Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История и культура –включенность истории культуры локальных сообществ в социальную историю человечества в целом. 4 страница




В конечном счете, все современные об­ще­ства (особенно крупные нации) не однородны по своему составу, и с более развитыми стратами соседствуют бо­лее отсталые или традиционалистские. Например, в США, наряду с массой населения, уже втянутого в процессы постиндустриального развития, существуют и поздепервобытные индейские племена в национальных резервациях, и традиционалистские католические, иудейские, исламские и иные конфессиональные группы, и огромное число эмигрантов из Латинской Америки, Индокитая, с Ближнего и Среднего Востока, профессиональная конкурентоспособность которых реализуема то­ль­ко на самых низших ступенях социальной иерар­хии и т.п. Почти то же самое (с местными конкретными вариациями) можно сказать о любой более или менее развитой стране. Именно для таких групп на­селения более архаичные элементы социальной культуры сохраняют свою ак­туальность.

Подытоживая, можно сказать, что современная социальная культура пред­ставляет собой комплекс элементов социальных культур разных времен, функционирующих в разных социальных стратах или национальных анклавах при том, что доминирующей является социальная культура, наиболее соответствующая общему уровню социокультурного развития того или иного общества.

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРЫ – две группы объектов культуры, в которых основной является либо их материально-пред­мет­ная сущность и утилитарная функция, либо функция символическая. Но, в коне­ч­ном счете, книга, картина или музыка тоже являются материальными объектами, но в них преобладает их символическая функция; а дом, одежда, ору­жие – весь­ма символически насыщенные объекты, но в них пре­обладает их утилитарная функция. Отсюда деление культуры на материальную и духовную не является абсолютным, а зависит от доминантной функции того или иного феномена.

Под понятие «материальная культура» попадают не только вещи и орудия труда, но и обработанные территории, искусственно измененный ландшафт, проложенные пути сообщения, прорытые каналы, пост­ройки и сооружения (в том числе инженерные), населенные пункты. К категории «духовная культура» можно отнести все «культурные тексты» или все, читаемое как текст культуры.

Материальная культура – понятие, имплици­т­­но всегда при­сутствующее в рассуждениях о культуре и противопоставляющееся ду­ховной культуре. При этом под материальной культурой обычно подразумевается ком­плекс научно-технических достижений и материальная инфраструктура, в ко­торой реально жи­вет общество, в отличие от духовной культуры, отража­ю­щей интеллектуаль­ные и образно-творческие потенции и достижения этого общества. Выявление данной дихотомии традиционно приписывается О.Шпен­глеру, противопо­ставлявшему комплекс материальной культуры – «цивилизации» – комплексу собственно культуры – совокупности религиозно-интеллекту­аль­но-худо­жест­венных достижений, хотя фактически эта оппозиция имела мес­то уже в сочинениях Цицерона. Слабость этой позиции выявляется в том, что в ней отсутствует такое понятие, как социальная культура, по своим атрибутивным формам относящаяся к духовной, а по функциям – к материальной культуре.

Материальная культура официально признана как исследовательский пред­­мет археологии, различающей ее тем самым с этнографией, социологией и политологией, изучающими преимущественно социальную культуру, а так же с религио­ведением, филологией и искусствоведением, предмет интереса которых – именно духо­­в­ная культура. Особую зна­чимость различению матери­аль­ной и духовной культур стали предавать философы культуры, прежде все­го ори­ентирован­ные на философию символических форм (Э.Кассирер, С.Ла­н­­­гер) и некоторые антропологи (Л.Уайт). Значительное вли­яние эта оппозиция оказала на отечественную философию культуры (как ни парадоксально, в равной мере, и на православный мистицизм философов «серебряного века», и на мар­к­систско-ленинскую теорию культуры). Последняя понимала культуру­­­­­­­­­­­­­­­ преиму­щественно как деятельность, преследующую идеологичес­кие це­­­ли, и для нее понятие духовная культура было принципиально важным, ибо иносказательно подразумевало идеологию.

