Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Буддизм в Юго-Восточной Азии (на примере Таиланда)




Буддизм начал проникать в Юго-Восточную Азию примерно с II в. н.э. Появление буддизма связывают с индийской колонизацией прибрежных районов п-ва Индокитай. Индийцы высших двух каст (брахманы и кшатрии) были вынуждены покинуть родину и переселиться в ЮВА в силу разных причин: религиозных гонений, политических беспорядков и гражданских войн, обеднения и разорения, в поисках новых источников богатства и т.д.

Когда во II - III вв. началась широкая миграция индийцев в страны ЮВА, образованные индийцы проповедовали и распространяли новые религиозные учения: индуизм, буддизм, индийское искусство и санскритский язык. Индийская цивилизация в ЮВА стала достоянием не всего общества, а только элиты, и получила распространение в индуизированных городах и городах-государствах. Эти города копировали террасное построение индуистской или буддийской вселенной, были окружены деревянными палисадами или каменными стенами, защищавшими дома, дворец бога-царя (дэвараджи) и каменные или кирпичные храмы. Посередине дворца обычно находилось каменное святилище, изображавшее священную гору Меру – символ духовной и светской мощи государства. Рядом со святилищем располагались жилища придворных брахманов. Дворец дэвараджи окружали дома придворных, поэтов и священнослужителей, которые поддерживали атмосферу изысканности и таинственности вокруг бога-царя с помощью заклинаний, мистических заклинаний и специального лексикона (придворный язык), призванных консолидировать абсолютную власть правителя.

Индийская культура передавалась через санскритские книги, законы (дхармашастры), трактаты (шастры), политические тексты, через произведения искусства, главным образом религиозные – изображения Будды и многочисленных божеств. Индийская культура была настолько популярна, что местная знать (в Бирме, Таиланде и др. странах ЮВА) принимала индийские имена и пыталась возводить свои родословные не к местным предкам, а к индийским брахманам и кшатриям знатных родов, а иногда даже к индийскому царю Ашоке. Индийцы принесли не только религиозную культуру и искусство, но и разработаную административную структуру и технику управления, способную адаптироваться к новым условиям в чужой стране.

До V в. в ЮВА среди индинизированного населения и знати господствующее положение занимали индуистские религии: брахманизм, вишнуизм, шиваизм. Буддизм Хинаяны не получил значительного распространения, т.к. был религиозно-этическим учением и не имел разработанной теологии и организации, которую можно было бы использовать для сакрализации царской власти. Первые буддийские памятники на территории Таиланда относятся к V-VI вв. Это буддийские храмы (ступы) – Бободжи, Пэяджи и Пэяма, которые сохранились до наших дней. К V-VI вв. относятся и археологические находки, содержащие древние символические буддийские изображения - колесо, зонтик, пустой трон, олень и небольшие статуи Будды, выполненные индийскими мастерами или их местными подражателями. Монастырь

Широкое распространение буддизма в ЮВА относится к VII-VIII вв. и связано с развитием буддизма Махаяны. В результате внутреннего развития и бурных дискуссий между различными направлениями буддизма, а также представителями брахманизма, индуизма, джайнизма и др. философских школ постепенно выкристаллизовались концепции махаянского буддизма о путях достижения спасения, о роли бодхисаттв, о «космическом теле Будды» (дхармакаи), о карме, перевоплощении, нирване и т.п., а также определились взаимоотношения буддийских общин с властью, мирянами, другими религиозными школами.

Значение буддизма, сангхи и монастырей выходили далеко за пределы чисто религиозного влияния. Монастыри стали культурными, экономическими и политическими центрами, привлекавшими к себе все богатство и разнообразие интеллектуальной жизни того периода (VII-VIII вв.), они собрали огромные библиотеки и собрания произведений искусства (рис. 40).

Вклиниваясь в народные верования таи, буддизм ассимилировал местные культы и учения. Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели просветительскую работу среди населения на местном языке, адаптируя канонические тексты к народным легендам и обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную мораль тайского общества. Монахи объясняли мирянам, что привычные им боги и духи тоже находятся в колесе жизни, также подвержены страданиям, поэтому Будда, познавший истину, стоит выше богов; что наилучший поступок для буддиста – это ежедневное соблюдение пяти моральных правил. Вместо теории, они предложили мирянам доктрины кармы и перевоплощения, согласно которым мирянин мог создать себе хорошую карму путем ежедневного накопления духовных заслуг, причем основной духовной ценностью объявлялись те мысли и дела, которые были направлены на благо буддийской общины. Тайский буддизм следует рассматривать не только как религиозное мировоззрение, но и как одну из сторон образа жизни традиционного общества, в котором буддизм создал определенные образцы поведения, оценок социальных взаимоотношений, эстетических вкусов, миросозерцания и отношения к действительности.

