Если для начальных шагов культуры современной цивилизации, ещё до промышленной революции, характерно было выделение двух культурных стилей: классицизма и сентиментализма, то позднее выделяются два направления: романтизм и позитивизм.
Цивилизация разрывает единую когда-то культуру на обособленные сферы: материальный труд, производство, где господствует необходимость, закон, и сфера так называемой «культуры» (т.е. искусства, творчества), которая объявляется «свободной» и где действуют категории должного, идеального. Поскольку художник, деятель «культуры» находится в сфере должного, идеального, он и пытается осмыслить свою жизнь и своё творчество в категориях «сознания», «свободы», «независимости». Таким образом, положение человека в системе общественного производства, в частности, духовного производства, формирует и особое восприятие его места и роли в обществе. Для деятелей, занятых в сфере искусства, творчества это проявляется в появлении «романтической культуры» и методов, характерных для романтики в любой профессии.
Романтизм может рассматриваться в качестве общекультурного движения, претендовать на создание целостного мировоззрения. В рамках романтизма художник мыслит свой мир как единственно реальный, сущий, а действительный мир как приложение, продолжение своего мнимо-реального мира. Таким образом, происходит удвоение мира в глазах теоретика, художника, «деятеля культуры». Удвоение мира приводит к появлению двух тенденций в культуре.
Первая тенденция связана со стремлением замкнуться в сфере идеалов, в «башне из слоновой кости», презрев мир материального интереса и «чистогана», «прибыли», что порождает романтизм.
Вторая тенденция связана с попыткой отбросить мир идеального, должного как «метафизику», «спекуляцию» и сосредоточиться на практике, эмпирии, опыте. Это стремление характеризует позитивизм.
Для романтизма характерно признание пропасти между идеалом и жизнью, а значит иррациональности, неразумности сущего, действительности. В этом плане эпоха господства романтизма отрицает культуру Просвещения. Если для Просвещения были характерны требования разумности, рациональности, то очень скоро жизнь опровергает эти установки. Лозунги революции 1793–1994 гг. во Франции «свобода, равенство и братство» как рациональные требования, очень скоро показали свой иррациональный характер.
Отрицание рационализма реальной жизни побуждает искать разумные начала «по ту сторону реальности», в мире фантастическом, в прошлом (например, у Т. Карлейля это «романтический историзм») или в будущем (у Н. Г. Чернышевского в романе «Что делать?», социалистическая утопия). Это будущее может трактоваться или в оптимистическом плане, или в трагических, пессимистических, тонах.
Романтизм и продолжает предшествующую линию либерализма, сентиментализма и отрицает её. Для либерализма характерно воспитание личности, но личности разумной, находящей гармонию в отношении с обществом. Но в XIX веке этой гармонии уже не было. Поэтому в романтизме дан человек «бунтующий» и в своём бунте ничем не ограниченный. Если Просвещение выступило с тезисом «равенства», то Романтизм противопоставляет ему «свободу», жертвуя братством и равенством. Отсюда берет своё начало субъективизм, индивидуализм в философии у Фихте, Шеллинга, Ницше.
Меняется и метод рассмотрения событий. Для Просвещения была характерна генерализация – обобщение. Отсюда стремление построить законченную схему, систему, описать все. Романтизм использует метод индивидуализации, подчёркивая уникальность, неповторимость истории, отсутствие в ней законов. Отсюда появляются такие черты как агностицизм и скептицизм.
Второе течение в культуре связано с оправданием опыта, эмпирии, практики, что порождает позитивизм. Для позитивизма характерно отрицание «метафизичеcких» истин, не имеющих чувственного подтверждения. А так как философия имеет дело с абстракциями высокого уровня обобщения, уже порвавшими с конкретно чувственным материалом, то позитивизм выступает против философии, утверждая тезис о том, что «наука сама по себе философия». Но позитивизм сам является определённой философией, хотя и не осознаёт этого. В свою очередь, он порождает такие философские системы, как техницизм, утилитаризм, прагматизм. В социально-политической области он порождает такой вид утопии, как «промышленный, индустриальный социализм» Сен-Симона.
Позитивизм и романтизм – разные стороны одной культуры, но в разных её областях они проявляются в разной мере. Позитивизм больше сказывается в естествознании, в технических науках, на практике, в естественнонаучном мировоззрении. Романтизм – в гуманитарных областях культуры: в искусстве, в литературе, живописи.
Попытки снять наметившееся расхождение между двумя культурами – «естественнонаучной, технической» и «гуманитарной» – были предприняты ещё Гегелем, создателем системы объективного идеализма, с применением метода диалектики. Когда эта попытка обнаружила свою несостоятельность, противоречивость между системой и методом, второй синтез осуществляет марксизм, сохраняя диалектику Гегеля и распространяя её на область материальных, природных и социальных явлений.
Романтизм – последнее целостное образование, в рамках которого происходило осмысление культурой самого себя. В дальнейшем это единство распадается и возникает многообразие стилей, концепций, школ, взаимопроникновение их друг в друга, смешение, эклектика. Более того, эклектизм получает концептуальное оправдание в трудах Сезара Дали (Париж, 1866 г.), который связывает его с творческим актом художника, придавая ему «универсальный» характер. Например, универсальный эклектизм наиболее полно проявился при застройке Санкт-Петербурга. Поиск чистых форм не прекращается с оправданием эклектизма, но получает дополнительный импульс. Ещё до конца ХIХ века обнаруживаются и продолжают существовать и в ХХ веке такие течения, как импрессионизм, натурализм, эстетизм, символизм, декаданс, акмеизм и т.д.
Определённым отрицанием романтизма являлся реализм. Реализм – это также достаточно устойчивая форма духовной культуры. Известны «возрожденческий реализм», «реалистический классицизм», «демократический реализм» и другие его разновидности.
Романтизм разрешает конфликт человека с миром с помощью иллюзорных форм, реализм обращает внимание на зависимость человека от социальной среды. Для романтизма обобщение выступает в форме идеала, для реализма формой обобщения выступает тип, типические обстоятельства и типические характеры.
Реализм обнаруживает себя в философии в виде материализма, материалистической диалектики и диалектического материализма, в литературе – как критический реализм, например, в английском романе Чарльза Диккенса, в живописи – в картинах Густава Курбе (1819–1877), Жана ФрансуаМилле (1814–1875). В недрах реализма возникает течение, характеризующее пролетарский, социалистический реализм, его представители: Г.Веерт, Ф. Фрейлиграт, Ф. Лассаль, К. Каутский, Ф. Меринг, в России М. Горький и др. Реализм пытается отрицать ценности буржуазного общества как несостоятельные. Он ищет иные социальные силы, способные взять на себя задачу переустройства общества и находит их в пролетариате и социализме как социально-политическом устройстве общества,.
Другим направлением культуры цивилизации в этот период является утверждение ценностей буржуазии. Для него характерна ориентация на потребление, культ вещей. Например, появление стиля бидермайер. Полезность, практичность, утилитаризм – главное содержание этого направления. Во взглядах на общество господствует техницизм (позитивизм), который рассматривает культуру как техническую систему.
Если в начале первоначального накопления капитала буржуазия выступала с требованиями скромности, простоты, накопительства, бережливости, то достигнув политической власти, стала воспевать быт крупного капитала. Появились и художественные стили, отражающие новые условия: ампир, академизм. Позднее происходит смешение разных стилей, что приводит к эклектике.
В конце ХIХ века возникает модерн – «современный» стиль, для которого характерно соединение техницизма и эстетизма. ХХ век развивается под влиянием модернизма, а позднее и постмодернизма.