В традиционном смысле слова под духовной культурой понималась толь­ко религия (ср. духовное сословие, духовное пение, духовная литература). Но в ХХ веке это понятие стало трактоваться шире – как совокупность идеальных составляющих культуры. Недаром П.А.Сорокин предложил эту область культуры называть идеациональной.

Говоря о духовной культуре в широком смысле, следует выделить нес­колько основных процессов, формирующих духовно развитую личность.

Во-первых, это процесс социализации и инкультурации личности, стано­вление человека, как члена общества и как неповторимой индивидуальнос­ти. Здесь решающую роль играют домашнее и дошкольное воспитание, школь­ное и вузовское образование, приобщение с юных лет к литературе и искусству, общение с социальным окружением. Они формируют в человеке социальную адекватность сознания и поведения, задают правила допустимых норм об­щения и взаимодействия, учат правильному употреблению родного языка, создают у человека представление о том, кто он есть и на какие блага имеет право претендовать.

Во-вторых, это воспитание нравственных начал в человеке, гуманнос­ти, терпимости, чувства сострадания. Здесь тоже огромную роль играют семья и школа, но, пожалуй, самыми влиятельными учителями являются Церковь и ис­кусство, задающие нравственные эталоны примерами из Священной истории или художественных произведений. Церковь особенно строга в своих нравственных положениях и запретах. Но и искусство в этом плане учит очень многому. Известно, что художественные коллизии и судьбы приду­­­манных героев часто вызывают у человека гораздо больший эмоциональный отклик, нежели события реальной истории или новости дня по телевизору.

В-третьих, это развитие творческих потенций, заложенных в человека ге­нетически. Бесталанных людей нет. Нужно только нащупать ту область, к которой у данной личности имеются способности. А дальше начинается учеба, беспрестанный труд по развитию этих способностей и их реализации в любой области – от художественной до технической. Пушкинская фраза «Гений и зло­действо несовместны» удивительно точна. Гений постоянно занят своим де­­лом. Ему не до злодейства. Главными инструментами формирования творческой личности являются образование и работа.

И, в-четвертых, это наличие гуманитарной эрудиции – знаний в области истории, филологии, искусствознания, религиоведения, педагогики. Если человек не знает истории своей страны, плохо знает родной язык, не читает, не ходит в музеи, не знает основ религии (даже будучи неверующим), а только смотрит телевизор, от такого человека всегда можно ожидать чего угодно. Те­­­­левидение – замечательное изобретение, приносящее нам массу ценной ин­формации. Единственное, чего оно не делает – не формирует духовности.

Представители современной культурологии (и, прежде всего, принадлежащие к школе позитивизма (см. )) в основном отвергают какое-либо разделение культуры на материальную и духовную (последняя тра­к­туется в прямом смысле как собственно религиозная культура), как бесполезное с точки зрения познания сущности культуры. Многие ученые ориентированы на другую терми­нологию и другие основания дифференциации культуры (материальную и идеацианальную – П.А.Сорокин, специализированную и обыденную – Э.А.Ор­лова, социально детерминированную и интеллектуально детер­минированную – А.Я.Флиер). Употребление терминов материальная и духовная культура в сегодняшней российской культурологии в существенной мере зависит от того, к какой научной школе принадлежит тот или иной исследователь.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНЫЕ. Как правило, к этой категории принято от­носить дискретные (локализованные в своих внешних формах), выделяемые на фоне ок­ружения и обладающие иными идентифицирующими чертами про­дукты, принципы и процессы человеческой деятельности, устой­чивые социаль­ные группы людей, специфичные своими своеобразными культурными чертами, культурно-исторические эпохи и отдельных личностей, как представителей тех или иных культур. В при­н­ципе понятие «культурный феномен» тождественно понятию «культурный объект».

