Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы становления и развития культуры современной цивилизации,её характерные черты




 

Рассматривая культуру человеческого общества, мы сталкиваемся с ситуацией её растущего многообразия: только в начале своего становления культура была унифицирована, однотипна, но по мере её развития единство одностороннее, примитивное, унифицированное сменяется многообразием единства, растущей дифференциацией, многотипичностью культуры. Новая культура не просто вытесняет старую, а сохраняет в себе её положительные компоненты.

Это целиком и полностью подтверждается на примере современной культуры: она вбирает в себя различные типы культур, сохраняет их, подчиняет их действие своему, основополагающему началу.

Поэтому говоря о культуре современной цивилизации, мы должны выделить это многообразие.

1. Прежде всего, культура современной цивилизации покоится на многообразии материала, из которого она строится. Положение, при котором лицо культуры определялось каким-то одним материалом – «камнем», «бронзой» или «железом» (I тысячелетие до н.э. – ХХ в. н.э.), остаётся в прошлом. Начиная со второй половины ХХ века культура начинает использовать все известные ей материалы, создаёт неизвестные ранее сочетания материалов, композиты, применяет новые материалы – пластмассы, «сверхчистые» металлы, материалы с заранее заданными свойствами. Поэтому, с точки зрения материала, мы можем выделить в современной культуре два этапа:

Первый этап, длившийся до ХХ в., мы можем охарактеризовать, как культуру железа. Её вершиной стал ХIХ в.

Новый этап открывается в ХХ веке. Железо перестаёт быть основным материалом культуры, на его место приходят новые материалы – происходит революция в материале культуры.

2. Второе основание, по которому мы даём характеристику современной культуры, выделено по отношению к природе. Здесь мы должны отметить, что истоки современной культуры коренятся ещё в сельскохозяйственном, аграрном производстве, которое, по крайней мере, в Европе, было господствующим вплоть до XVIII века. Но уже в этот период начинают складываться предпосылки для революционных изменений. Отделяется ремесло, которое представляет самостоятельное направление в культуре, отличное от культуры присвоения или аграрного производства. В XIV–XV вв. ремесленное производство, концентрирующееся в городах, претерпевает изменение: оно переходит в свою высшую стадию – мануфактуру. Для мануфактуры характерно развитие внутрицеховой специализации и кооперации подетальной и пооперационной, осуществляемой ручным трудом. На первых порах мануфактура даёт быстрый рост производительности труда. Но очень скоро, исчерпав все возможности ручного производства к росту, мануфактура попадает в кризис. С XVI в. дальнейший рост может быть обеспечен изменениями в технической базе общества и переходом на новую технологическую основу. Это происходит в XVIII веке в ходе промышленной, индустриальной революции. Именно она вплоть до ХХ века определяла лицо нашей культуры, пока и её возможности не были исчерпаны: открывается период «третьей волны» – постиндустриальной культуры. Итак, мы можем выделить три крупнейших периода.

1-й этап: ХV–XVIII вв. Культура ремесленного, ручного производства с её наиболее развитой формой – мануфактурой. Кризис мануфактурного производства и создание предпосылок для «промышленной» революции.

2-й этап: ХVIII–ХХ вв. Промышленная революция и господство индустриализма.

Для индустриальной культуры характерны:

– Трёхзвенная система машин в качестве технической базы культуры.

– Механизированный труд, постепенно вытесняющий ручное производство как «малопроизводительное», «нерентабельное».

– «Завод», «фабрика» как организационная форма, объединяющая дифференцированные, специализированные виды труда и «отрицающая» прежние мануфактуры.

Большинство населения занято в промышленном производстве, концентрирующемся в городах. В этом случае аграрная культура получает зависимое развитие и начинает обслуживать городские слои населения. Уже во времена королевы Елизаветы в Англии 1 сельский житель кормил 4 горожан. В конце ХХ века в развитых странах 1 работник, занятый в аграрном секторе, «содержит» 18 городских жителей. Это приводит к тому, что именно «деревня» является источником «избыточного» населения и пополняет собой городское население.

