Страны АТР, к которым относятся государства Восточной - (Китай, Корея, Япония, Дальний Восток России) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Кампучия и др.) – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Россия заинтересована в сотрудничестве с этими странами, ей есть чему у них поучиться, т.к. это страны древней и высокой культуры, успешно прошедшие через эпоху экономической и политической модернизации, достигшие высоких показателей во всех областях жизни. Страны АТР обладают ярко выраженным культурным своеобразием и без учета этой специфики невозможно строить эффективную стратегию экономического и политического сотрудничества, развивать личные и культурные контакты. Таким образом, изучение основ культуры стран АТР в дальневосточных вузах вполне оправдано и актуально.
В современной культурологии принято различать три типа развития и, соответственно, три типа культуры: циклический тип развития (Восток), прогрессивный тип развития (Запад), непрогрессивный тип (дописьменные сообщества).
В европейской культурологии для описания и научного анализа культурные типы использовались обычно парами, объединенными/разделенными по принципу бинарных оппозиций: Европа и Россия, открытое и закрытое общество, традиционная и инновационная культуры и др.
К типологиям, построенным по принципу бинарной оппозиции, относится и деление культур на Запад и Восток. Следует подчеркнуть, что ни одна из реально существующих культур не может быть безусловно причислена к Западу или Востоку, это не более чем научный конструкт. Любая реальная культура включает элементы и восточного, и западного типа, а также отдельные уникальные, нигде больше не встречаемые феномены, которые в совокупности и создают ее своеобразие. В некоторых случаях можно утверждать, что культура страны или региона в определенный исторический период в основном относится к восточному или западному типу. Так, к Востоку относят обычно Древний Китай и др. страны АТР, а к Западу – современные культуры США, Великобритании, Новой Зеландии.
Следует также четко понимать, что Восток и Запад как типы культуры не имеют отношения к географии, нельзя также утверждать, что Восток – это прошлое человечества, а Запад – его будущее. Восток и Запад – это прежде всего две различные системы ценностей, которые связываются отношением не только противоположности, но и дополнительности.
Противопоставление Запад – Восток возникло уже в античности. В античной Греции было принято противопоставлять культуру греческих полисов и культуру древних цивилизаций Востока – Египта, Персии. Греки противопоставляли свободу граждан полиса и рабство подданных восточных деспотий. Подчеркивалась разница в образе жизни: умеренность и воздержанность греков и роскошь, изнеженность азиатов; чистота нравов, моногамия греков и разврат, многоженство на Востоке. Именно превосходством греческой культуры объяснялись и оправдывались военные походы Александра Македонского.
Античный полис является первоначальным образцом Запада как типа культуры и противопоставляется Востоку, ядром которого являются обобщенные характеристики древних цивилизаций – Египта, Китая, Индии, Шумера и др.
Восток и Запад как типы культуры различаются по многим характеристикам:
· По условиям возникновения и хозяйственной базе. Цивилизации Востока зарождаются в долинах великих рек на базе ирригационного земледелия. Это аграрные общества, основанные на натуральном хозяйстве. Преобладает государственная собственность на землю и основные средства производства.
Культура западного типа возникает в прибрежной зоне, на архипелаге и ее экономической основой является мореплавание, рыболовство, торговля, пиратство, денежная экономика. Преобладает частная собственность.
· По типу власти и управления. В цивилизациях Востока возникает централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом, сакрализацией власти правителя, сложным придворным церемониалом. Подданные не участвуют в принятии решений.
Запад – демократический тип организации власти, с большой долей самоуправления граждан, большим количеством выборных должностей в управлении. Граждане имеют механизмы воздействия на власть.
· По типу социальной организации. В восточных культурах роль индивидуального начала ослаблена, существуют различные типы личной зависимости (рабство, крепостничество, власть старейшин и т.п.). Преобладают приписанные (врожденные) статусы, которые включают индивида в коллективы разного уровня – род, семью, племя, касту, клан, сословие, секту, религиозную или территориальную общность и т.д. Существует сложная социальная иерархия (соотношение высших, средних и низших слоев общества) – типа системы каст в Древней Индии. Социальная мобильность затруднена и обычно возможна только в строго определенных социальных областях – на воинской или гражданской службе, в церкви, через брак. Преобладает большая (несколько поколений, живущих вместе) семья с дискриминацией прав женщин и детей. Очень высокая рождаемость и детская смертность.