В числе продуктов человеческой деятельности можно выделить объекты матери­альные: вещи, созданные или обработанные людьми (еду, предметы бы­тового обихода, одежду, дома, оружие, орудия труда, средства транспорта и связи и пр.), искусственно преобразованные территории (города, окультуренные земли, пути сообщения); информационные и интеллектуально-образ­ные: зафиксированные тем или иным образом «культурные тексты» (художественные, фило­софские, научные и религиозные произведения, СМИ, а также любые иные письменные, графические, изобразительные, звуковые иди элект­рон­ные записи), знания, представления, верования, смыслы, принципы, идеи, мифы, оценки, сужде­ния, произведения искусства и литературы и пр.; коммуникативные: всю совокупность вербальных и невербальных языков об­мена ин­фор­мацией между людьми. Особую категорию составляют люди (социальные груп­пы и индивиды), включенные в перечень культурных объектов именно в ка­честве «культурных продуктов», т.е. как носители определенных культурных черт.

Другая группа культурных объектов – принципы и способы осуществления жиз­недеятельности людей. В эту группу можно включить стремления: более или менее рефлексируемые цели, интересы и потребности, которые пре­следует действующий ин­дивид, группа или социум; отношения: солидарность, симпатия, антипатия, дружба, вражда, влюбленность, неприязнь, отторжение, сочувствие, скупость, щедрость и пр.; технологии: методологии и методы, тех­ники и практики, способы и приемы, умения и навыки про­из­вод­ственного, социального, коммуникативного, исследовательского, об­ра­зова­тельно-воспи­та­тельного и др. профиля; регулятивы: нормы, правила, законы, тра­диции, обычаи, нравы, конвенции, стили и пр.; критерии: практичность, красота, удоб­с­т­во, экономичность, эргономичность, святость, богоуго­дность, опасность, злона­мерен­ность, вредность и т.п.

Отдельную группу объектов составляют ценности и ценностные ориентации.

В числе процессов человеческой деятельности принято выделять практические действия, осуществляемые людьми на основании вышеперечисленных принципов, це­лей, намерений, потребностей, интересов, правил и т.п. Здесь мы можем назвать: организационно-регулятивную деятельность (интеграция лю­дей в устойчивые коллективы, их структурирование, организация, ре­гуляция, управление; сюда входят как идеологические, так и насильственные меры по установлению и поддержанию определенного социального порядка – на основе преобладающего типа социальной солидарности – от идеологии и про­паганды до войны и репрессий, что также является деятельностью вполне культурной в пределах принятых в обществе норм осуществления этого); производственную деятельность, в которую входит материальное производство (фактически вся экономическая и территориально-устроительная практика), ин­­теллектуальное производство (производство знаний, пред­ставлений, верований, оценок, смыслов, принципов, идей, мифов, сплетен, суждений и пр.), художественное производство (не нуждается в пояснениях), социальное производство (фактическое соцокультурное воспроизводство общества в следующем по­колении посредством воспитания, образования, социализации и инкультура­ции этого нового поколения; в социальное производство входят также традиции, образ жизни, комплекс явлений, называемый повседневностю и др. – все это предметы непрерывного воспроизводства в процессах социальной жизни); коммуникативная деятельность: вся совокупность процессов накопления, фиксации и передачи (обмена) информации, имеющая место в данном обществе; рекреативная деятельность, связанная с демографической политикой, под­держанием здоровья (медициной), культурой сексуальных отношений, физическим развитием (спортом) и т.п., а также ряд более мел­ких направлений культуры деятельности.

Сложность таксономического разведения трех первых групп культурных объектов состоит в том, что во всех трех случаях речь идет о некоторой совокупности культурных явлений, которые в равной мере являются целями и технологиями деятельности, явственно присутствующими в чертах выработанных продуктов и результатов. В таких условиях исследователю бывает не просто разобраться в том, что реально является предметом его изучения: тех­нологии, процессы или продукты. На пер­вый взгляд, существование подобной амбивалентности в таксономии культурных объектов свиде­тель­ствует о ее недостаточной разработанности, но представляется (и мы увидим это в дальнейшем), что суть проблемы в чрезвычайной многосмысленности и многофункциональности любого культурного феномена. Поэтому с подобными сложностями спе­ци­алисту приходится сталкиваться посто­янно. Тем не менее, эти объекты без особого труда поддаются изучению, если ученый четко пред­ставляет себе, что в данном случае его интересует как предмет исследования. Один и тот же объект может быть изучен в десятках разных ракурсов: и как продукт, и как технология, и как текст и пр., оставаясь тем же самым явлением по существу.

