Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√Ћј¬ј 8. ¬озникновение культуры и первобытна€ стади€ ее развити€




 

” истоков культуры (проблема культурогенеза)   ѕроблема возникновени€ культуры (также как человека и общества) принадлежит к числу самых сложных философских и научных вопросов, над которыми человеческий ум бьетс€ уже не одно столетие.

“рудности ее разрешени€ св€заны со многими обсто€тельствами, в т.ч. и с критери€ми отнесени€ тех или иных ныне вымерших живых существ к непосредственным предкам человека и к собственно древнейшему человеку. Ѕиологических различий между ними практически не было.[54] Ёто существа небольшого роста (в среднем 130 см), сравнительно слабые, не имевшие мощных зубов и когтей, зато обладавшие тем, чего не было у других животных Ц высокоорганизованным мозгом с огромным потенциалом развити€, а также передними конечност€ми, не участвующими в процессе передвижени€, а потому свободными дл€ другой де€тельности.

Ёти существа Ц австралопитеки, Ц жившие от 2,5 до 4,5 млн. лет назад, возможно, и €вились, как полагают многие ученые, непосредственными предками человека. “аким образом, человек произошел не Ђот обезь€ныї, а от тех представителей животного мира, аналогов которым сегодн€ нет.

»з сказанного следует, что возникновение человека Ц не столько биологическа€, сколько социально-культурна€ проблема. »менно благодар€ культуре он покинул природный мир и создал область быти€, где действуют иные законы и ина€ детерминаци€.  ультура стала способом выживани€ древнейшего человека, его ответом на природный вызов, благодар€ ей он выжил в борьбе за существование в мире, таившем на каждом шагу смертельную опасность.  ультура обеспечила человека такими средствами, которые позволили ему эффективно удовлетвор€ть свои жизненные потребности.

„еловеческа€ де€тельность выделила их носителей из мира животных. —ам факт успешной охоты древнейших людей на таких крупных и сильных млекопитающих, как слон или носорог, говорит о многом: о полном превосходстве человека над животными именно благодар€ его интеллекту, умению изготовл€ть и использовать оруди€ охоты, слаженным коллективным действи€м. ƒл€ становлени€ человека также имела большое значение м€сна€ пища, добываема€ как раз во врем€ таких охот. ћногие древние животные вымерли (некоторые из них не без участи€ человека), последний же размножилс€ и распространилс€ по всей планете.

¬ рамках возникшего социума сложилс€ механизм духовного производства с еще не вычленившимис€ элементами, который, тем не менее, обеспечил сохранение и приумножение культурных достижений.

“аким образом, ископаемый человек есть там, где есть культура, культурна€ де€тельность с дошедшими до наших дней их следами и результатами. Ќаиболее древними свидетельствами такой де€тельности оказались искусственные оруди€ труда, найденные в ¬осточной јфрике; их возраст превысил 2,5 млн. лет. Ёто примитивные галечные оруди€, имевшие острый скол. »х создателем было существо, получившее научное название Homo habilis (человек умелый).

 онечно, первые оруди€ могли быть получены и в результате случайных ударов по кремню, но это нельз€ считать фактом культуры. Ёкспериментально доказано, что использовать и даже изготавливать оруди€ может и шимпанзе, правда только при условии, если последнему ее научит человек.

ƒл€ установлени€ истоков чего-либо нужно совершить Ђвосхождениеї к сáмому началу непрерывного процесса. ќно и €витс€ точкой отсчета, в данном случае истории человечества и его культуры. Ќачалом культуры можно считать ее первое фактическое про€вление, место и врем€ которого точно определить, конечно же, никогда не удастс€. ясно, однако, что оно реально произошло и включало в себ€: а) представление (мысль) о предполагаемом результате де€тельности (например, каменном орудии); б) целесообразную сознательную де€тельность; в) ее реальный результат (в нашем примере каменное орудие).  оротко это можно сформулировать так: представление Ц де€тельность Ц результат. “аким образом, действительно, Ђв начале было —лової, т.е. мысль!