В западных культурах форм личной зависимости не существует. Развиваются индивидуальные права и свободы, личная инициатива не скована. Социальная мобильность высокая и затрагивает все сферы общества, главный канал социального продвижения – образование. Иерархичность общества уменьшается, преобладает средний класс. Западная семья обычно малая, состоит из супругов с детьми. Отношения в семье в идеале равноправные. Рождаемость регулируемая и невысокая.
· По типу духовной жизни. Культуры Востока традиционны, т.е. ориентированы на сохранение прошлого наследия. Их отличает преобладание мифологического или религиозного сознания. Их называют ценностнорациональными – т.е. деятельность людей там основана не на расчете, а на традиционных или моральных нормах и ценностях. Культуру Востока называют «культурой стыда», т.е. люди в своем поведении руководствуются не внутренним убеждением, совестью, а ориентацией на внешнее одобрение или боязнью осуждения, позора. Восточное мышление считают интровертным, иррациональным, мистическим. Высшим духовным и эстетическим абсолютом на Востоке выступает Природа, безличное начало. Человек должен стремиться к познанию внутреннего мира и природы как неразрывного единства и слиянию с божественным абсолютом. Для восточного типа мышления характерно стремление к синтезу (единству, обобщению). Время воспринимается циклически, как вечный повтор.
Культура Запада инновационна, стремится к прогрессу и изменению. Мышление носит научный характер, ценится объективное, точное, подтвержденное экспериментом знание. Поведение людей западной культуры целерационально – т.е. прежде всего расчетливо, ориентировано на конкретный результат, определяется интересами, а не идеалами. Культура Запада – это культура «вины», а не стыда, т.е. личность руководствуется прежде всего самосознанием, собственными оценками своего поведения, понятием «греха» или «вины», внешний контроль ослаблен. Западное мышление экстравертно, ориентировано на внешний мир как объект не только изучения, но использования, покорения. Высшей ценностью культуры является человек как личность. Абсолют, Бог носит личностный характер и находится вне природного мира. Достижение абсолюта в западной культуре означает разрыв с природой, преодоление плоти, отделение души от тела. Западный способ мышления – анализ, диалектический метод. Время на Западе воспринимается линейно, как вектор, изменения необратимы.
· По типу личности. В культурах Востока нет понятия прав человека, индивидуальности. Ценится конформизм, исполнение своей социальной роли. Личная инициатива не поощряется. Идеальный человек на Востоке – это почтительный сын (покорная дочь), исполнительный чиновник, добросовестный слуга. Добродетель правителя – следовать традиции, заветам предков, исполнять все обряды. Главное достоинство человека – честное исполнение своего долга перед семьей, кланом, начальством, государством и Богом.
В западной культуре существует понятие индивидуальности, неотъемлемых правах личности на жизнь, свободу, безопасность и развитие. Личная инициатива поощряется. Идеал личности – победитель, революционер, ученый-исследователь, завоеватель, путешественник. Существует культ успеха, победы в любой области деятельности; конкуренция, борьба, соревнование воспринимаются как норма.
В зависимости от политической ситуации, социальных и культурных проблем, личных предпочтений отношение к Западу и Востоку может меняться, иногда радикально. Иногда Восток становится синонимом косности, нарушения прав человека, произвола правительства и т.д. Или Запад рассматривается как «загнивающий», «продажный», «бездуховный», «война всех против всех». Возможно, соотношение Востока и Запада как идеальных типов культуры можно изобразить в виде известного китайского символа инь-ян, т.е. как неразрывное единство противоположных начал.
10.2. Картина мира древних китайцев – основа традиционной культуры стран АТР
В современной культурологии различают несколько цивилизаций, выделяемых по принципу религиозно-культурной общности. Таким образом, говорят об иудео-христианской, мусульманской, индо-буддийской и др. цивилизациях.
Китайская культура послужила генетическим ядром для возникновения и развития буддо-конфуцианской (дальневосточной) цивилизации, в которую входит большинство стран АТР. Китайская культура является автохтонной (существует именно в том месте, где возникла), автономной, (т.е. возникшей независимо от других древних цивилизаций) и оригинальной (обладает уникальными культурными идеями, этическими и эстетическими ценностями, смыслами).
