В ранних социальных исследованиях Колумбийского университета большое значение уделялось влиянию средств массовой информации на отдельных граждан и их выбор. Однако после проведения исследований под этим углом зрения в течение почти двадцати лет Дж. Клаппер подвел итог своей работе, назвав ее «моделью минимальных эффектов» (Klapper, 1960), Сторонники этой модели доказывали, что политическое воздействие средств массовой информации снижается по различным причинам:
1) гражданене настолько внимательны, чтобы заметить оказываемое на нихвлияние;
2) противоречивые и отрывочные сообщения мешают действию друг друга;
3) процессы, происходящие на индивидуальном уровне — выборочное внимание и запоминание, основанное на ранее существовавших политических позициях, — искажают сообщения средств массовой информации и сводят на нет их действие;
4) любое сообщение, попадая к индивиду, пропускается через социальное взаимодействие и коммуникацию самых разных образцов.
Таким образом, особенно в силу того, что образцы социальной коммуникации создаются и существуют внутри сплоченных социальных групп и отражают личные интересы и особенности индивида, другой элемент внешней политической среды можно спокойно не принимать во внимание.
Первоначально исследования средств массовой информации и их воздействия концентрировались в первую очередь на вопросе: «Как политические предпочтения людей изменяются под воздействием средств массовой инфор-
мации?» Два взаимозависимых процесса — один на индивидуальном уровне, а другой на уровне средств массовой информации — сделали поиски ответа на этот вопрос достаточно проблематичными. Во-первых, особенно в Соединенных Штатах, средства массовой информации сознательно вырабатывают политически беспристрастный и объективный стиль освещения событий. На практике это означает, что партийная пресса часто оказывается вытесненной прессой противоположной ориентации (lyengar, Kinder, 1987). Если в XIX в. пресса играла роль преданного сторонника отдельных кандидатов и партий, то современная пресса предпочитает занимать позицию профессионального, политически отстраненного, критичного наблюдателя. Такая установка часто приводит к тому, что средства массовой информации оказываются враждебными обеим борющимся сторонам. На самом деле, можно говорить о создании новой ангажированности — склонности к объективности.
Возвращаясь к предшествующему обсуждению большей полезности тенденциозной информации для образованных граждан, отметим, что она часто слишком дорого стоит, и следовательно, не может использоваться многими гражданами. Если информацию без ясно выраженной политической позиции трудно использовать для принятия политических решений, то получается, что современные средства массовой информации стали меньше отвечать потребностям отдельных граждан из-за своей беспристрастности. Современная газета, например, может не поддерживать никакого политического направления, но при этом она не имеет других читателей, кроме политических наркоманов, которые хотят и могут купить ее, невзирая на высокую цену, для того чтобы самим просеивать, сортировать и оценивать политически нейтральную информацию. Другими словами, так как средства массовой информации заняли критическую позицию по отношению ко всем партиям на политической арене, то граждане не могут их использовать в качестве ориентира при поиске информации. Таким образом, не удивительно, что все меньше граждан используют сообщения средств массовой информации в качестве источника политической информации, в то же время влияние средств массовой информации на взгляды людей установить затруднительно. Из этого следует, что информация, очищенная от какой бы то ни было политической оценки, часто оказывается менее полезной, и, соответственно, менее влиятельной.
Пожалуй, лучше всего эти проблемы проиллюстрированы в работе П. Бека (Beck, 1991). Например, ситуация, когда сторонники демократической партии обвиняют республиканскую прессу, а сторонники республиканской партии обвиняют прессу демократов. Такие результаты особенно примечательны, поскольку они противоположны результатам, вытекающим из непосредственной социальной коммуникации. Так же, как граждане (часто ошибочно) проецируют свои партийные предпочтения на своих товарищей, они проецируют (и также часто ошибочно) противоположные предпочтения на свои газеты. Совершенно ясно, что за объективность приходится платить растущим уровнем критики со всех сторон. Если грамотный гражданин высоко ценит информацию, имеющую очевидную политическую подоплеку, то такое недовольство вполне объяснимо. Труднее понять, почему в эпоху современных средств массовой информации распространились такие примитивные ожидания относительно исключительного влияния массовой информации на политические предпочтения граждан.
Значительное продвижение в изучении средств массовой информации связано с появлением исследований того, как подается тот или иной материал
(Erbringet al., 1980; MacKuen, 1981). Усилия ученых, направленные на понимание политических последствий освещения событий в средствах массовой информации, были перенесены с изучения того, как они искажают эти события, на то, как они их освещают. Этот тезис основан на убеждении, что влияние средств информации состоит не просто в том, что они указывают людям, как они должны голосовать, а в том, что они формируют восприятие граждан относительно важности тех или иных тем и проблем. Если несколько упростить эту аргументацию, то речь идет о том, что те события, которые освещаются прессой, люди считают важными. Следовательно, связь между реальным объективным политическим процессом и тем, как его воспринимают граждане, фундаментально зависит от того, на что обратит внимание пресса.
