Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История и культура –включенность истории культуры локальных сообществ в социальную историю человечества в целом. 7 страница




Этнокультурная дифференциация прошла ряд исторических этапов. Как наиболее древний следует выделить племенной этап, в основе форми­ро­вания которого лежал опыт со­вместного проживания нескольких родов на сме­­ж­ных территориях, удобство совместной хозяйственной деятельности, обо­­роны от соседей и т.п. На базе этого соседства и интенсивных межродовых контактов постепенно складываются общие: язык, преобладание внутренних хозяйственных и социальных (включая брачные) связей над внешними, системы мифологических (по­з­днее религиозных) и рациональных пред­ставлений, элементы образа жизни, бытовой культуры, приемы и способы хозяйствова­ния, стилистика имиджа, специфика кулинарии и т.п. Таким образом, формируется территориальная, преимущественно сельскохозяйственная племенная культурная система. Пле­мя считается эмбриональной формой этнической организации людей.

Вторым этапом стало формирование собственно этносов, как объеди­не­ния нескольких соседствующих племен (порой довольно большого их числа), как правило, на основе лингвистической, культурной и хозяйственной бли­зо­сти. Другим основанием сложения этносов являлось политическое объ­еди­не­ние племен в единое государство. Наиболее распространенным случаем бы­ло сочетание обоих оснований: в государство объединялись лингво- и куль­тур­но родственные племена или формирующийся этнос быстро превращался в этническое государство, хотя, известны многочисленные случаи сложения этносов и без участия политического фактора (напри­мер, немцы и итальянцы, многие народы Дальнего Востока и Южной Азии). Существенную роль, способству­ю­щую интенсификации процесса сложения единой этнической культуры играло конфесси­ональ­ное единство складывающегося этноса, воз­никавшее путем фор­мирования объединенного межплеменного пантеона или создания или заимствования со стороны какой-то новой религии. Со временем актуальность аспекта кровного родства (как основа­ния идентич­ности) постепенно вытесняется общностью обычаев, нравов, верований, территориально-соседской солидарностью и т.п. Т.е. в отличие от кровно-род­ст­венных общин этнос (включая и племенную стадию) является объединением территориально-культурным.

С возникновением городов и государств эта чистота культурного еди­но­образия серьезно трансформируется под влиянием социальной страти­фи­ка­ции культуры – станов­ления субкультур новых городских сословий администраторов, воинов, ремесленников, священнослужителей. Поначалу эта суб­культур­ная специфика реально не очень отличается от крестьянс­кой, но со временем со­словное размежевание этнической культуры приобретает доминантный характер; причем городские субкультуры по разным причинам в большой мере подвержены иноэтничным культурным влияниям и наибольшей этнической чистотой отличается именно крестьянская субкультура.

Так или иначе, но у этнической культуры помимо лингвистического, хозяйственного и обыденно-нравственного появляются еще два измерения: поли­тиче­ское (в лице государства) и систематизированное религиозное, постепенно вытесняющее мифологическое сознание людей на периферию их социальной активности.

Помимо того следует помнить о том, что в составе всякого сравнительно крупного этноса обычно присутствует и некоторое число этнографических суб­культур – компактно проживающие иноэтничные группы; группы социальных изолятов, культура которых со временем начинает отличаться от базовой этнической (например, русские казаки); племена, вошедшие в этнос, но не род­ственные этническому ядру и потому с некоторым трудом ассимилиру­ющиеся в общеэтнической культуре (например, финно-угорский компонент в великорусской культуре) и др.

Пожалуй, основным свойством культуры этнического типа, отличающим ее от других типов и сближающим с первобытным, является ее мемориальный характер. Это культура воспоминания об общем происхождении (как правило, легендарном), общем прошлом, общем социальном опыте, накопленном по ходу истории и т.п.

Если первые этносы складывались еще на варварской стадии развития (в V-III тысячелетиях до н.э.), то наибольшее развитие этот тип социальной организации получил в эпоху аграрных цивилизаций (примерно от II-III тыс. до н.э. по середину II тыс. н.э.). Следует отметить, что в эпоху позднего сре­д­неве­ко­вья доминирующим типом организации в существенной мере остается все тот же этнический (по общей совокупности культурных оснований, лежащих в основе консолидации людей), хотя на новом этапе этот феномен несколько трасформируется: если раньше доминиру­ю­щую роль играли инте­ресы совместного ведения сельского хозяйства, то теперь на первое место выходят инте­ресы военно-политические и религиозные; в принципе этот тип сообщества по его со­циокультурным доминантам можно назвать политико-идеологической стадией этнического единства.