Китай является единственной из мировых цивилизаций, которая, зародившись еще в неолитическую эпоху (V – II тыс. до н.э.), продолжает существовать и по сей день. При этом важна не столько сама по себе длительность ее существования, сколько устойчивость и преемственность ее культурных традиций, которые никогда не прерывались, даже в периоды чужеземных завоеваний.
Основой китайского взгляда на жизнь является картина мира, возникшая в глубокой древности, но сохраняющая свое значение и в наши дни. Китайская картина мира обладает удивительной связностью и упорядоченностью своих элементов, объединяя в единую систему представления о времени и пространстве, основных природных стихиях, о системе власти и управления, поведении человека.
Пространство, время и материальный мир. В китайской картине мира мировое пространство делится на 5 частей – четыре стороны света (север, юг, запад, восток) и центр мира – Чжун (рис. 28). Китай считался Центральным (срединным) государством – Чжун го. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, куда падает проекция неба, и есть Срединное государство, которое называлось также Поднебесная (Тянься). Находящиеся вне Китая земли лишены небесного покровительства и поэтому в них невозможна цивилизация, их населяют «ближние» и «дальние варвары».
Кроме Центра особо почиталась южная пространственная зона. Китайские правители во время исполнения любых официальных церемоний всегда поворачивались лицом к югу, также размещались храмы, дворцы и жилые постройки.
Восток у китайцев, как и у других народов мира, ассоциировался с рождением новой жизни. Запад считался местом, где царит хаос, гибнет все живое, был связан со смертью и силой оружия (у).
Север воспринимался двойствено – как зона зимней смерти природы, но также как место, обладающее таинственными силами и тайными знаниями.
Пять пространственных зон соответствовали четырем временам года, с добавлением пятого – середины лета, соответствующего Центру.
Пространственно-временным зонам соответствовала цветовая, числовая и др. виды символики. Центр обозначался желтым цветом (цвет императора), восток – сине-зеленым, юг – красным (цвет наряда невесты), запад – белым (цвет траура), а север – черным цветом (цвет одежды ученых). Каждая зона связывалась с природной стихией: земля (Центр), дерево (восток), огонь (юг), металл (запад), вода (север).
Северо-восточная и северо-западная пространственные зоны в картине мира древних китайцев были связаны с женским началом – Инь, которое было связано с зимой, водой, хаосом, луной, темнотой, холодом, агрессией. Мужское начало – Ян связывалось с юго-западной и юго-восточной частями мира, летом, деревом, огнем и солнцем, рациональностью. Инь и Ян, хотя и противоположны друг другу, неразрывно связаны и образуют динамическое равновесие мирового порядка – Дао.
Число 1 и все нечетные числа обозначали мужское начало, число 2 и четные числа – женское. «3» – триада: Небо, Земля, Человек – все мироздание по вертикали. «5» – пространственные зоны, мир по горизонтали. «12» – число лунных месяцев и знаков зодиака.
Каждой части света и времени года соответствовали символическое животное и легендарный правитель. Ценр – это Желтый (императорский) дракон; восток – Бюрюзовый дракон; юг – Красный феникс (рис. 29); запад – Белый тигр; север – Таинственный воин (фантастическое существо, симбиоз черепахи и змеи). Рисунки этих животных помещались на стенах захоронений, на талисманах, на свитках, украшающих дома. Особенно популярный сюжет – играющие дракон и феникс, что означает взаимодействие мужского и женского начал, идею зарождения новой жизни и увеличение плодородия.
Каждой части света покровительствовал «божественный правитель» и соответствовала своя планета: Центру – Желтый император (Хуан-ди) - Сатурн, востоку – Синий (зеленый) император (Цин-ди) - Юпитер, Югу – Огненный импер атор (Янь-ди) - Марс, западу – Белый император (Бай-ди) - Венера, северу – Черный император (Хэй-ди) - Меркурий. Про каждого небесного императора и их помощников – духов существовало множество мифов и легенд.
Модель мира, состоящая из пяти элементов, обладает рядом определенных свойств. В этой модели мир видится человеку как предельно упорядоченное действо, состоящее из строго последовательных, обязательных природных и социальных процессов. «Космический церемониал» (Ли) предопределяет и смену времен года, и трудовой цикл земледельческих работ, и смену возрастов человеческой жизни, и зарождение, расцвет и гибель государств.