Л. Эрбринг и его коллеги исходили из гипотезы о том, что «влияние средств массовой информации на различные контингента аудитории осуществляется через специфическую микро модель молчания» (Erbring et al., 1980, p. 21) Они показали, что восприятие гражданами национальных проблем включает важный местный компонент, объясняющий, как происходит уточнение информации, полученной из различных средств массовой информации. Даже если принять во внимание многообразие местных условий в каждом отдельном случае, освещение различных политических проблем местными средствами массовой информации безусловно влияет на то, что граждане считают социально и политически значимым. В то же время они показывают, что способность к восприятию предлагаемых средствами массовой информации сведений зависит от состава аудитории, т.е. от запросов и предпочтений людей.
Последнее соображение о пересечении поставляемой средой информации и личных предпочтений граждан, особенно важно, так как оно вписывается в ключевое направление социологии политики. В случае социальной коммуникации, не опосредованной прессой, граждане создают такие модели социального взаимодействия, которые позволяют им избегать неприемлемых для них политических сообщений. В иных случаях распространяемые в процессе общения послания либо изменяются до неузнаваемости, либо воспринимаются с неоправданным всеобщим согласием (MacKuen, 1990). Реализация предпочтений граждан оказывается более проблематичной в случае с прессой. Во-первых, как правило, используется очень ограниченный выбор периодических изданий — лишь немногие граждане читают что-то, кроме местных газет. Во-вторых, даже тогда, когда имеется больше альтернатив, например телевизионные новости разных каналов, обычно их содержание однородно. Индивидуальные предпочтения реализуются на стадии интерпретации информации, поставляемой средой: люди вырабатывают враждебную по отношению к средствам массовой информации позицию, приписывая им искажение политической информации. Они выборочно реагируют на то, что освещает пресса, поскольку не считают, что все сообщения в средствах массовой информации одинаково ценны.
Другие тонкости влияния средств массовой информации на поведение индивидов были описаны в недавнем исследовании Д. Киндера и С. Айенгара (Iyengar. Kinder, 1987; Iyengar, 1991). В серии тщательно продуманных экспериментов Айенгар и Киндер исследовали не только последствия того, какая информация и в каком порядке передается прессой, но также и того воздействия, которое оказывает своеобразная «грунтовка» восприятия читателей, или «эффект первичности». Граждане располагают лишь ограниченной информацией, трактуя политические решения, следовательно, они делают свой вы-
бор без учета всех аспектов. В соответствии с этим, важнейшей детерминантой успеха партии или кандидата часто является набор критериев, используемых гражданами при принятии политических решений. Айенгар и Киндер определили потенциал «предварительной накачки» граждан прессой, создающей основания для оценки при принятии ими политического решения. И снова результаты подтвердили важность пересечения поставляемой средой информации и политических предпочтений тех, на кого эта информация обрушивается. Ученые установили, что «"предварительная накачка" наиболее эффективна, когда публика, благодаря хорошо внушенной, достаточно популяризованной теории, предрасположена видеть связь между ответственностью президента и состоянием страны» (Iyengar. Kinder, 1987). А для большинства граждан это означает, что партийные предпочтения, сталкиваясь с сообщениями средств массовой информации, определяют меру возможного давления прессы.
Результаты этих исследований привели Айенгара к мысли об особой роли рамочного способа подачи материалов средствами массовой информации, при котором происходит непрямое приписывание ответственности за политические проблемы. Он доказал, что основной принцип телевизионного вещания — эпизодическое освещение отдельных событий — подталкивает к перекладыванию ответственности за политические проблемы скорее на индивидов, чем на более крупные социальные и политические силы. Это в очередной раз подчеркивает важность сочетания предпочтений и изначальных убеждений граждан, с одной стороны, и поставляемой средой информацией — с другой. В частности, личные политические убеждения граждан ограничивают такое навязывание мнений. Другими словами, «политическая активность индивида дает ему силы сопротивляться навязыванию новых рамок» (Iyengar, 1991, р. 126).
Причина, по которой отдельные граждане играют активные или пассивные роли при получении и интерпретации информации из прессы и других источников, может иметь различные объяснения. Конечно, Э. Даунс приписал бы значительную роль индивидам, так как они активно стремятся к экономии усилий, действуя путем ограничения источников информации и поиска взглядов, соответствующих их собственным. Айенгар и Киндер, напротив, рассматривают индивида как жертву средств массовой информации, вышедших из под контроля. Несмотря на различия в интерпретациях роли граждан, исследования этого направления неизбежно сталкиваются с вопросом: являются ли зрители сознательными и рационально мотивированными потребителями политической информации?
Б. Расовая политика
Возникший интерес к взаимодействию индивида и среды во время передачи и восприятия информации можно проиллюстрировать на примере нескольких противоречий в литературе по расовой политике в Соединенных Штатах. В целом эта литература ставит своей целью объяснить источник расового конфликта в политике. В частности, почему и при каких обстоятельствах белые граждане демонстрируют политические предпочтения, выбор и поведение, враждебные по отношению к черным гражданам?