В I тыс. до н.э. воз­никают идеи создания универсальных империй с цен­­трализованным «прави­ль­ным» руководством светских властителей и соответствующих им уни­вер­сальных мировых религий; но все это остается на уровне утопий (ни одна империя и ни одна религия так и не стали общемировыми), а реально в основе совместной жизни людей доминирующим остается принцип территориально-соседской солидарности, что отча­с­ти подтверждается существенной индифферентностью людей эпохи древних и средневековых цивилизаций к этнической принадлежности собствен­ных соседей.

Примерно с XVI-XVII вв. в Европе начинается процесс трансформации на­­и­более развитых этносов в нации; а в течение XIX в. этот процесс рас­­про­ст­ранился уже на Россию, на Азиатский и Американский континенты, а так же на Северную Африку. Тем не менее, даже на сегодняшний день, когда на Земле насчитывается около 1500 локальных этнокультурных образований, при­мер­но треть из них – это роды и племена, около 800 – этносы и лишь около 200 достигли стадии наций.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. Этот тип культурного един­ства сво­им происхождением восходит к формированию бур­жуазных наций (ранних – в XV-XVII вв., более поздних в XVIII-XIX и даже в XX в.). В отличие от этнического типа культуры (см.), в котором преобладают культурно-язы­ковые и мемориальные ос­но­ва­ния для консолидации, нация – это по преиму­ществу политический и прогностический тип объ­единения, в котором основой консолида­ции служит так называемая «национальная идея» – проект перспективного развития и национального стро­­­­­­­ительства. Разумеется, у каждой нации эта «национальная идея» выра­же­на в разных формах, не всегда понятных иностранцу.

Хотя развитие национального типа культуры происходило, несомнен­но, стихийно, на ход этот процесса оказали заметное воздействие идеи Прос­ве­ще­ния, призывавшие к ликвидации сословной дифферен­циации общества и переходу на общенациональные стандарты социальной адекватности и куль­­­­­тур­ной ком­петентности (см.). Складывается уже третий по ходу ис­то­рии тип куль­туры, основанный на все том же тер­ри­то­ри­альном единстве, но теперь к пре­ж­­­ним его политико-идеологическим скре­пам до­бавляется общий эконо­ми­ческий и вытекающий из него геополи­тиче­с­кий интерес и разру­ша­ются многие перегородки внутренней социальной дифференциации культу­ры. Культура нации уже намного более цельна, чем культура этноса. В ней действуют национальный образовательный стандарт и государственная система просвещения, национальный стан­дарт литературного языка, общие для всех законы, регулирующие соци­альное поведение, национальная про­грамма охраны культурного наследия, системой СМИ охвачено пра­к­ти­чески все взрослое население и т.п. В этносе обычно разные социальные страты и разные территориальные группы имеют разные стандарты всех этих проявлений.

Та­ким об­ра­зом, на­циональная куль­тура явля­ется уже син­тети­че­ским типом культуры (с точки зре­ния доминантных основ соци­аль­ной соли­дар­но­с­ти), где смеши­ва­ют­ся са­мые различные основания инте­грации лю­дей, но от­ныне основой их органи­зации и регуляции становится наци­о­нальное го­су­дар­ство с повышен­ной (по сравнению с прежними временами) стандар­ти­зи­ро­ван­­­но­с­тью основ­ных ин­фор­мационно-символических компонентов куль­туры, образа жизни, модой, потребительским спросом и существенно повы­си­в­шей­ся эффек­тив­но­стью трансляции культурных образцов следующему поколе­нию, т.е. социаль­ному воспроизводству общества.

