Всё большее количество культурологов задаётся вопросом – что ждёт индустриализм?
В 1976 г. Д. Белл высказал предположение, что в следующие 30–50 лет мы увидим возникновение того, что он назвал «постиндустриальным обществом», или культурой.
Д. Белл выделил и пять признаков перехода к постиндустриальному обществу, его культуре:
В экономической сфере будет происходить переход от производства материальных благ к сервисной экономике, экономике обслуживания, оказания услуг.
2. В социальной сфере распределение занятий, при котором преимущественное значение приобретёт класс технических специалистов.
3. В научной области превращение теоретических знаний в источник инноваций и в определяющий фактор политики. Это будет «осевой принцип» постиндустриальной культуры.
4. В технологической сфере приоритет получит не выпуск товаров, а поиск новых технологий и возможностей контроля за ними.
5. В области управления создание новых технологий принятия решений.
Таким образом, складывается ситуация, когда большая часть населения занята не в сельском хозяйстве (что было характерно для аграрной культуры), не в промышленности (специфический признак индустриальной культуры), а в сфере сервиса: торговля, финансы, здравоохранение, исследования, образование, управление.
И это предвидение Д. Белла подтвердилось: сейчас в США до 70% населения заняты в сфере услуг!
В 1990 г. Д. Белл пишет статью: «Третья технологическая революция и её возможные социоэкономические последствия», в которой конкретизирует характеристики «постиндустриальной культуры». Он считает, что её «субстанцией», «субстратом» должны быть изменения, связанные с « информационной революцией ». Если прежние культуры имели дело с физическим веществом, материей, то становящаяся новая культура будет иметь дело с информационными процессами, для которых характерен фактор переноса, транспортировки не вещества, но организации, упорядочивания, сигнала.
Происходящая информационная революция покоится на двух изменениях:
1) компьютерной революции и
2) телекоммуникационной революции.
В свою очередь, для каждой из революций характерны свои инновации, нововведения.
Для компьютерной революции свойственны четыре нововведения.
1. Осуществление перехода от механических, электрических, электромеханических систем к электронным. Суть революционных изменений заключается в редукции (сведении) значительного числа конструктивных элементов и в увеличении скорости передачи сигналов и переключений команд. Оперативная скорость современных компьютеров измеряется наносекундами (10-9 с) и даже пикосекундами (10-12 с), что сравнимо со скоростью света.
2. Миниатюризация конструктивных элементов, преобразующих электронные импульсы. Если первые чипы (интегральные схемы размером с ноготь) имели ёмкость памяти 4 килобайта, т.е. 2 машинописные страницы, то сегодня ёмкость составляет 1 мегабайт, что равно 500 страницам. В 1995 г. в Японии создан чип размером 3х3 см,2, эта микросхема включает 2,2 млрд. элементов и способна хранить информацию, эквивалентную 10 полным собраниям сочинений Шекспира.
3. Дигитализация, т.е. технология, обеспечивающая дискретную передачу информации с помощью цифровых кодов. Например, раньше телефон был аналоговой системой, основанной на волновой природе звука. Путём усилительного преобразования телефон будет передавать звуковые колебания с помощью комбинаций чисел.
4. Дигитализация открывает возможность передачи всевозможных, многообразных форм информации:
– изображения (телевидение);
– данных (компьютер);
– текста (телекс);
– звука (телефон);
сведённых к одной, единой числовой форме. Это позволяет совместить разнообразные устройства в одно и увеличить в 9 тысяч раз объём передаваемой информации.