Человек, общество, власть. Человеческое общество, по представлениям древних китайцев, находилось в неразрывном единстве с природным космическим порядком. Все события, происходящие в обществе, должны были подчиняться природным ритмам. Единственным существом, способным поддерживать, нарушать или восстанавливать должный мировой и социальный порядок, считался сам человек. Человек – самое ценное между Небом и Землей, из всех вещей и созданий. Только человек обладает разумом и нравственным чувством, поэтому только он может внести порядок в хаос, превратить беспорядок в гармонию.
Связь общественной жизни с мировыми природными закономерностями осуществлялась через ритуал –ли. Термин «ли» обозначал и религиозные обряды, и придворные церемонии, и семейные правила поведения, и законы природы. В конфуцианском каноническом тексте «Ли-цзин» говорится: «…Благодаря ли ограничивается хорошее и плохое, проявляются в нужный момент радость и гнев. Благодаря ли повинуются низы и проявляют мудрость верхи. Благодаря ли удается избежать беспорядка в этом бескрайнем меняющемся мире».
В Китае не было ничего случайного, все было взаимосвязано в рамках ценностно-символической системы. Так, в Китайской империи было 5 центральных ведомств (министерств), строго соотносимых с пространственно-временными зонами: Центральное (Желтооблачное) ведомство – предположительно министерство двора; Весеннее (Зеленооблачное) ведомство – министерство церемоний; Летнее (Краснооблачное) ведомство – министерство военных дел; Осеннее (Белооблачное) ведомство – министерство юстиции, и зимнее (Чернооблачное) ведомство – министерство общественных работ. Китайская аристократия могла носить пять титулов, чиновники делились на девять рангов, военные силы включали четыре армии (по частям света, для борьбы с северными, южными, западными и восточными «варварами») и т.д.
Особенно жестко регламентировались жизненный уклад и поведение правителя. В каждый конкретный сезон и месяц года государю полагалось проживать в строго определенных апартаментах, носить одежду нужного цвета, есть специальную пищу и т.д.
Пища носила ритуально-календарный характер: просо/корова (Центр), пшеница/овца (восток), бобы/курица (юг), конопля/собака (запад), пшено/свинья (север). Типов живых существ было также пять: «безволосые» – люди, Центр; «чешуйчатые» – насекомые – восток; «пернатые» – птицы – юг; «волосатые» – звери – запад; «панцирные» – черепахи (рис. 30) и пресмыкающиеся – север. Насчитывалось пять внутренних органов: сердце – центр, селезенка – восток, легкие – юг, печень – запад, почки – север. Существовала типология запахов и вкусов: благовонный запах/сладкий вкус – Центр; козлиный запах/кислый вкус – восток; горелый запах/горький вкус – юг; запах металла/острый вкус – запад; запах гнили/соленый вкус – север.
Все эти типологии лежат в основании традиционных китайских научных дисциплин, теорий хозяйствования, экономических концепций и медицины.
Китайцы относились к приведенным выше воззрениям предельно серьезно: весной с преступников снимали кандалы, а выносить и совершать смертные приговоры можно было только осенью и зимой.
Картина мира, состоящая из пяти элементов, реализовывалась в Китае также в музыке и письменности.
Интонациональный строй китайской музыки состоит из пяти нот (пентотоника). Одновременно использовался 12-ступенный звукоряд, состоящий из шести четных (женских) и шести нечетных (мужских) ступеней. Музыке придавалось огромное значение не только эстетическое, но, главным образом, как средству гармонизации природных и социальных процессов. «…тот, кто разбирается в музыке, тем самым познает способы управления государством». Музыка являлась идеальной моделью процесса перехода от природного хаоса к гармонии, осуществляемого самим человеком и посредством сделанных человеческими руками музыкальных инструментов. В условиях природных катастроф и социальных бедствий правителю страны, губернаторам провинций и чиновникам предписывалось чаще устраивать церемонии и празднества с исполнением музыкальных произведений.