В отличие от этноса – преимущественно социокультурного образования, нация – это уже в большей мере политическое об­разование (хотя такое же территориальное по компактности своего разме­ще­ния), которое кроме этнического ядра (государствообразующего этноса) обычно вклю­­­­­­чает в себя и некоторое число иноэтнических групп. Хотя изна­чаль­но еще Наполеоном Бонапартом был провозглашен принцип «один народ – од­но государство», но реализация этого принципа состоялась далеко не вез­де и продолжается по сей день (характерные примеры, начало ХХ века: распад Российской, Ав­стро-венгерской и Османской империй, отделение от Китая Монголии и Непала; середина века: распад Бри­тан­ской Индии; 1960-е гг. – распад мировой колониальной системы; конец века: распад СССР и Юго­­­­­­­­славии, раз­де­л­е­ние Чехословакии, отделение Эри­треи). В течение всего XIX и XX вв. в Европе шло перекраивание границ с целью их большего соот­ветствия пределам национального расселения. Иногда этот вопрос решался и методом массовой депортации (например, немецкого на­се­ления из СССР, Польши и Чехословакии после II мировой войны) или изгнания под угрозой уничтожения (евреев из нацистской Германии и коммунистической Польши, индийцев из Пакистана, значительной части арабского насе­ления из Израиля, белого населения из Родезии).

В каких-то случаях государство-нация при­обретает полиэтнический ха­рактер потому, что исторически сло­жилось как многоэтничное (например, Ки­­­­­­­­­­­тай, Индия, Афганистан, Рос­­сия, Испания, Великобритания) или потому, что в наиболее раз­ви­тых странах постепенно скапливается значи­те­ль­­­ная по численности много­на­ци­ональная диаспора (арабская и сенегальская во Фран­ции, индо-па­кистанская и кенийская в Великобритании, турецкая и югославская в Германии). Особый случай – Соеди­ненные Штаты Америки – на­ция, сформированная из эмигрантов, где нет террито­ри­ального размеже­ва­ния между этническими группами, но истори­че­с­­­­ки преоб­ладают английский язык и трансформированный вариант англо-голландской куль­ту­ры. Близки к этой мо­­дели Канада и Южно-Африканская респуб­ли­ка.

Следует отметить, что формирование наций вклю­­­­­­­­­чило в себя и элементы этнического и даже кровно-родственного типов. Например, французская нация образовалась из объединения полутора десятков феодальных народнос­тей: соб­ственно французов (Иль-де-Франс вокруг Парижа), бретонцев, гасконцев, провансальцев, лотарин­г­цев, пикардийцев и др., многие из которых (преимущественно в сельской местности) сохранили немало специфических этнокультурных черт. Просто эти культурные атавизмы заняли маргинальное положение, сконцен­т­рировавшись преи­му­щественно в сфере приватной жизни граждан. Все перечисленные сос­та­в­ляющие французской нации уже фактически сли­лись в единое национа­ль­ное образование, и только на уровне семейных обычаев сохраняют некоторые эле­­­менты исторической этнокультурной традиции. Показа­тельно, что среди национальных движений, ведущих борьбу за политическое самоопределение, к числу высокоразвитых народов можно отнести только ир­­­­ландцев и каталон­­­цев; уже баски и корсиканцы – это сравнительно от­ста­лые этничес­кие группы, не говоря уже об этническом составе остальных на­ционально-ос­во­бо­­ди­тельных дви­же­ний (в том числе и в бывшем СССР), от­но­­­ся­­щих­ся по пре­­­имущественно к категории традиционных культур (см).

Таким образом, национальный тип культуры представляет собой более или менее полиэтничное образование, однако, как правило, благодаря наличию одного социально доминирующего государ­ст­во­­­образующего этноса, использует его язык и культуру как основу для создания общенациональных стандартов, охватыва­ю­щих большинство сфер соци­окультурного бытия. В случаях, когда такого доми­нирующего этноса нет (например, в Бельгии, где фламандцы и валлоны при­мерно равны по численности и социальной значимости), процессу на­ционального слияния сопутствуют большие сложности.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ представляет собой один из высоко специализированных типов культуры. Совершенно очевидно, что в основе этого типа лежат те или иные религии и наборы их мировоззренческих и социальных установок. Однако главная особенность религии как типа солидар­ности заключается в том, что она объединяет людей не столько проблемой жиз­ни (хотя вопрос о «правильной» жизни ради грядущего спасения в любой религии остается предельно актуальным), сколько проблемой смерти, психологической адаптацией к ее неизбежности и возможной компенсацией за страдания, перенесенные человеком при жизни, перспективой какой-то формы счастья (спасением) после смерти. Любая религия, так или иначе, – это учение о смерти и посмертии. Не вдаваясь в философскую дискуссию по этому поводу, нельзя не отметить чрезвычайно важную психико-ком­пенсатор­ную функ­цию любой религии по отношению к проб­ле­ме смерти.

