее. Полезно присовокуплять несколько земных и поясных поклонов с мо­литвою Божией Матери: Пресвятая Владычице моя, Богороди­це, спаси меня грешнаго. По совершении положенного числа коленопреклонений и поясных поклонов никак не должно оста­ваться в праздности, не должно предоставлять уму и сердцу свободы уклониться безразборчиво в помышления и чувствова­ния какие бы то ни было; должно немедленно переходить к молитвословию или молитве Иисусовой. Совершив телесный подвиг, согрев им тело и кровь, подвижник получает, как выше сказано, особенное расположение к душевному деланию, и, если не дать немедленно же душе делания правильного и спаси­тельного, то она легко может обратиться к деланию неправильно­му и пагубному, к размышлениям и мечтаниям пустым и вред­ным. Надо хранить со тщанием и употреблять с пользою плод, приобретенный правильным телесным подвигом. Невидимые враги и тати не дремлют! самое падшее естество наше не замед­лит дать из себя сродные ему плевелы. Приобретенные при молитве с поклонами чистоту, живость ума и умиление сердца должно тотчас употребить для молитвы без поклонов, неспеш­но и тихо произносимой устами, вслух себе, при заключении ума в слова молитвы, при сочувствии сердца словам молитвы. В обителях, где вечернее правило не отправляется в церкви, а отправляется по келлиям, должно прочитывать после покло­нов молитвы на сон грядущим. Производящие и чувствующие себя довольно сильными читают сверх того акафисты, каноны, псалтирь и помянник. Надо помнить, что сущность молитвен­ного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтоб прочитанное было прочитано со внима­нием, при сочувствии сердца, и оставило на душе глубокое и сильное впечатление[247]. Количество молитвословий, нужных для правила, узнается так же, как и количество поклонов. Прочи­тай с должным вниманием и неспешностию некоторые молит-вословия, которые ты считаешь особенно питающими твою душу: заметив, сколько нужно времени для чтения их, и сооб­разив, сколько времени ты можешь отделить на молитвосло-вие, иначе на псалмопение, составь для себя приличествующее келейное молитвенное правило. На новоначальных очень по­лезно действует чтение акафистов Сладчайшему Иисусу и Бо-жией Матери, а на преуспевших и ощутивших уже некоторое просвещение ума — чтение Псалтири. Для внимательного про­чтения одной кафизмы нужно времени около 20 минут. Свя­тые Отцы совершали молитвенное чтение псалмов и прочих молитвословий с такою неспешностию, необходимою для вни­мания и для заключения ума в слова молитвы, что они это чтение назвали псалмопением. Псалмопение — отнюдь не пе­ние по гласам или по нотам, но крайне неспешное чтение, протяжностию своею подходящее к пению.

В тех обителях, где вечернее правило совершается в церк­ви без поклонов, должно в келлии, по исполнении правила с поклонами, заняться уже не псалмопением, а молитвою, ни­как не попустив себе развлечься суетными и душевредными помыслами и мечтаниями. Те иноки, которые, по каким-ни­будь обстоятельствам, принуждены бывают часто пребывать в келлии безвыходно, совершают правило с поклонами, вос­став от сна, пред утренними молитвами, по причине выше-обьясненного благотворного действия поклонов на тело и душу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.