ћногократное повторение названных действий привело к стереотипизации де€тельности, серийному изготовлению, например, типовых орудий, т.е. материальному производству и закреплению в де€тельности человека трудовых навыков. “руд, как умственный, так и физический, становитс€ атрибутом человека и общества, важным фактором их становлени€ и развити€. ќт индивида к индивиду и от поколени€ к поколению начинает передаватьс€ накопленный опыт, умени€, трудовые приЄмы и технологии, что свидетельствует о зарождении механизма социокультурного наследовани€ и непрерывной традиции.

Ќо можно ли считать Ђпервофактї культуры ее началом? ћожет быть, ее историю надо начинать с по€влени€ человека современного физического типа, формировани€ первобытного общества и культуры в их зрелых формах? »ли относить ее начало к эпохе ранних цивилизаций, когда по€вл€етс€ письменность, а духовное производство приобретает профессионально-специализированный и структурированный характер?

ѕо поводу оценки древнейших культурных артефактов существуют две точки зрени€. —огласно первой, они €вл€ютс€ именно таковыми, а их создатели Ц безусловно, люди. ѕервичные формы культуры Ц поселени€, жилища, мастерские по обработке камн€ и других природных материалов, коллективные загонные охоты, перенос добычи на место сто€нки по€вились очень давно; они существовали и развивались на прот€жении сотен тыс€челетий.

—торонники другого взгл€да на эту проблему считают, что все гоминиды Ц предшественники человека современного физического типа не €вл€ютс€ людьми, а отношени€, которые между ними складывались, не могут быть признаны социальными. ѕоэтому здесь можно говорить о каких-то существах, которые не могут считатьс€ ни людьми, ни животными, и об особой области сущего, не относимой ни к миру природы, ни к сфере общества и культуры. Ќо если встать на эту позицию, то, фактически, получитс€ так, что человек долгое врем€ развивалс€ вне общества и культуры или, наоборот, последние существовали без человека, а это в принципе невозможно.

 онечно, человек на стадии становлени€ был еще очень примитивным. ¬ начале этого периода он не владел членораздельной речью и мог подавать только голосовые сигналы в виде отдельных звукосочетаний. ≈го умственна€ де€тельность ограничивалась только конкретными представлени€ми в узкой предметной сфере. ‘изически он еще сильно отличалс€ от современных людей. ‘ормирующемус€ человеку соответствовали общество и культура, которые тогда также еще не выгл€дели как законченные системы.

 роме того, проблемными €вл€ютс€ вопросы, кого из древних гоминид следует относить к наиболее ранним ископаемым формам человека разумного и когда они по€вились. ≈сть мнение, что врем€ их возникновени€ не 40 тыс. лет назад, как это обычно считаетс€, а 100 тыс. лет или даже более.  ак полагают многие исследователи, между Homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.[55]

ћежду различными видами рода Homo была не только биологическа€, но и культурна€ преемственность: культура Homo sapiens началась далеко не с нул€; она опиралась на довольно развитую мустьерскую каменную индустрию, длительную Ц не менее 1,5 млн. лет практику использовани€ огн€, строительства искусственных жилищ, умение изготавливать одежду из шкур животных и другие достижени€.

ƒревнейшие оруди€ труда €вл€ютс€ одновременно пам€тниками и материальной, и духовной культуры, т.к. свидетельствуют о сознательной де€тельности создавших их существ, об их пусть примитивных и минимальных знани€х и умени€х, передавшихс€ от одного индивида к другому. — по€влением первых проблесков сознани€ и элементарной сознательной де€тельности человека с ее результатами начинаетс€ перва€ культурно-историческа€ эпоха Ц первобытна€, в рамках которой существовал только один, одноименный, тип культуры. Ќазванна€ эпоха Ц сама€ длительна€ из всех, пережитых человечеством, она составл€ет более 99% всемирной истории. ¬ свою очередь, бóльша€ часть первобытной эпохи совпадает с процессом формировани€ человека, общества и культуры. Ћюди тогда медленно, но верно создавали основу, фундамент культуры, готовили услови€ дл€ ее позднейших успехов.

ѕервобытна€ эпоха во многом предопределила дальнейшее развитие народов и стран; возможно, именно тогда в своем первоначальном виде уже сложилс€ механизм социокультурной эволюции, определивший ее характер, темпы и направленность в различных регионах мира в последующее врем€. ћожно сказать, что ключ к пониманию современного общества и культуры лежит в первобытности. Ёпоха первобытной культуры универсальна в том смысле, что ни один народ не миновал ее. ѕервобытна€ культура оказалась весьма живучей, отдельные ее очаги существовали вплоть до нашего времени; пережиточные и остаточные ее формы присутствуют в духовной жизни всех народов.