К следующей группе культурных объектов относят исторически более или менее устойчивые культурные феномены, называемые локальными культурными образованиями (см.). Среди них обычно выделяют:

а) этнические и полиэтничные культурные образования (конфигурации), форми­рующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, националь­ных государств, национально-культурных автономий и др. целостных этнокультурных (и как правило, этнотерриториальных) образований; культуры (субкультуры) субэтносов, племен, кланов, этнографических, этносоциальных, этноконфессиональных и др. групп, отличающихся, как пра­вило, более или менее компактным проживанием; культуры транслокальных образований, выделяемые по основаниям: гео­графическому (культуры Латинской Аме­рики, Черной Африки, индейцев Северной Аме­рики и пр.); этнолингвистическому (культуры славян, тюркских народов и т.д.); политическому (культуры многонациональных государств – Римского, Китайского, Рос­сийского и др.); хозяйственно-культурному (культуры кочевников, пашенных земледельцев, арктических охотников и т.п.); религиозному (культуры цивилизаций – ис­ламской, западнохристианской, буддийской и др.);

б) экстратерриториальные культурные образования, формирующиеся (выделяе­мые) по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры (субкультуры) социальных классов, сословий, статусных групп, каст (аристократическая, крестьянская, буржуазная, духовного сословия, интеллигентская и пр.); культуры (суб­культуры) профессиональных констелляций и др. социальных групп, выделяемых по специализированным областям деятель­ности, специальностям и специализациям и пр. (политическая, военная, художе­ственная, клерикальная, инженерная, научная, философская, чиновничья, «воровская» и т.п.); культуры (субкультуры) конфессий, де­но­ми­наций, сект и иных религиозных (квазирелигиозных) общин; культуры (субкуль­туры) общественных групп и объединений политико-идеологического ха­рактера (поли­тических партий и общественных объединений, рыцарских и монашеских орденов, идейных течений, интеллектуальных обществ и т.п.).

Еще одна группа культурных объектов может быть определена как исто­рические типы культуры (см.). Здесь речь идет о культурно-исто­ри­че­с­ких ста­диях, эпохах и периодах, выде­ляемым по основаниям: социально-эко­номи­чес­ким («марксистские» общественные фор­мации как культурные эпохи); технологическим (выделение технологий производства, социальной регуляции и ком­муникации в качестве основных культурообразующих фак­торов – присваивающая, аграрная, индустриальная и постиндустриальная cта­­­­­­дии развития); археологическим (культуры палеолита и неолита, бронзового и железного веков, мустье и кроманьон, трипольская и черняховская и т.п.); культурно-стилевым (эпохи античной классики, эллинизма, готики, Возрождения, ба­рок­ко, классицизма, романтизма, модерна и т.п.); общеисторическим (выделяемым под сложившимися в научной традиции названиями Античность, Сред­невековье, Ренессанс, Реформация, Просвещение, эпохи Юань, Цинь, «сегуната» и др.). В качестве особой под­группы здесь же можно отметить ис­тори­чес­ки выделяемые картины мира или «культурные парадигмы» социального бытия сообществ: «миры культуры» Э.Кассирера; «эпистемы» М.Фу­­ко; «экумены» и «субэкумены» Г.И.Померанца и др.