Механизированное производство рассчитано на массовое производство товаров и массовое извлечение прибыли. Если первоначально процесс создания индустриальной культуры сопровождался увеличением рабочего времени до 14–16 часов в день, использованием детского труда, а также женского труда на тяжёлых видах работы, то в ХХ веке здесь происходят изменения: рабочий день сокращается до 8–7 часов, увеличивается свободное время населения, используемое для восстановления рабочей силы и духовных развлечений. Массовое производство приводит к массовому потреблению: товаров, услуг, духовной продукции.

Массовое производство охватывает не только материальную сферу общества, но и её духовные виды.

Наука превращается в непосредственную производительную силу, объективно и субъективно. Научное знание становится непосредственным компонентом производства. Производство научного знания становится массовым, организованным. Теперь наука – не удел деятельности гениев, талантов типа Ньютона, Эйнштейна и др., а результат совместных усилий сообщества учёных, объединённых в фирмы, корпорации, подобные «Рэнд Корпорейшн». В них планируются результаты, программы, формы деятельности сотен учёных, исследователей.

Массовое, организованное, планируемое производство знания влечёт за собой и массовое производство других форм культуры: художественной, политической («демократия», «парламентаризм», политический плюрализм). Производство «информации», духовной продукции становится на «поток». «Галактика Гуттенберга» разворачивается все стремительнее.

3 этап. В конце ХХ в. индустриальная культура перерастает в постиндустриальную. Высказывания о начале этого процесса стали появляться ещё в 70-е годы, и они были настораживающими: обществу предстоит пережить определенный «шок», стресс от тех изменений, с которыми оно столкнется при формировании новой культуры.

 

Футурошок

 

В 1970 г. вышла книга Олвина Тоффлера «Столкновение с будущим» («Шок от столкновения с будущим», или «Футурошок»). Прочитав её, президент Никсон поручил правительству разработать меры для предотвращения установленных Тоффлером опасностей.

Тоффлер начинает свой анализ с констатации факта:

«Если последние 50 тысяч лет существования человека измерить жизнью поколений с продолжительностью жизни в 62 года, то всего получится 800 таких поколений. Из них 650 поколений жили в пещерах.

Только последние 70 поколений знают письменность.

Только последние 6 поколений знакомы с печатным словом.

Последние 4 поколения научились более-менее точно измерять время.

Последние 2 поколения знают электромотор.

Но подавляющая масса материальных ценностей, которыми мы пользуемся, создана при жизни последнего, 800-го поколения!»

Всё большее число культурологов убеждаются в том, что ход истории ускоряется.

В 1850 г. всего лишь 4 города на земле насчитывали 1 миллион и более жителей.

К 1900 г. таких городов было 19.

К 1960 г. – уже 141.

Количество горожан возрастает каждый год на 6,5%. Это значит, что через 11 лет численность городского населения удвоится. Таким образом, происходит самая интенсивная урбанизация. Городская культура поглощает деревенскую.

Но та же тенденция в области потребления энергии. Половина всей потреблённой на протяжении 2000 лет энергии приходится на ХХ век.

Стремительно растёт индустриальная культура – примерно на 5–10% в год.

Возрастает скорость перемещения человека.

За 6 тысяч лет до н.э. самым быстрым транспортом был караван верблюдов. Он передвигался со скоростью 8 миль в час.

К 1600 г. до н.э. появилась колесница. Скорость увеличилась до 20 миль в час. Вплоть до появления паровоза скорость перемещения не могла превзойти эту величину. В Англии до 1784 г. почтовая карета перемещалась со скоростью 10 миль в час.

Первый паровоз передвигался со скоростью 13 миль в час, а лучший парусник давал 6–7 миль в час.

Только к 80-м годам ХIХ века скорость возросла до 100 миль в час. К этой цифре человек добирался в течение миллиона лет. Но за 58 лет после этого, к 1938 г., он увеличил скорость в 4 раза, до 400 миль, через 25 лет удвоил её. К концу 60-х гг. самолёт развивал скорость до 4 тысяч миль в час, а космический корабль до 18 тысяч миль в час.

В ХХ веке количество журналов, статей удваивалось каждые 15 лет, а научно-техническая литература увеличивалась за год на 60 миллионов страниц.

Происходит ускорение ускорения!

Развитие идёт по экспоненте!