Разумеется, в основе всякой религии лежит прежде всего вера в существование Бога или других высших сил, создавших видимый мир и управляющих им. Важнейшим элементом является и вера в ту или иную форму посмертия, благоприятный вариант которого требуется заслужить религиозно поощряемым поведением при жизни. При этом многие религии признают и существование антипода Бога – дьявола, представляющего собой совокупность всего греха и ответственного за несовершенство реального мира.

Играя на этой дихотомии Бог/дьявол, вечное блаженство/ве­чные муки, ре­лигия в существенной мере регулирует «посю­сторон­нюю» жизнь человека, задает ему свои определенные нормы бытового аске­тизма, презрения ко всему тварному (в предельном случае, ко всему материальному) во имя приобщения к высшим духовным ценностям. В разных религиях имеет место различный подход ко всем этим проблемам, в пределах дистанции между абсолютным преклонением перед всякой биологической жи­знью и ее проявлениями (в джай­низме, а так же са­крализацией репродуктивных фун­к­ций человека в тантризме и некоторых других религиях и культах) и существенным биологическим аске­тизмом, целибатом, мно­­­­­­­­­­­­гочис­лен­ными постами и т.п. (как, например, в иудаизме и исламе, но в наибольшей мере – в христианстве, особенно для монашества).

Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культур­ных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом, более того – зоны, запретной для рационального размышления и интерпретации человеком, не посвященным в таинство священства (в христианстве) или не прошедшего специального обучения (в ряде иных религий и осо­бенно сект).

Хотя в религиоведческой традиции принято тесно смешивать происхождение и функционирование религии с мифологией, представляется, что сле­ду­ет отметить и различие этих явлений. Мифология (см.) – это одна из форм позд­непервобытного социального сознания, где «правила игры» по вполне зем­ным и актуальным проблемам дополнительно аргументировались мисти­ческими образами, легендарными нарративами и эталонами. «Социальная конвенция», воплощенная в мифе, была в основном обращена в прошлое, к «золотому веку», и в меньшей мере касалась проблем смерти (хотя существует и про­тивоположная точка зрения – М.Элиаде, К.Армстронг). В последующем многое из мифологии было заимствованно позднейшими религиозными практиками (но не учениями). В целом происхождение религий, по на­шему мнению, с мифологией связано очень опосредствованно (мифология – это «объединяющее», холистическое мироощущение, а религия пост­роена на оппо­зиции сакральное/мирское), но в гораздо большей мере – с философией и особенно на­турфилософией середины 1 тысячелетия до н.э. – начала 1 тысячелетия н.э. Во всяком случае, мифологический тип сознания с его синтезом реального и во­ображаемого очень далек от ре­лигиозной культуры, где о синтезе сакрального и мирского не мо­жет быть и речи (единственное исключение – двуединая природа Христа). Другое дело, что нам приходится все время различать высоко специализированную рели­ги­оз­ную культуру клира и обыденную «народную религиозность», в которой дей­ст­вительно сохранились многие традиции пер­вобытной мифологии.

Исторически происхождение проторелигии (в первичных ее формах) и соответствующего типа культуры связано с появлением интереса к феномену смерти, первым захоронениям и украшением могил, что зародилось еще в эпоху неандертальцев. Затем, по мере развития родовой общины в ней стали формироваться анимистические и тотемистические культы, связанные с верой в духов и сакрализованную фигуру первопредка. Этап поздней первобытности и ранней стадии аграрных цивилизаций был связан с развитой мифологией (т.е. нарративами космогонического и эпико-героического характера), различными мистериями и разнообразными формами бытовой магии. Это был особый период «предрелигиозной культуры», характер­ной тем, что в религиозных обрядах принимали участие только жрецы; прочие присутствовали лишь как зрители. И только после периода осевого вре­мени, относимого к первой половине 1 тысячелетия до н.э., началось формирование собственно религий (в современном понимании этого слова), как си­стематизированных теологических культур, отличавшихся системным теологическим мировоззрением, развитой догма­тикой, социальными установ­ками, специфическими организационными фор­мами и обрядовыми комплексами, а также (по мнению А.А.Пелипенко, разделяемому нами) более или менее выраженной дуалистичностью. Эти религии были рассчитаны уже на массовое непосредственное участие паствы в различных обрядах, а так же на соблюдение людьми определенных предписаний в их бытовой жизни и социальной практике.