В связи с двумя последними описанными группами культурных объектов важно отметить, что мы имеем дело, во-первых, с культурными системами и культурными конфигура­циями (см.) – историческисложившимисясовокупностями форм социальной практики реальных групп людей (конкретно-исто­ри­ческих сообществ) и кристаллизовавшегося в этих формах социальногоопы­та их жизни. Такого рода культурные комплексы отличаются эмпири­ч­ностью (могут быть наблюдаемы и систематически описаны), про­­­­­стран­ст­вен­­но-вре­менной дискретностью и специфичностью (могут быть вы­делены и атрибутированы среди аналогич­ных конфигураций, порожденных иными сообществами), более или менее выраженной структурной целостностью и функциональной си­с­темностью (могут быть рассмотрены как образования, в которых внутренние связи преобладают над внешними).

Читатель уже обратил внимание на то, что в число культурных объектов включены также и сложившиеся в науке чисто умо­зрительные классификационныемодели, задающие те или иные параметры для систе­ма­ти­зации и типологизации культурно-исторической фактуры в целях ее описания и изу­чения (формации, стили, эпистемы и т.п.), которые не существовали в истории как реальные социальные явления. Специалисту, работающему с такими объектами, требуется большая осторожность и самокритичность. Ему необходимо все время пом­нить о том, что большинство названий эпох и стилей придумали ис­торики и искусствоведы XVIII-XIX вв., дабы выделить эти явления как нечто особенное. В свое вре­мя эти феномены не имели никаких особых названий, а значит, не вос­при­ни­ма­лись современниками как что-то особенное, требующее специального обо­­­зна­­­чения. А в культуре то, что не имеет названия, не имеет и «культурного лица», что означает, что очень многие уже привычные для нас культурные объекты были выде­лены наукой как специфические лишь ретроспективно.

И, наконец, особо сложный случай с еще одной группой культурных объ­ектов – культурными аспектами человеческой личности индивидуальности. Здесь хоте­лось бы провести опре­деленную дифференциацию: личность – носитель сово­купности нормативных статусов, ролей и т.п., единичное и абсолютно уникальное соединение элементов социального опыта, специфика композиции которого обусловлена разнообразием условий своего формирования и творческой способностью индивида к интерпретациям, наделению объектов и событий смыслами, пороецирования себя во вне и пр.; индивидуальность – столь же уникальный представитель вида Homo sapiens, носитель единственного в свом роде сочетания генов, выраженного в ее физических и психологических чертах. Личность создает неповторимый мир артефактов культуры, индивидуальность же – по преимуществу исполняет культурные нормы. Этот зазор между личностью и индивидуальностью обнаружила религия, а предметом специального внимания сделал экзистенциализм. Но социум может объ­явить приоритетным любой из описанных типов, стремясь склонить его к мимикрии своей противоположности. Это особенно важно для традици­он­ной культуры (см.), преследующей цель свести к минимуму зазор между ли­­ч­но­с­тью и индивидуальностью и приравнять единичность к нормативности.

В отечественной культурфилософии распространена позиция, утверж­да­ю­щая, что культура – это то, что пролегает ме­жду людьми, что рождается в про­цессе их взаимодействия (в наиболее полном виде эта концепция изложена М.М.Бахтиным). У нас нет убедительных аргу­ментов против этой сентенции, кроме одного: между людьми (в процессе их взаимодействия и коммуни­­­ци­рования) рождаются культурные нормы (см.), а их практическое ис­пол­нение (и интерпретация) осуществляются отдельной человеческой индивидуальностью. Кро­ме того, историческое и социальное воспроизводство культуры также про­исходит посредством социализации и инкультурации отдельных людей персонально. Это дает нам право исследовать культуру человеческой лич­ности, хара­к­терную для данного времени и народа, как вполне репрезентативный куль­­­­­турный феномен.

В заключение следует отметить, что культурные объекты могут быть ин­дивидуальными (культурные черты, формы и артефакты), системно-груп­по­вы­ми (куль­турные системы) и даже внесистемными, что создает опре­де­лен­ные сложности в процессе их изучения.

АТРИБУЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (от лат. atributio – приписывание) – процесс «опознания» культурного объ­­­­­­­екта или системы, отнесения их к определен­ной локальной культуре, установление их этнической, политической и кон­фессио­наль­­­ной принадлежности, определения их сути, функций, места и вре­ме­ни происхождения, а, если речь идет о произведении, то по возможности и его автора.

Основанием для атрибуции культурной является наличие у изучаемого явления определенного числа атрибутивных признаков, в числе важнейших из которых следует назвать формы культурные (см.),а так же специфичес­кие черты культурные (см.). Атрибуция культурная происходит преимущественно на ос­­­новании уже име­ющихся данных о подобных явлениях путем сопоста­вле­ния нового явления с уже известными. Параллельно могут применяться и раз­­­личные технические и естественнонаучные методы атрибуции: радиоуглеродный анализ (для установления приблизительной даты), палеоанропологический и генетический анализ (для выявления необходимой информации из кост­ных останков), физический и химический анализы (для установления материала и реконструкции технологии изготовления объекта), а так же изучаются документы, в которых может встретиться упоминание о данном явлении, его дати­ровка, авторство и т.п.

При этом атрибуция культурная обычно включает в себя два уровня. Пер­вый из них посвящен приблизительному определению эпохи изготовления данного объекта (или протекания изучаемого процесса) и аргумен­ти­ро­ванному отнесению данного объекта или процесса к культурным яв­лениям (или со­бытиям) истории какого-то определенного народа. Только после доказательного установления этих наиболее общих атрибутивных дан­­­ных объект каталогизи­руется и подвергается более детальному изучению и более точной атрибуции.

Второй уровень – это уже собственно научная атрибуция, включающая в себя выявление различных детальных и точных атрибутивных признаков, число и характер которых признаются достаточными для проведения узконаправленного научного анализа данного явления, определения его места в куль­­­­­­­туре установленного народа, в творчестве установленного мастера и т.п. Подобная научная атрибуция, если она прошла достаточно успешно, поз­во­ляет включить данный объект в перечень исторических источников.

Нередко случается и так, что предварительная атрибуция не может дать доказательного суждения и остается сугубо гипотетической. В таких случаях более доказательной атрибуции способствует более глубокое и детальное изу­­­­­­­чение объекта и документации, связанной с ним, но нередко не помогает и это, и объект остается лишь гипотетически атрибутированным или его атрибуция признается лишь частью ученых и остается предметом споров и дис­куссий. В истории культуры все это – сравнительно частые явления, хотя они редко становятся достоянием ши­рокой публики и известны преимущественно специалистам. Характерным примером является продолжающаяся дискуссия о подлинной датировке «Сло­ва о полку Игореве» и ряд тому подобных споров.

Так или иначе, атрибуция культурная остается важнейшим процессом пополнения корпуса фактического материала истории культуры.

ЧЕРТА КУЛЬТУРНАЯ – составляющий элемент формы культурной (см.). Отдельная черта может отображать какое-то свойство объекта, но мало что сообщает об объекте в целом. Вместе с тем, совокупность культурных черт образует не форму, а образ культурного объекта; феномен близкий, но не тождест­венный его форме. Совокупность черт – это некоторое число наблюдаемых (непосредственно или инструментально) внешних признаков или проявлений культурного объекта, среди кото­рых часть является неспецифическими (т.е. аналогичными таким же чертам иных объек­тов), а часть специфическими, позволяющими нам не только выделить данный объект в ряду дру­­гих, но нередко и атрибутировать его.Однако не следует забывать, что, в отличие от сущностных свойств, культурные черты объекта (его образа) могут и не отражать объективные характеристики самого объекта. Тем не менее, изучение черт культурных, как правило, поз­воляет установить изначальную функцию и целевое предназначение объекта, тип динамики происходящих (или происходивших) с объектом изменений, типологию мироощущения, в рамках ко­торого был создан данный объект,язык представленно­сти объекта, дает возможность оценить объ­ект по аналогии, а так же представить себе социальную репрезентативность объекта, степень типичности и распространенности его аналогов (артефактов) в данном обществе.