Ёпоху первобытной культуры предлагаетс€ делить на три качественно различающиес€ стадии, составл€ющие ее внутреннюю периодизацию: 1) формирующа€с€ культура; 2) Ђклассическа€ї первобытна€ культура; 3) позднепервобытна€ (переходна€ от первобытности к цивилизации) культура. ’ронологические границы между ними сколько-нибудь точно определить невозможно, дл€ разных районов мира они будут различными*.

«десь также надо обратить внимание на различные аспекты пон€ти€ Ђкультурогенезї и его многозначность.  ультурогенез Ц это и начало культуры, о котором уже шла речь, и процесс, совпадающий с названной первой стадией первобытной эпохи, и Ђодин из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийс€ в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигурацийї.[56] ¬ последнем смысле культурогенез продолжаетс€ и сегодн€.

 

ќсновные черты первобытной культуры   –азвитие культуры в первобытную эпоху отмечалось крайней медленностью, консерватизмом, застойностью в течение больших отрезков времени, а подчас и регрессом. √лавное в это врем€ заключалось не сто-

лько в изменении старого, сколько в накоплении нового, создании Ђарсеналаї культурных инноваций, как в материальной, так и в духовной сферах.

ƒл€ первобытной культуры в ее классическом виде был характерен синкретизм (нерасчлененность). ќбласти культуры находились в нерасторжимом единстве между собой и с другими общественными сферами. «нани€ об окружающем мире, мифологи€, религи€, искусство, мораль, обычаи не существовали по отдельности, а были слиты в нечто единое, недифференцированное. “о же было характерно и дл€ человеческого мышлени€.

ƒругой важной чертой первобытной культуры €вл€лось отсутствие в ней дифференциации на социальной основе.  ультура была общей дл€ всех членов данного рода и племени. ѕричем, объем культурных ценностей был столь небольшим, что каждым из них мог быть усвоен в полном объеме. Ќе было делени€ культуры на народную и профессиональную. ≈е заказчиком выступала вс€ община, все ее члены в той или иной степени участвовали в духовной жизни, в религиозных обр€дах, празднествах и т.п. ќднако уже тогда в первобытных коллективах по€вл€лись люди, дл€ которых интеллектуальна€, творческа€ де€тельность постепенно становилась преобладающей. Ёто шаманы, руководившие религиозными обр€дами, художники и скульпторы, расписывавшие пещеры фресками и делавшие статуэтки из кости и глины. ћастерство, с которым выполнены многие из дошедших до нас произведений палеолитического искусства, говор€т о таланте и умении их создателей. Ёти люди, конечно, не составл€ли особого профессионального или социального сло€ и были по отношению к своим далеким Ђинтеллектуальным потомкамї протоинтеллигенцией.

Ќаконец, дл€ развити€ культуры первобытной эпохи была характерна равномерность и отсутствие существенных различий в ее уровне и характере в тех или иных районах ойкумены. “олько в самом конце эпохи это правило начинает нарушатьс€.

¬ течение первобытной эпохи, особенно к ее концу, в рамках господствующего синкретизма стали оформл€тьс€ специфические сферы, или области духовной культуры, позднее ставшие самосто€тельными.   ним относ€тс€ религи€, мифологи€, искусство. »х по€вление определ€лось главной духовной потребностью людей Ц познанием окружающего мира, самих себ€ и общественных отношений. ѕознание мира всегда было дл€ человека средством его освоени€, приспособлени€ его к себе и себ€ к нему. »менно оно дало люд€м возможность воздействовать на природу, измен€ть ее в своих интересах.

—пектр познавательной де€тельности первобытного человека был достаточно широким и разнообразным: от эмпирической проверки свойств минералов, животных, растений с целью их использовани€ в качестве сырь€ дл€ орудий, пищи и т.д. до размышлений о происхождении человеческого рода, небесных тел и мироздани€.