В религиозном комплексе тайского буддизма центральное место занимает концепция «бун и баб». Слово «бун» означает поступок, улучшающий карму, приносящий пользу сангхе, благочестивый поступок, заслуга. Слово «баб» отождествляется с грехом, злом, с любым поступком, идущим вразрез с религиозными нормами поведения.

«Бун» означает прежде всего подношения буддийским монастырям (ватам) и монахам. Сумма заслуг, аккумулированных в этой жизни, придает человеку уверенность, что в будущем перевоплощении он будет богат, знатен, здоров. В этой жизни накопление «буна» тое очень важно – оно дает человеку чувство исполненного религиозного долга, спокойствие и счастье.

С раннего детства и до последнего дня жизни верующий стремится накопить как можно больше «буна». Благодаря этому, хотя ват находился обычно довольно далеко от деревни, крестьяне посещали его очень часто для советов с монахами по всем семейным, хозяйственным делам, для совершения обрядов, во время праздников или бедствий. Члены буддийской общины имели особо почитаемый статус. Родители называют сына-монаха «хуа-лук», т.е. «главный ребенок» («хуа» значит также «голова», по убеждению таи – священная часть тела, где обитает душа. Счетное слово «онг» применялось тайцами для обозначения королевских персон, уважаемых лиц, изображений Будды и членов буддийской общины. Роль буддийского монаха ассоциируется с познавательными, моральными и трансцендентальными ценностями, проникшими в тайскую культуру из буддизма и частично реализуемыми через сангху. Такие понятия как нация, лояльность, патриотизм, государство связываются через бун с религией. Даже когда возникает необходимость мобилизовать крестьян на общественные работы, чиновники призывают на помощь монахов. Присутствие духовенства придает требованиям чиновников законность в глазах таи, т.е. монахи авторитетнее правительственных чиновников.

Исследователи считают, что важнейшая социальная функция буна скрыта в осознанном восприятии его буддистами как механизма взаимных услуг. Принцип «взаимных услуг» наблюдается во многих взаимоотношениях таи. Монах приобретает заслуги в основном через свою монашескую деятельность и образ жизни, возможные лишь благодаря материальной поддержке мирян, а эта материальная поддержка, по существу, является главным средством накопления буна для мирянина.

Факты недоверия крестьян к правительственным чиновникам также можно объяснить через механизм взаимных услуг. Этот механизм проявляется в принципе ожидания «взаимных услуг» от государства. Однако между единичным вкладом крестьянина или общины в государственные мероприятия и обратной отдачей существует большой временной разрыв, сводящий на нет в сознании крестьянина принцип «взаимных услуг».

Этот механизм действует также в отношениях между родителями и детьми. По словам идеолога тайского национализма Луанг Вичит Ватакана, «тайцев всегда учили, что их долг родителям настолько велик, что его никогда нельзя полностью вернуть. Единственный путь для сына – заплатить большую часть его долга родителям; согласно учению буддизма – это вступление в сангху, где он может молиться за них».

Авторитет буддизма закреплял и оправдывал структуру тайского общества. В тайском обществе было 2 основных класса: благородные (най) и простолюдины (пхрай). Разделение имело магические, религиозные корни: в древнейший период – благородство и преуспеяние рода объяснялось покровительством предка или тотема; в период Аютии под влиянием индийского брахманизма сословное деление становится похоже на индийские касты, власть короля опирается на концепцию дэвараджи (божественный правитель); в Бангкокский период (с XVIII в.) происходит усиление морально-этической стороны религии за счет ослабления культовой, ритуальной стороны, царь рассматривается как покровитель религии, хранитель нравственности, рождение в сане царя считается следствием хорошей кармы, т.е. заслуг в прошлой жизни.

Буддизм и в современном Таиланде играет огромную роль. Министр иностранных дел Таиланда 1970-х гг. на вопрос о политическом влиянии сангхи ответил: «Во многих тайских деревнях буддийский монастырь является центром всей деревенской жизни, и монахи этого монастыря влияют на все аспекты жизни. Когда крестьянин попадет в беду, когда он поссорился с соседом, когда ему нужен совет или он хочет получить информацию, он обращается к местным монахам, а не к местным властям. Этот образ жизни передается от поколения к поколению, и в этом смысле монахи играют политическую роль».

Через буддийские монастыри в Таиланде проходит ежедневно около 200 тыс. молодых людей в возрасте 20-24 лет, а через систему образования и органы информации буддийская мораль распространяется среди всего населения. Самое сильное влияние буддизма в северо-восточных, наиболее бедных, районах страны, где проживает около 10 млн человек.

 

Библиографический список

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, 1989.

2. Буддийский взгляд на мир. – СПб., 1994.

3. Древнекитайская философия. Т. 1-2. – М., 1994.

4. Корнев В.И. Тайский буддизм. – М., 1973.

5. Кравцова М.М. История культуры Китая. – М., 2000.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2000.

 

 

 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 648 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.