Методологической основой для изучения культурных форм выступает учение о форме в ее наиболее общих определениях.
Анализ объективной действительности культуры с точки зрения формы означает прежде всего поиск в многообразии культурных явлений тех из них, которые обладают сходными свойствами.
Культурное сходство, в отличие от тождества, предполагает, включает в себя и различия. Поэтому каждый из выделенных элементов культурного множества становится одним из явлений данного множества, особенным, специфическим, характерным, отличным от других явлений, т.е. культурной формой.
Поскольку мир явлений культуры многообразен, выделение формы имеет смысл только в рамках выделенной общности, множества.
Процесс установления формы включает в себя сравнение, позволяющее выделить и одинаковые и различные качества явлений культуры. Понятие формы выражает наличие особенного в общем, различного в сходном, специфического в однородном.
Например, картина художника. Она может выступать как «произведение», т.е. как то, что «создано», «произведено», как то, чего раньше не было а теперь появилось. Это произведение художника.
Произведение – это вещь, процесс, произведенные впервые, созданные человеком впервые.
Для произведения характерно авторство, опредмечивание личности. Это авторство может и не осознаваться.
Для произведения типична адресность, они предназначены определенной аудитории – исторической, социальной, демографической – читателям, зрителям, покупателям. Произведения адресуются, т.е. предназначаются.
Адресат, аудитория дополняют и завершают произведение. Без своего адресата и аудитории произведения незакончены, неполны, не завершены.
Субстрат произведения – полотно, краски, звуки, рифмы, речь и т.д. есть начало мира произведенного, созданного впервые, ранее не существующего.
Но картина – это и продукт, т.е. произведение, созданное для чего-то, для потребления. Т.е. она удовлетворяет какую-то потребность, она потребляется.
Картина может принять форму товара, т.е. продукт, созданный для продаж, но она может сохранить и форму продукта, т.е. вещи, предназначенной для потребления, личного или коллективного, она может предназначаться в дар, или для другого для обмена на материальные блага.
В каждом из этих отношений, определений, картина предстает как иная форма, как элемент иного множества. Она может выступать как форма новая или старая, законченная – незаконченная, совершенная – несовершенная.
Содержание выражает то конкретное общее, что существует в выделенном множестве явлений, что позволяет рассматривать каждую из них как «одну из форм», как особенное проявление общего содержания.
Любое явление, в том числе и культурное, представляет собой единство содержания и формы. При этом, утверждает философия, определяющую, детерминационную роль играет содержание. Содержание определяет форму, форма содержательна. Наряду с определяющими связями между содержанием и формой складываются и связи соответствия, генетического и функционального.
Любое явление культуры есть единство содержания и формы. Между содержанием и формой устанавливается прежде всего генетическое соответствие. Форма по своему происхождению есть изменение содержания, элемент его собственного развития, его модификация, трансформация, преобразование.
Но форма связана с содержанием и функциональным соответствием. Она выражает содержание, придает ему законченность, выразительность, определенность.
Соответствие содержания и формы есть совершенство. Не всякая форма и не всегда достигает на практике своего совершенства. Обычно в развитии, в генезисе той или иной культуры мы выделяем три периода. Некоторые авторы могут выделить и больше, но это не меняет общей динамики развития с точки зрения диалектики содержания и формы. Любая культура возникает, появляется – это период ее «становления». Здесь явление предстает перед нами прежде всего как развитие содержания. Этот период, как правило, рассматривается как период становления явления. Оно еще не выработало адекватную себе форму развития, оно еще безразлично к форме. На этом этапе определяющую роль играет содержание.
Затем наступает период формирования. Это период совершенства культуры, достижения и обретения совершенных форм, в наибольшей степени соответствующих содержанию. Он часто называется в культурологии как период «развитого», «зрелого», «классического» состояния культуры. На этом этапе, как правило, появляются образцы, нормы, каноны, «совершенные» произведения культуры. Но содержание не остается неизменным, оно – наиболее подвижная, изменчивая часть явления. Измененное содержание требует и новой формы. Старые формы, ранее считавшиеся «совершенными», теперь не способны выразить новое, изменившееся содержание, они сдерживают его развитие, препятствуют развитию и рано или поздно будут отброшены, заменены на новые. Наступает период «модернизации» культуры. Старые формы культуры теряют свою привлекательность, число их почитателей уменьшается. Число сторонников «новых» форм стремительно растет. Это период упадка, «прехождения» культуры. Одними он воспринимается как «умирание» культуры вообще, другими – как время ее «революционного» обновления, становления новой культуры.
В культуре важную роль играют не только генетическое, но и функциональное соответствие.
Так, произведение художественной культуры – картина, имеет художественную форму. Например, «игра» красок, теней, способ наложения мазков, движение линий, композиция – всё это и многое другое составляют элементы художественной формы. Они изучаются искусствознанием, теорией искусства. Но картина несет в себе и социальное содержание – то, что изображает художник, фрагмент социальной действительности.
Таким образом, можно сказать, что понятие культурной формы сочетает противоречивые характеристики содержания и формы, общего и особенного, единства и различия. Это единство достигается за счет того, что явление культуры берется не целиком, а частично. Мы абстрагируемся, отвлекаемся от отдельных свойств предмета и концентрируем внимание, абсолютизируем другие.
Эта часть свойств является общей со свойствами других сходных явлений. Другая часть свойств, наоборот, отличается от других. Таким образом, в группе сходных явлений выделяются две стороны:
сторона, определяющая их тождество друг с другом;
сторона, определяющая их отличие друг от друга.
Одну из этих сторон, а именно подчеркивающую различность, особенность сходных явлений, и отражает понятие формы. Форма – это идеально ограниченная в явлении его отличительная сторона.
Культурная форма есть отношение, в котором выделяется, фиксируется различия в генетически сходных явлениях культуры.