ѕервобытные люди прекрасно знали повадки и особенности животных Ц объектов охоты и водного промысла, свойства дикорастущих плодов и других предметов собирательства. ќни владели многими медицинскими знани€ми и навыками: начина€ со времен мезолита производили трепанацию черепа и ампутацию поврежденных конечностей; по этнографическим материалам, собранным в XX в., известны факты использовани€ шин при переломах, остановки кровотечени€ и др. Ќекоторые достижени€ людей первобытной культуры просто удивительны. »ме€ лишь самые простые оруди€, они делали то, что и сегодн€ €вл€етс€ серьезной задачей. Ќа окраине г. ¬ладимира были найдены погребени€ каменного века с уникальными предметами, среди которых два копь€ длиной 2,4 и 1,7 м, целиком сделанные из бивн€ мамонта.  ак древний мастер его выпр€мил и распилил, остаетс€ загадкой! Ёто блистательный пример единства знаний и умений первобытного человека.

≈го познавательна€ де€тельность нередко выходила за пределы жизненно необходимого[57] и распростран€лась на Ђзаоблачныеї сферы. ¬ северо-восточной Ѕразилии была найдена первобытна€ Ђобсерватори€ї. —тены одной из пещер оказались разрисованными многоцветными изображени€ми Ћуны, —олнца, звезд и комет, рисунками с обозначением дней Ђсолнцеворотаї, концентрическими кругами с лучами.

ѕолон тайн знаменитый английский —тоунхендж Ц то ли храм, то ли погребальное сооружение, видимо, св€занное с астрономическими наблюдени€ми первобытных людей.

 

–анние формы религии и искусства   ¬ культурном первобытном комплексе постепенно стали складыватьс€ ранние религиозные представлени€. ƒлительна€ дорелигиозна€ эпоха в истории человечества завершилась. Ёто было свидетельством то-

го, что человек окончательно стал духовным существом, подн€лс€ на новую ступень своего общественного и индивидуального развити€. ќдними из первых свидетельств этого были погребени€, совершенные по особому обр€ду и, видимо, сопровождавшиес€ определенным церемониалом. »звестно погребение мальчика неандертальца, найденное в гроте “ешик-“аш в ”збекистане. ћогила была обложена рогами диких горных козлов. –€дом находились остатки небольшого костра. ¬ других захоронени€х этой эпохи найдены сопровождающие оруди€, черепа пещерных медведей, подстилки из травы и даже разбросанные вокруг цветы. ¬се это позвол€ет говорить об особом отношении к покойникам.[58] —ам факт погребени€ свидетельствует о зарождении еще смутных представлений о потустороннем мире и о душе.

ƒл€ сознани€ древнего человека было характерно одушевление всего того, с чем он сталкивалс€; самого себ€ он ощущал частью природы. ¬ его представлении растени€ и животные Ц Ђэто тоже людиї. — этим св€зано зарождение ранних форм религии, среди которых, возможно, самой древней €вл€етс€ тотемизм. –еша€ проблему происхождени€ членов своего сообщества, человек возводил их к общему первопредку Ц определенному животному или растению Ц тотему. ќтношение к нему, естественно, было особым, его запрещалось убивать и употребл€ть в пищу, его изображение фигурировало в обр€довых действи€х. ѕоведение таких животных, особенно репродуктивное, представл€ло дл€ людей большой интерес.

ƒругой, возможно столь же древней, формой первобытной религии €вл€етс€ фетишизм Ц наделение сверхъестественными свойствами предметов, обработанных человеком или имевших природное происхождение. ” австралийцев это были дерев€нные или каменные чуринги, с нанесенными на них рисунками.

—о всеми формами первобытной религиозности св€зана маги€, колдовство как способ воздействи€ на природные объекты и силы, животных и людей с желаемыми цел€ми. ћаги€ Ц это всегда имитаци€, замена реального предмета или действи€ его реалистическим или символическим изображением или действием. Ќапример, охотничь€ маги€ предполагает символическую Ђохотуї, где мишенью служат изображени€ оленей, бизонов, диких лошадей. ѕервобытный человек твердо верил, что без такой Ђрепетицииї на реальную охоту выходить бессмысленно, она не будет успешной.  роме промысловой магии, куда относитс€ и охотничь€, существовали и другие ее виды: вредоносна€, полова€ (любовна€), лечебна€ и предохранительна€, метеорологическа€ и т.д.[59]

Ћюди пытались найти универсальный способ объ€снени€ источника любой силы, движени€, жизни, Ђсутьї любого предмета живой и неживой природы. “ак по€вились представлени€ о духе, душе и возник анимизм (от лат. аnima Ц душа). ќн св€зан с уже упоминавшимис€ погребальными обр€дами, смерть человека воспринималась как отделение души от тела. јнимистические веровани€ привели к знахарству, которое, в свою очередь, опиралось на лечебную магию. ѕозже на их основе сложились культ предков, культ личных духов-покровителей, шаманизм и другие религиозные формы.