Поэтому, хотя понятие конфессиональный тип культуры охватывает все описанные исторические формы, только с появлением систематических ре­ли­гий мы можем говорить о развитом многокомпонентном культурном ком­­­­­­плек­се, включающем в себя своеобразную философию (богословие), социальную доктрину, сложную организацию, развитую обрядово-риту­альную сис­тему (культ), систему подготовки кадров, отработанную методику работы с паствой и многое другое.

Обобщая, можно перечислить в числе составляющих конфессиональной куль­туры следующие: собственно вера; корпус «священных тек­с­тов» и основанной на них догматики; богословие, представляющее собой по преимуществу комментарии к «священным текстам»; богослужебные про­цессы, проводимые в храмах; прочие культовые процедуры, осуществляемые как в храмах, так вне их; территориальную и должностную конфессиональную организацию; храмовые и иные культовые постройки; церковные одеяния и утварь; религиозное искусство; процедуру инициации приобщаемых к религии; систему погребальных обрядов и сооружений; корпус священнослу­жителей, систему его подготовки, иерархии и предписаний, регулирующих образ жизни; монашество и разнообразные его уставы; систему предписаний для паствы, регулирующих ее социальную жизнь и участи в различных культовых действиях; мисси­онерство и систему поведения священнослужителей в среде неверующих; а так же некоторые иные составляющие.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. В рамках процессов разделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей, длящихся со времен неолита (10 тыс. лет тому назад), происходила и все бо­лее углубляющаяся их специализация в самых различных областях мате­ри­ального, интеллектуального, художе­ственного и иного производства, ком­му­ни­кации и пр. Эта тенденция углубления специа­лизиро­ван­ности различных об­лас­тей деятельности есть объективная составляющая об­щего соци­окуль­тур­но­го прогресса.

Подобное разделение культуры на профессиональные сегменты началось с разделения функций (и культуры) бродячих охотни­ков и оседлых земледельцев, затем с выделения функций (и культур) ско­то­во­дов, шаманов, вождей, во­и­­нов, ремесленников и т.п. Вопрос не в том, какая профессиональная культура выделялась раньше или позже, а в том, что такое профессиональная культура вообще, как тип культурной системы.

Понятно, что в основе профессиональной культуры лежат не столько социально-бытовые элементы образа жизни (как в этнической культуре), а не­­ко­торые принципы со­циального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии, зафиксированные в учебниках и навыках профессиональной подготовки. Сюда же входят элементы социальной этики, целей и со­циальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык и т.п.

Уже в античную эпоху появились первые объединения ремесленников и торгов­цев, воинов и жрецов, в среде которых начали вырабатываться определенные специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к та­кому объединению и пр. Еще большее развитие все это получило в эпоху средневековья, когда начали складываться специфические ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена, существенно углубив­шие символико-ритуальные особенности своего быта, начавшие постепенно вли­ять и на обыденную сторону культуры подобных объе­динений, на их язык (профессиональный жаргон), стиль поведения и пр. В эпоху нового времени система цехов и гильдий, а также большинства орденов (за исключением цер­ковных) преимущественно распалась, но понятие «професси­ональной культуры» (воен­ного или священника, финансиста или инженера) еще больше углубилось. Перечень по­добных профессиональных культур вырос до многих сотен, особенно, если учесть и то, что на статус подобных субкультур с полным правом могли претендовать и десятки криминальных «профессий» (воры, грабители, террористы, проститутки и т.п.). В каждой из этих субкультур складывалась своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ро­левых положений, языка, символики и пр.