Священным значением обладала в китайской картине мира иероглифическая письменность – вэнь. Иероглиф вэнь о бозначает в принципе любые узоры: роспись, тканые узоры, родинки или пигментные пятна на теле человека, татуировку, узоры на шкуре животных, сплетение трав, цветов, вереницы облаков, созвездия. Так, астрономия и астрология в Китае называются вэнь тянь – «небесный узор». Таким образом, письменность – язык и людей, и Неба, священный язык, отражающий гармонию неба и земли. Древнекитайская письменность использовалась в магических ритуалах (гадания, жертвоприношения и др.) и письменный знак навсегда сохранил свое сакральное значение. До сих пор сохраняют свое значение талисманы, обереги, благожелательные надписи, которые рисуют на одежде, вывесках, помещают на дверях домов, в автомашинах и т.п.
Вэнь – не только письменный язык, это понятие включает образованность, просвещенность, цивилизованность, интеллектуальный труд. Категория вэнь как мирное, жизнеутверждающее начало противопоставлялось военной силе у. Предпочтение мирной жизни в Китае доказывает тот факт, что гражданская служба там была более престижной, чем военная.
Космологические воззрения китайцев реализовались также в материальной культуре, прежде всего в архитектуре и строительстве.
Все китайские города, дворцы, храмы строились по одним принципам. Усадьба представляла собой квадрат или прямоугольник (форма земли), обнесенный стеной квадратной формы, строго ориентированных по оси север – юг, в стенах было 4 ворот, по сторонам света. Усадьбы объединялись в кварталы также квадратной формы, тоже со стенами и воротами. Наконец, кварталы, сохраняя прямоугольную планировку, окружали «закрытый город» - дворец правителя (Центр). Город обносился стеной. За пределами города обычно строили храм Неба – круглой формы (форма неба) (рис. 31). Юг считался более благоприятным направлением, поэтому главное здание всегда располагалось в южной части; Южные ворота обозначались дополнительными украшениями – башней и др. Древнекитайская столица Лоян была обнесена стеной с 12 воротами, по числу месяцев года.
Строительство находилось в неразрывной связи с государственностью, они даже обозначались одним словом (иероглифом). Каждый правитель, особенно основатель новой династии, должен был построить новую великолепную столицу, возводить храмы, дворцы, строить дороги, каналы, дамбы и плотины, только так государь мог доказать свое «величие и сияние». Характерно, что хотя в Китае с древности не хватало земли из-за многочисленности населения, господствующая там горизонтальная модель мира помешала перейти к многоэтажной застройке. Самыми высокими зданиями в Китае были трехэтажные башни – лоу. Самый могущественный и жестокий император древности – Цинь-Ши-хуан-ди построил Великую китайскую стену (единственное земное сооружение, видное с Луны) и Великий канал не только для военных и экономических нужд, но и для демонстрации своего богоподобного могущества (рис. 32).
Представления китайцев о власти соответствуют «культу священного царя», который в древности был распространен у многих народов. Главная особенность «культа священного царя» - вера, что царь обладает магической силой, благодаря чему способен устанавливать контакт с высшими силами и поддерживать мировой порядок. В Китае считалось, что правитель обладает магической силой дэ, что он является сыном не только своего земного отца, но и Неба. Известно было два типа правителя: «цари-воители» (у-ди), которые завоевали себе трон и основали новую правящую династию; «просвещенные правители» (вэнь-ди) – обычно это были преемники грозных царей-воинов, которые правили в мирных условиях. Династии в Китае менялись достаточно часто – в результате чужеземного завоевания или народных восстаний. Была даже выработана специальная концепция, которая должна была оправдывать захват власти. Считалось, что правитель имеет «мандат Неба» на правление и может его утратить. Признаками того, что Небо отвернулось от правителя, считались стихийные бедствия, эпидемии, голод и народные восстания. Если вождь народного восстания или придворного заговора был побежден правительственными войсками, его казнили как злодея и государственного преступника. Если же ему удавалось победить и захватить столицу – он считался носителем «мандата Неба», независимо от социального происхождения и даже этнической принадлежности.
Таким образом, оригинальная китайская картина мира обладает следующими основными чертами: наличием пространственно-временной модели мира, состоящей из пяти элементов (горизонтальная модель мира); тесной связи этой модели с естественно-научными, художественными, экономическими и политическими представлениями; осознанием человека как посредника между обществом и природным миром, способным облагораживать и «окультуривать» мир; верой в сакральный характер власти, письменного языка и музыки.