В прошлом идеалом была долговечность, прочность – она ассоциировалась с добротностью. С ускорением культуры идеалом, ценностью становится недолговечность, обновление, инновация, новое, молодое – молодость, юность, а не старость.

И в отношениях между людьми устанавливается непостоянство, временность. «Мы вступаем в эпоху временных изделий, изготовленных временными методами для удовлетворения временных потребностей», – делает вывод Тоффлер.

Устанавливается «временная культура». Это приводит к тому, что личностные, психологические, интимные связи не успевают утвердиться. Они заменяются партнёрскими, деловыми: «деловой партнёр», «сексуальный партнёр». В отношениях между людьми утверждается формальная, функциональная, партнёрская культура, а не личностная, интимная – «использовал – выбросил», «потерянный человек».

Другим следствием установления «экономики недолговечности» выступает неуверенность, неопределённость. Мы не знаем, какие потребности у нас возникнут в будущем, а значит мы не уверены в своём будущем: будет ли у нас работа? нужна ли наша профессия? и т.д. А это порождает ситуацию нестабильности, психологической неустойчивости у человека. Неуверенность в реальном будущем порождает стремление к его иллюзорному замещению, компенсации, отсюда всплеск религиозности в 70–80-е гг.

Средняя продолжительность контактов с людьми сокращается, не вырабатываются привязанность, жалость, любовь, ответственность – т.е. происходит дегуманизация отношений – в реальности. Это требует создания «второй реальности» – «видеореальности», новых образов, которые заполняют образующийся вакуум.

«Твигги», «битлы», «роллинги», «Мадонна», Майкл Джексон, принцесса Диана и т.д. – они приобретают для нас большую реальность, чем реальные люди. Это «заместители» реальных людей. И человек уже вступает в контакт с «заместителями». Он «любит» «рабыню Изауру», «обожает Санта-Барбару», плачет вместе с «богатыми» и т.д. Эта замещённая, вторая реальность живёт с нами всё больше и больше. Продолжительность её существования увеличивается.

Все эти «образы-заместители» служат для нас образцами поведения, идеалами, учителями. Но они живут лишь в нашем сознании. И продолжительность их жизни также сокращается. Они мелькают перед глазами, сменяя друг друга, и это мелькание увеличивается. Это также закрепляет нестабильность сознания, приводит к его психической неустойчивости, к «мерцанию» психики.

В результате массированной атаки все старые, устойчивые образы, коды, стереотипы размываются, отмирают, замещаются новыми. Складывается впечатление неустойчивости знания, а значит падают вера, авторитет, убеждённость в силе знания, и человек обращается к иррациональным формам. Преимущественное развитие получает психическая сфера: эмоции, чувства, фобии и филии, «внушения», «заражения», «подражания».

Таким образом, Новая культура – это культура:

1) недолговечная, эфемерная, неустойчивая, временная;

2) новая, инновационная, модернизированная;

3) разнообразная.

Рост разнообразия

 

Автоматизация производства, переход на гибкие автоматизированные системы дают возможность для роста разнообразия товаров, услуг, капиталов.

Стандартизация, характерная для индустриальной культуры, сменяется индивидуализацией – выполнением работы на заказ, учитывающий пожелания клиента.

«Мы движемся от стандартизации к фрагментации и диверсификации в сфере культуры», – заверяет Тоффлер. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся тиражи и рост числа наименований книг.

Близится время, когда выбор вместо того, чтобы раскрепостить личность, станет настолько сложным, трудным и дорогостоящим, что приведёт к ограничению в развитии: осложнение выбора ведёт к росту числа психических расстройств, неврозов, эмоциональных расстройств. Человек оказывается в положении Буриданова осла – в этой ситуации он выбирает не лучшее, а простое, легкодоступное.

Старые методы объединения людей, утверждения социальности уходят в прошлое. Они основывались на единообразии, простоте, постоянстве.

Современное общество раздирают «конфликты самоидентификации»: студенческие бунты, расовые конфликты, движение феминисток и т.п. Поиски себя, самоидентификация вызывают конфликт не из-за отсутствия возможности выбора, а из-за слишком широкого выбора, его сложности. Это приводит к тому, что людям начинает грозить шок от адаптации к новой культуре – футурошок.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 433 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.