Но самое главное, – это то, что практически каждая из этих профессиональных культур со временем обрела свою систему профессионального воспро­изводства, обуче­ния, трансляции профессиональных и культурных навыков и образцов (начиная от сис­темы профилированных вузов: военных, духовных, дипломатических, технических, ме­дицинских, гуманитарных, художественных и т.п., а также профессиональных школ среднего звена и кончая «народными университетами» воровских притонов, тюрем и ла­герей, ночлежек, лагерей наркоманов и пр.), где человек получал более или менее про­фессиональную подготовку по соответствующей специализации. Появилась та­­­­кая кате­гория изданий, как учебник по специальности, на страницах которого собственно и за­фиксирован в достаточно систематизированном виде (наряду с фундаменталь­ными и технологическими знаниями), комплекс знаний, образцов и эталонов соответствующей профессиональной культуры, к тому же хорошо «проиллюстрированный» описанием ис­тории становления и развития профессии, эволюцией социального заказа на нее, опи­саны биографии и деяния корифеев дан­ной области деятельности и т.д. Более убедительную картину и систему признаков выделения специальности в самостоятель­ную профес­­сиональную культуру трудно себе представить. Сравните описанный про­цесс со становлением религии как культуры и вы увидите фактически аналогичную картину.

Другое дело, что в отличие от религиозных конфессий, профессиональ­ные куль­туры, как правило (за исключением «силовиков»), не связаны с дей­ствием каких-либо централизованных органов управления ими. Вне зависимо­сти от наличия каких-либо го­сударственных министерств соответствующе­го профиля (управляющих результатами деятельности специалистов, но не их про­фессиональной культурой), происходит более или менее стихийный процесс культурного самоуправления на основе общественного мнения, суждений экспертов и прежде всего корифеев профессии (как например, это происходит у музыкантов или ученых).

СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. Иссле­дова­ние этого вопроса ведет традицию еще со времен классиков социологии се­ре­дины XIX – первой половины XX вв. (К.Маркса, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М. и А.Вебе­ров, П.А.Со­­­­­ро­ки­на). В по­следние десятилетия разработкой этого вопроса зани­мались К.Поп­­пер, Т.Пар­сонс, Э.Тоффлер, Э.А.Орлова и др. В научной и публи­цис­ти­че­ской ли­тературе последних десятилетий приходится сталкиваться со все нара­с­та­ю­щим пото­ком новых определений тех или иных соци­аль­ных суб­культур – элитарная, народная, массовая, национальная и т.п. При этом в геомет­ри­чес­кой прогрес­сии воз­растает путаница в вопросах их взаимосоотнесенности. Ра­зумеется, все это многообразие определений разнообразных социальных суб­культур имеет право на существование, но нуждается в каком-то упоря­до­че­нии, разведении по разным типологическим рядам, бази­рующимся на различ­ных основаниях.

Наиболее операциональное основание для типологизации субкультур за­­­­дает методология структурно-функционального анализа. Система социал­ь­ных функций и порож­даемых ими субкультур базируется на объективных по­треб­но­стях общества. (Разумеется, за скобками остаются первобытные обще­ства с их принципиаль­но неразделенными функциями и мифологическим соз­нанием людей, а имеются в виду сообщества эпохи развитых городских цивилизаций с бо­лее или менее раци­о­нальными ми­ро­представлениями). Основываясь на этом, можно выделить, по крайней мере, пять такого рода со­ци­ально-фун­к­ци­ональ­ных субкультур (ча­с­то называемых сос­лов­ными).

Во-первых, это субкультура сельских производителей (крестьянская), ре­­­­­шающая первостепенную задачу обе­с­печения людей продук­та­ми пи­та­ния, адапти­рованная главным образом к эко­ло­гическим усло­ви­ям суще­ство­ва­ния сель­ского насе­ления и сравнительно мало под­вер­жен­ная изме­не­ниям под воздействием различных исторических коллизий жиз­ни эт­но­са. Исто­ри­чески эта субкультура сфор­ми­ровалась в эпоху поздней первобыт­ности (на «варварской» стадии развития) и, не­смот­ря на по­сле­дующие трансформации под вли­я­нием городской культуры, в наиболь­шей мере со­хра­нила этно­гра­фи­ческую куль­тур­ную специфику своего этноса, и поэто­му мы обычно отож­де­ствляем ее с народной.

