Конфуцианство – принятое в европейской науке обозначение религиозно-этического учения, которое в Китае носит название «школы образованных людей» (жу цзя).
История конфуцианства начинается в VI в. до н.э. с деятельности Конфуция (китайское имя Кун Фу-цзы – учитель из рода Кун (рис. 33)). Конфуций родился в 551 г. до н.э.в княжестве Лу в семье обедневших аристократов из сословия «жу» – знатоков обрядов, календаря и исторических преданий. Из-за преклонных лет его отца (более 60 лет), брак родителей был признан незаконным. После смерти отца трехлетний Конфуций с матерью был изгнан из дома и лишен всех имущественных и наследственных прав. Детство и юность Конфуция прошли в лишениях и нужде. Вынужденный заниматься тяжелым физическим трудом, он все-таки нашел в себе мужество и силы заняться самообразованием, видя в этом единственно возможный для себя путь занять со временем достойное место в обществе. В двадцать лет ему удалось стать чиновником при дворе правителя княжества Лу. Но государственная служба не удовлетворила Конфуция, в возрасте тридцати лет он подал в отставку и открыл частную школу. Школа была нужна Конфуцию для подготовки нового поколения государственных людей, которые разделяли бы его идеалы.
При жизни Конфуция его идеи государственного правления, основанные на этике взаимных обязательств правителя и подданных, не получили признания власти. В то время более выгодной власти считали идеологию школы легистов («фа-цзя» - законники), которые считали лучшим способом управления насилие и карательные меры.
В III в. до н.э. последователи Конфуция выступили против легизма и режима императора Цинь-ши-хуанди, за что подверглись жестоким репрессиям. В 213 г. 460 конфуцианских ученых были погребены заживо, книги конфуцианского канона публично сожжены.
Конфуцианство стало официальной государственной идеологией в первом веке н.э., во время правления императора Мин-ди (58-75 гг.). С этого времени
более полутора тысяч лет, изменяясь и развиваясь, конфуцианство сохраняет в Китае и странах Восточной Азии (Корея, Япония, Тайвань, Сингапур и др.) свое значение главной религиозно-этической системы. Конфуцианство там – основа теории государственного управления, социальной гармонии и семейных устоев.
Конфуцианский канон (священные или авторитетные тексты) включает два набора книг: “Пятиканоние” (“У Цзин”) и “Четверокнижие” (“Сы шу”). Эти книги считаются либо написанными Конфуцием, либо записанными учениками с его слов, либо сборниками народного фольклора и исторических хроник, собранных и обработанных Учителем.
В дальнейшем конфуцианский канон расширялся за счет комментариев, исследований, философской и поучительной литературы. Любое новое культурное явление, новая идея соотносились с предшествующей конфуцианской традицией – что обеспечило высокую контекстуальность (связность и преемственность) китайской культуры. Даже новейшим западным теориям XX и XXI вв. китайцы находят древние конфуцианские аналогии, что позволяет мягко адаптировать западный опыт в Китае без разрыва с прошлым.
В центре конфуцианской философии находится человек, его врожденная природа и благоприобретенные качества, поведение в обществе, взаимоотношения с другими людьми. Идеал человека в конфуцианстве – это «благородный муж» (цзюнь-цзы). «Благородный муж» должен обладать «пятью добродетелями»: это «гуманность» (жэнь), «благопристойность» (ли), «справедливость» (и), «мудрость» (чжи), «верность» (син).
Категория «жэнь» – «гуманность» означает способность человека относиться ко всем окружающим его живым существам и предметам как к близким родственникам. Через категорию «ли» - «ритуал» выражается идеал человека, который строго исполняет все религиозные и общественные ритуалы, следует этикетным нормам, обладает тактом и ведет себя наилучшим образом. Категория «и» – «справедливость» означает способность человека подчинять свои субъективные желания требованиям долга и морали, этическим и культурным нормам, самосовершенствоваться. «Чжи» – «мудрость» включает всю интеллектуально-познавательную деятельность человека: умственные способности, образование, умение разбираться в людях и предвидеть события, научные занятия и др. Понятие «син» – «верность» охватывает весь спектр близких понятий – от супружеской верности, до преданности стране (патриотизм), правительству (лояльность), верности слову, искренности чувств и т.п.
Отсутствие или неразвитость любой из «пяти добродетелей» у народа Поднебесной, начиная с монарха и высших чиновников, влекут за собой изъяны государственного правления, деградацию нравственности и, как следствие, гибель правящего режима и народные бедствия. Правитель в конфуцианстве рассматривается как первый из «благородных мужей», он должен быть примером для подражания, приближать к себе достойных, заботиться о народе. В то же время и чиновник должен быть советником правителя, говорить ему правду, даже рискуя впасть в немилость и даже потерять свободу и жизнь.
В основе общественных отношений в конфуцианстве лежит идеал «сыновней почтительности» (сяо). По модели «заботливый отец» – «почтительный сын» должны строиться не только отношения в семье, но и в професиональных коллективах (начальник – подчиненный), и в государстве (правитель – подданные). Чтобы стать «благородным мужем» человек должен прилагать собственные усилия, заниматься самообразованием, а родители, начальники, правительство – создавать условия для развития человека, продвижения достойных по общественной лестнице.
Уже с начала н.э. в Китае существовала система государственных экзаменов, по результатам которых экзаменующихся назначали на государственные должности. В принципе, любой человек, даже из самых низших слоев общества, обладая выдающимися способностями, получив образование и успешно сдав экзамены, мог достичь высших постов в государстве, стать богатым и могущественным. Такой путь прошли многие исторические деятели в Китае, в том числе и сам Конфуций. Сюжет «о бедном сироте» в Китае является такой же распространенной культурной моделью, как в Европе сюжет о Золушке.
Эмоции и страсти, по мнению конфуцианцев, противоположны разумному началу и их следует облагораживать и подавлять. С этими представлениями связано негативное отношение к женщине как носительнице эмоционального начала. Как ни странно, в конфуцианстве именно с женским началом (Инь) связывалось представление о хаосе, насилии и агрессии (у), которое мужчина призван ограничивать и подавлять, вводить в рамки рационального порядка. Конфуцианство – идеология патриархальной семьи, где муж – глава семьи, в которой может быть несколько жен (одна главная и несколько младших). Наследником семейного имущества мог стать только старший сын. Только сын мог приносить жертвы на алтарь предков, поэтому семья, не имеющая сына, считалась несчастной; иногда усыновляли мальчиков из числа родственников.
Таким образом, конфуцианские идеалы и ценности лежали в основе китайской государственности, регулировали семейные и клановые взаимоотношения, а также породили огромное количество литературы в основном этического и исторического содержания.
Положительной стороной конфуцианства является уважение к традиции, стабильности, культурности и образованности, высокое чувство долга и гуманности. Но те же идеалы, доведенные до крайности, в реальной китайской истории могли порождать косность и застой, формализм («китайские церемонии») и лицемерие, подавление личности, особенно женщин, запрет всего нового и творческого.
Отрицательные черты конфуцианства могли бы привести к застою и гибели китайской культуры, если бы не компенсировались альтернативной духовной традицией – даосизмом.