¬ основе первобытной культуры лежала мифологи€. ќна представл€ет собой свойственный древнему человеку универсальный способ постижени€ мира, систематизацию его элементов на основе одушевлени€ и антропоморфизации природы, земных и потусторонних €влений. ћифологи€ существовала в виде передаваемых в устной форме повествований (мифов). ¬ыдел€ютс€ космогонические (о происхождении вселенной), теогонические (о по€влении богов), антропогонические (о рождении человека), эсхатологические (о будущем) их циклы. ¬ мифах безудержна€ фантази€ переплетаетс€ с отзвуками реальных событий и фактов. — помощью мифологии люди уже в то врем€ пытались разобратьс€ в самых сложных вопросах природного и социального быти€.

ѕервобытна€ мифологи€ включает ранние формы религии, о которых уже шла речь. ќна представл€ет собой цельную систему, в терминах которой воспринимаетс€ и описываетс€ весь мир (—.—. јверинцев).

–анние формы религии и мифологии послужили основанием, на котором позже возникли более развитые религиозные системы. ќднако и в них существовали и существуют пережитки древнейшей магии, фетишизма, анимизма. ” древних римл€н духи предков считались богами, а в  итае культ предков Ц основа национального мировоззрени€, главный элемент конфуцианства.

¬ современном мире 112 млн. человек продолжают исповедовать первобытные по сути религии: анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы.

— ранними формами религии и мифологией св€зано искусство, находившеес€ тогда также в первобытном состо€нии. »скусство, как уже отмечалось, Ц одна из областей культуры, важное про€вление сущности человека, одно из средств его становлени€ и развити€. » врем€, и причины его по€влени€ принадлежат к числу проблем, давно дискутируемых в науке.

’удожественна€ де€тельность с соответствующими результатами Ц €вление довольно позднее. ¬озраст первых следов Ђнеутилитарнойї де€тельности человека (неандертальца) составл€ет около 200 - 250 тыс. лет. ќни представлены находками, интерпретировать которые довольно сложно. ¬о ‘ранции в одном из гротов найдена каменна€ плитка, покрыта€ круглыми углублени€ми, а также сделанными охрой п€тнами и полосами. ¬ пещерах, некогда заселенных неандертальцами, обнаружены грубые лепные фигуры каких-то животных, в которых, возможно, бросались камни. ¬ швейцарской пещере ƒрахенлох был найден €щик, сложенный из крупных плоских камней, в котором находились 7 черепов и кости конечностей пещерного медвед€.

¬ перечисленных случа€х мы имеем дело с первичными формами абстрагировани€, образного мышлени€ и закреплении их в искусственных объектах Ц свидетельствах, быть может, магических и тотемических представлений древних людей.

ќсобое место в раннем искусстве занимали образ звер€ и женщины. ѕервое св€зано с огромной ролью крупных животных Ц медвед€, бизона, олен€ Ц в жизни первобытного человека. — ними ассоциировались и жизненные блага в виде м€са, шкуры, костей, и опасность погибнуть от их зубов и рогов. Ёти переживани€ занимали важ≠ное место в сознании людей той эпохи и нашли отражение в их духовной культуре.

ѕопул€рность образа женщины в виде статуэток из глины, камн€ и бивн€ мамонта с подчеркнутыми признаками пола объ€сн€етс€ той особой ролью, которую играла женщина в первобытной общине. Ѕлагососто€ние последней зависело в первую очередь от наличи€ большого количества молодых здоровых людей, прежде всего охотников. ј св€зь между по€влением новых членов коллектива и женщиной и тогда была очевидной. ”ченые полагают, что эти статуэтки, так называемые палеолитические Ђвенерыї, были символами Ђженщины вообщеї, олицетвор€ли прародительницу рода,[60] выступали знаком человеческой плодовитости. ƒругое мнение Ц они символизировали хоз€йку очага как средоточи€ жизни родовой общины (—.ј. “окарев).

