В предыдущих материалах было уже обращено внимание на то содержание, которое несёт в себе цивилизация. Все общества (и культуры), мы можем поделить на два типа: культура ассоциации – «свободного развития каждого в интересах развития всех» и культура цивилизации, где на основе перераспределения избыточного прибавочного продукта – экономической основы закона общественного разделения труда, культурное развитие части населения, «собственников» – происходит за счёт культурной деградации другой части населения – наёмных работников (или рабов, или крепостных).
В этом отношении современная цивилизация также развивает свою культуру на основе действия закона общественного разделения труда и перераспределения продукта в интересах экономически господствующих классов. Только на смену рабу и рабовладельцу, крепостному и феодалу, пришли наёмные работники и «предприниматели» – владельцы средств производства. Их экономическое, т.е. объективно обусловленное положение в обществе, закрепляется юридически, политически, духовно-идеологически, так что границы класса всегда остаются. Они сохраняются и передаются по наследству.
Единая когда-то культура примитивной ассоциации в цивилизации распадается на части, приобретает классовый характер. Она вызывает классовую борьбу, а значит приводит к появлению органа, который ведёт эту борьбу, пытается её подавить, по крайней мере, в массе низов общества. Это и есть государство, политика, закон. Таким образом, цивилизация вызывает к жизни специфический вид культуры – политическую культуру, в рамках которой разрешаются политические классовые противоречия.
Ещё одним характерным следствием цивилизации выступает частичность развития индивида, односторонность в формировании его социальных качеств. И собственник, и наёмный работник – оба развиты, но развиты односторонне, половинчато, а значит ущербно, деформированно.
В угоду развитию одних способностей, например, к труду, в жертву приносится масса других, не менее важных для человека талантов, наклонностей, интересов. Человек в цивилизации формируется как частичный индивид. Эта «частность», неполнота развития, казалось бы, должна была способствовать поиску своей «второй» половины, общению людей, усиливать их взаимопонимание, коммуникабельность. Но в современной цивилизации происходит иное: конкуренция, стихия рыночных отношений; прибыль как цель и смысл существования приводят к отчуждению человека от человека, его «атомарности», «одиночеству в толпе». Человек ищет не человека, а средство для получения прибыли в той или иной форме. Человек в цивилизации не превращается в цель развития культуры, но только в средство. Отсюда становятся хрупкими, призрачными все «человеческие связи»: дружба превращается в знакомство, любовь сводится к сексуальному партнёрству, семья становится средством наживы и сохранения капитала. Рушится сыновний долг и родительские обязанности, родственные и соседские отношения заменяются безликими экономическими контактами. Индивид изначально, самим фактом своего рождения в определённом классе, получает и границу, меру своего развития. Он превращается в классового индивида, и культура получает классовый характер: язык, нормы общения, манеры поведения, одежда, судьба и т.д., т.е. вся культура выдаёт классовую принадлежность. Мы можем вспомнить здесь замечательное творение Бернарда Шоу «Пигмалион», где обыгрывается этот «социальный», классовый характер культуры современной цивилизации. Для развития современной цивилизации, её культуры, применимо выделение тех же периодов её существования и развития, что и для современной формации в целом. Здесь так же, как и в формации, в последнее время наметились изменения. Они связаны с развитием техники, технологии, с изменением роли науки на производстве. В этих условиях растёт роль образования, квалификации в жизни человека, что приводит к увеличению сроков учёбы. Более того, она становится постоянно действующим фактором. В силу частых изменений, человек постоянно должен переучиваться, повышать свою квалификацию.
Превращение науки в непосредственную производительную силу объективно и субъективно, вещественно и личностно, приводит к демократизации культур: «низы» вынуждены осваивать те формы культуры – образование, формы досуга, а значит и формы общения, которые ранее были уделом элиты. В то же время, элитарная культура начинает вбирать в себя элементы культуры, ранее свойственные низам. Например, манеру говорить, музыкальные ритмы, одежду.
В современной цивилизации «отдача» от внедрения научных открытий, изобретений, подчас большая, чем от длительной классовой борьбы. Поэтому всё чаще раздаются утверждения о том, что классовая борьба, а значит и политические партии, исчерпали свою созидательную роль, уступили своё место социальному партнерству, компромиссу, консенсусу. «Онаучивание» производства, «интеллектуализация» труда, гуманизация трудовых отношений свидетельствуют о том, что в культуре современной цивилизации происходят существенные изменения, подвижки, подводящие её к новому качественному состоянию.
Изменяются и отношения собственности. Если в начале существования для буржуазной цивилизации характерно было отчуждение наёмного работника от собственности, то в ХХ веке наблюдается обратный процесс. Утверждение общественного характера производительных сил общества приводит к тому, что капиталист вынужден привлекать для развития производства добавочные капиталы. Сперва появляются коллективные формы владения частным капиталом: семейные, партнёрские фирмы, затем корпорации и т.д. Впоследствии процесс активизирования охватывает и непосредственных производителей: они становятся «совладельцами» частнокапиталистических предприятий, что позволяет им участвовать в процессах распоряжения, пользования, владения. И хотя эти изменения не затрагивают сущности буржуазной формации, но приводят к значительным подвижкам в сфере культуры. Былые антагонизмы и противоположности в иллюзорной форме удаётся представить как несущественные различия. Теперь пропасть между богатыми и бедными, «верхами» и «низами», по видимости, воспринимается как случайное, преходящее состояние. Будь бережлив, хорошо работай, копи капитал, приобретай акции и твоё положение «хозяина», «собственника» упрочится. Таким образом, былой закреплённости человека за определённым социальным местом нет. Это создаёт известного рода подвижность, мобильность. Вчерашний наёмный работник сегодня может сам стать предпринимателем, «работодателем». Но столь же велика возможность лишиться своей собственности, разориться. Из приблизительно 7 тысяч вновь создаваемых предприятий в первый год разоряются 4 тысячи, через 5 лет ещё 2 тысячи. Выживают единицы. Тем не менее, возможность изменить своё положение является основой для распространения иллюзий в духовной области, усвоения стереотипов, стандартов поведения, насаждаемых господствующим классом.