Следует еще раз подчеркнуть, что культурные черты – это не более чем специфические штрихи некоторых внешних форм культурных объектов, однако именно на их основании: сборе, описании, систематизации и т.п. начинается любое культуроло­гическое исследование.

ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ – совокупность наблюдаемых признаков и черт вся­кого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие культурной формы как комплекса отличительных признаков объекта с самим объектом в его конкретно-исторической реальности, как правило, представляю­щим собой ар­­­­­­тефакт (см.) использования и интерпретации данной куль­турной фор­мы. По­доб­ных ар­тефактов, воспроизводящих одну и ту же культурную форму, мо­жет быть мно­жество, сама же культурная форма остается исходным образ­цом для после­дующего прямого или вариативного репродуцирования. По он­то­ло­гическим и семантическим параметрам культурная форма в сущест­вен­ной ме­ре аналогична фразе (высказыванию) в естественном языке и является тем исходным «атомарным» элементом культуры, из сочетания которых фор­ми­руются культурные системы, конфигурации, сти­левые феномены и т.п.

Понятие культурной формы касается не только материальных продуктов челове­ческой деятельности – вещей, сооружений, окультуренных террито­­рий и т.п., но и про­дуктов духовного (символического) производства – идей, знаний, текстов любого рода, художественных произведений, оценочных категорий и пр., видов коллективной самоор­ганизации и разделения фун­­­­­­­­­­­кций людей – культуры социумов, этносов, конфессий, государств, функциональных коллективов, общин, семей и т.п., языков и технических средств ком­муници­рова­ния, а также иных результатов целеориентированной человеческой деятельности.

Принципиально важно, что понятие культурной формы в равной мере распро­страняется также и на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых создается данный объект и осуществляется всякая социальная практика людей – их производственная, организаци­онно-регулятивная и ком­муникативная дея­тельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие дей­ствия и т.п. Таким образом, всякая культурная форма включает в себя как признаки ре­зультата (культурного продукта), так и технологии его достижения; причем последние являются более значимыми для ее атрибуции, поскольку исторической селекции под­вержены прежде всего способы достижения требуемого результата.

Порождение новой культурной формы всегда высокофункционально и связано или с потребностью в адаптации каких-либо природных или исто­ри­ческих обстоятельств существования сообщества посредством создания необ­ходимого утилитарного или сим­волического продукта, способа деятельности, знания, организационной структуры и т.п. или логикой развития определенных технологий в специализированных областях жизне­деятельности. Нередко необходимая культурная форма заимствуется из какой-либо иной куль­турной системы по признакам функциональной актуальности или как продукт пре­стижного потребления и пр. Процесс порождения культурной формы рассматривается в статье культурогенез (см.).

Далее начинается период функционирования культурной формы в социальной практике в виде ее прямого или вариативного воспроизводства в артефактах, технического тиражирования, формирования стандартов ее смысловой интерпретации и их постепенной изменчивости, межпоколенной тран­­­сляции этой формы в качестве од­ного из образцов культурной идентичности данного сообщества (т.е. включения ее в традицию) и т.п. Здесь описывается «идеальный» случай функционирования культурной формы. Реально многие формы по тем или иным причинам не становятся нормами, не обретают статуса образа идентичности и не включаются в культурную традицию, а экс­плуатируются сравнительно недолго, в пределах срока их непос­редственной утилитар­ной актуальности. Это связано с процессом историчес­кого отбора (селекции) культурных форм по признакам, как практической эф­­фективности, так и допустимости социальной цены и долговременных социальных последствий применения подобного способа удовлетворения соответствующей потребности. При этом немалая часть куль­турных форм не выдерживает подобной проверки социальным опытом и быстро выходит из упо­­­­требления. Одна из главных причин элиминации многих культурных форм – из­менение исторических или природных условий жизни сообщества, при которых часть культурных форм утрачивает практическую функциональ­ность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.