Существуют исследования о том, как расовая проблематика отражается на изменениях электорального поведения. Э. Карминес и Дж. Стимсон показали, например, что эволюция расового вопроса явилась причиной трансформации американской политики (Carmines, Stimson, 1989). Американский политичес-
кий пейзаж был проанализирован с точки зрения расовой политики. Исследование начали с Конгресса, изучались также партийные организации, выборные кампании и преданность избирателей своим партиям. Р. Хакфельд и К. Кохфельд пришли к выводу, что значение расового вопроса не только усилилось, но и привело к сопутствующему снижению важности классового и организационного принципов в современной американской политике. Таким образом, классовая проблема часто отступает на второй план, уступая место расовым вопросам, ключевым вопросам на выборах в Америке.
В большинстве современных исследований расовые проблемы понимаются как одна из причин политического конфликта. Л. Бобо и Дж. Глейзер дали, каждый в свое время, объяснение расовой враждебности через групповой конфликт (Bobo, 1983; Closer, 1994). Они считали, что при определенных социальных и институциональных обстоятельствах и в определенной среде, раса становится наиболее значимой разделительной чертой в политике. Расовая политика не является чем-то умозрительным. Это продукт времени, места и обстоятельств точно так же, как определенный набор условий, приводит к реализации определенных интересов и импульсов. Одни ученые, Карминес и Стимсон в том числе, считают, что расовая политика вышла на первый план потому, что политические элиты выбрали благоприятный момент для вынесения расового вопроса на повестку дня. Для других, например для Хакфельдта и Кохфельда, очевидно, что обострение расового вопроса обычно происходит, когда присутствие черных своей численностью представляет угрозу политическому доминированию белых и когда политики выдвигают лозунги, которые успешно осуществляют расовое разделение.
В литературе имеются и прямо противоположные утверждения о том, что раса не имеет политического значения, или, по крайней мере, оно сильно преувеличивается. В последнее время эту идею отстаивает А. Абрамовиц, написавший ответ Карминесу и Стимсону (Abramowitz, 1994). Гораздо раньше было высказано мнение о том, что расовые отношения едва ли нужны для объяснения партийных различий или выбора при голосовании, если приняты во внимание другие политические факторы. Так, отношение людей к гражданским правам не зависит от предпочтения той или иной партии (Wolflnger, Arsenau, 1978).
Категоричность этих мнений не помешала появлению в области когнитивной политической психологии исследования, согласно которому многие конкретные политические вопросы для большинства избирателей когнитивно связаны с расовой принадлежностью, и именно поэтому расовый вопрос проникает в различные области государственной политики (Hamill et al., 1985). Среди политических социологов распространено убеждение, что критики, отказывающие расовому компоненту в политическом значении, упускают из вида макрополитическую реальноств.* Если расовая принадлежность не играет никакой роли в политике, то почему же 90% черных избирателей регулярно отдают свои голоса за кандидатов от демократической партии, в то время как большинство белых избирателей поддерживают кандидатов от республиканской партии на всех президентских выборах начиная с 1964 г.?
Даже среди тех, кто признает значение расового состава и расового сознания населения в политике, есть серьезные расхождения относительно природы расового влияния на политику. Теоретики группового конфликта доказывают, что расовая политика является результатом политического соревнования между белыми и черными из-за дефицитных ресурсов, и таким образом,
она коренится во вполне реалистических представлениях политических акторов. Сторонники символического расизма, напротив, утверждают, что расовый конфликт на самом деле оторван от реальности, от реальных обстоятельств и интересов акторов. Скорее, основой расового конфликта является предубежденность и враждебность по отношению к чернокожим, таким образом, он стимулируется и управляется с помощью символических изданий и обращений (Sears et al., 1979).
Не присоединяясь ни к одной из приведенных точек зрения, попытаемся показать истоки этих альтернативных объяснений с учетом традиций, существующих в исследовании политического поведения. Теория группового конфликта, рассматривая расовый конфликт в рамках основной традиции политической социологии, утверждает, что макрополитические последствия находятся на пересечении индивидуальных целей и ориентации, с одной стороны, и политической и социальной среды — с другой. Другие два подхода, утверждающие, что «раса не имеет никакого значения», а «расовый конфликт — это предрассудок», основываются на индивидуалистических концепциях политического поведения и традиции, объясняющей макрополитические последствия либо чисто индивидуалистическими импульсами, либо полностью интернализованными культурными нормами. Надо заметить, что теория группового конфликта весьма уклончиво отвечает на вопрос о роли предрассудков в расовом конфликте. Сторонники этой теории могут доказывать как то, что предрассудки играют решающую роль в динамике расового конфликта, так и то, что их роль минимальна. На самом деле, теория группового конфликта утверждает, что предрассудки сами по себе не могут полностью объяснить расовый конфликт — расовый конфликт может существовать отдельно от предрассудков, и наоборот, предрассудки могут существовать и без расового конфликта.