Во-вторых, это субкультура городских материальных производителей (торгово-ре­ме­­сленная, буржуазная, пролетар­ская и пр.), выполняющая важ­ней­шую фун­к­цию обеспечения об­щества ма­те­риальным инструментарием со­ци­аль­­ной деятельности (оружием, оруди­ями труда, сред­­­ствами связи и транс­по­рта, системами фиксации, хранения и распространения ин­формации, ин­ф­раст­руктурой ос­военных территорий, городами и городской средой, пре­д­­мета­ми бы­та и роскоши и т.п.), вещами и услугами бытового потребления, а также осуществляющая функции обмена и оборота денег. Эта суб­культура адапти­ро­вана, прежде все­го, к по­треблению возрастающего по­тока собственной про­дук­ции и ре­гулиру­ется потребитель­ским спросом, торговлей, модой, научно-тех­ни­че­с­ким и иным про­­грессом, рекламой и пр. Исто­рически она возникла на очень ран­ней стадии разделения труда, с появле­нием первых специа­ли­зи­ру­ю­щих­ся на ремеслен­ном производстве деятелей (гончаров, до­мо­стро­и­те­лей, резчи­ков по кости и камню), бурно развилась с появлением городов и госу­дар­ств, но со­ци­аль­но возобладала, начи­ная с эпохи буржуазных революций и пе­рехода к ин­тенсивному промышленному произ­вод­ству, и ныне называется субкультурой финансово-предпринимательских кругов (в верхушечной части) и ра­бот­ников го­род­ской промышленности, сфер тор­­го­в­ли и обслу­живания (в ни­зовой части).

В-третьих, это субкуль­тура городских интеллектуальных про­из­во­ди­те­лей (научная, кле­ри­каль­ная, интеллигентская, гума­ни­тарная, художест­вен­ная, образователь­ная, информационная), вырабатывающая ра­циональ­ные и образ­но-чувст­вен­ные знания и представления о мире и интеллекту­альные техноло­гии, обес­печи­вающая психологическую адаптацию чело­ве­ка к самому себе, соб­ственной смертности, сложности и многообразию ок­ружающего мира, тем или иным способом систематизирующая эти знания и образы, хранящая и тран­­­­слирующая их следующим поколениям. Исторически эта субкультура во­зникла также на исходе эпохи первобытности в ли­це первых ша­­ма­нов, жре­цов, мудрецов, старейшин и пр. На раннеклас­со­вом этапе она ре­ализо­выва­лась пре­имущественно в формах мифологии и религии, а так­же обслужи­вав­шего их ис­кусства. Появление философии и естественной науки ознаменовало переход к более рациональным методам мироосмысления и мироотражения, современному образованию, информационной культуре и пр. Очень часто имен­­­­но эту суб­культуру называют эли­тарной, что в корне не­верно; это сугубо интеллектуально-информа­ци­онная субкульту­ра, деятели которой, как правило, состо­ят на слу­­­­­­жбе у пра­вящей элиты, но ре­ально к ней не принадлежат.

Собственно элитарная (в-чет­вертых) – это суб­культура про­­­­­­­­­­­­­­­­из­­водителей социального порядка – тех, кому реально при­­­надлежат вла­­ст­­ные полномочия над обществом, право судить и регули­ровать соци­альную жизнь, законно приме­нять вооружен­ное насилие, про­водить вне­ш­нюю и вну­т­реннюю политику, распределять общественное бо­гатство меж­ду теми или ины­­­­­ми социальными сло­ями и т.п. Исторически эли­тарная суб­куль­ту­ра ведет свой род от военно-администра­тивной верхушки вар­­вар­­ских пле­­­мен, ближне­восточных царьков и их армий, «солдатских изб­ранников» – рим­ских импера­торов, феодальной земельной ари­стократии, ры­царства, дво­рянства. Мы при­выкли к тому, что элитар­ная культура является осо­бенно утонченной, эсте­ти­чной и т.п. Это дей­ст­ви­­­тельно характерно для образа жизни ев­ро­пейской ари­сто­кратии античной и пост­ре­нес­сансной эпохи, которая активно привлекала на службу раз­­ночинцев-ин­тел­лек­туалов и даже сама отчасти участвовала в художест­вен­ной жизни (преиму­ще­ственно в литературной). Но мы дол­ж­ны помнить обо всей исто­рии челове­че­ства, а в ней полуграмотные (или совсем не грамотные) воины и их командиры никак не со­став­ляли интеллек­ту­альный цвет на­ций. Да это и не тре­бовалось. Социаль­ные за­дачи элитарной куль­ту­ры все­гда состо­яли в поддер­жании и воспроизводстве существующего порядка (по­ли­ти­ческого, идео­ло­гического, социального и иного). А это с равным успехом осу­ще­ст­вля­ли как «утон­чен­ные» аристо­кра­ты, так и негра­мот­ные ландскнехты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2317 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.