–анние формы искусства были св€заны со следующими моментами. ќни служили способом познани€ окружающего мира, его освоени€, овладени€ им; произведени€ искусства, созданные первобытным человеком, становились результатом его победы над материалом, когда камень или кость превращались в нечто интересное и ценное дл€ его создател€ (1); способом творческой самореализации личности, удовлетворени€ еще не осознанной тогда потребности в художественном творчестве (2). ќрганическа€ включенность искусства в общественную жизнь (коллективные танцы как своеобразна€ психологическа€ подготовка к охоте или, позднее, к войне; обр€ды и праздники как средство социального сплочени€ общины, передачи социального опыта) (3).

¬ первобытную эпоху зародились почти все виды искусства, которые позже приобрели самосто€тельность. Ћитература в виде мифов, легенд и преданий функционировала в устной форме; сложилось изобразительное искусство во всех его видовых подразделени€х; о наличии музыки и хореографии свидетельствуют находки музыкальных инструментов и изображени€ играющих на них людей, а также танцоров. ѕоследние часто выступали в масках, шкурах или перь€х, перевоплоща€сь в тех или иных животных Ц тотемов, что €вилось зародышем позднейшего театра.

 

ѕозднепервобытна€ культура Цканун цивилизации «Єрна дикорастущих злаков, брошенные на землю, дали всходы Ц так было сделано одно из величайших изобретений Ц земледелие. ¬месте с животноводством они произвели переворот в экономической и

культурной истории человечества. »х результаты в виде значительного прибавочного продукта стали важнейшим условием дальнейшего материального, социального и духовного прогресса. ѕоскольку эти событи€ произошли в начале периода неолита, в ΙXЦVIII тыс. до н.э., они получили название Ђнеолитической революцииї.

ѕереход от присваивающего хоз€йства (охоты, собирательства) к производ€щему (земледелие и животноводство) послужило толчком к резкому усилению потока культурных новаций. “ак как названные событи€ произошли вначале на Ѕлижнем ¬остоке, то он с этого времени и надолго приобрел роль культурного авангарда человечества. ¬ VIIIЦVII тыс. до н.э. здесь по€вл€ютс€ глинобитные дома и керамическа€ посуда*, стро€тс€ первые монументальные сооружени€ (каменна€ крепость в »ерихоне, ѕалестина), человек осваивает металлургию и создает новый материал Ц металл (сначала медь, потом серебро и золото). ¬ VIЦV тыс. до н.э. люди научились пр€дению и ткачеству и стали шить одежду из тканей, по€вились простые ирригационные системы, сложились протогородские центры Ц основа будущих городов. Ќакануне перехода к цивилизации были изобретены гончарный круг и колесо. ¬ итоге население «емли стало переходить к оседлому образу жизни, резко повысилс€ уровень благососто€ни€, активизировалс€ межплеменной обмен.

ѕеречисленное относитс€ к материальной культуре, но не менее важные инновации по€вились и в духовной сфере. —ущественные изменени€ произошли в мифологических и религиозных представлени€х первобытного человека. «ародились новые культы: патриархальный семейно-родовой культ предков, культ тайных союзов, культ вождей, аграрные культы, культ племенного бога.

ѕереход к производ€щему хоз€йству породил новые обр€довые формы, которые должны были, по пон€ти€м того времени, повысить урожайность полей и продуктивность стад. Ќапример, существовал обр€д возли€ни€ как способ вызвать дождь, причем используемые сосуды часто были зооморфными или антропоморфными и имели роспись. — этими же цел€ми порой практиковались человеческие жертвоприношени€. Ѕольшое место занимали действи€, св€занные с размножением людей, животных и растений, включа€ сексуальные обр€ды.[61]

¬ самом конце эпохи, накануне перехода к цивилизации, складываетс€ культ племенных богов, олицетвор€вших силы природы и имевших облик человека, животного или фантастического существа.

  очень древним временам относ€тс€ особые символические изображени€ и условные знаки, смысл которых не всегда сегодн€ пон€тен. Ќа этой основе постепенно выработалась пиктографи€ Ц рисуночное письмо (не €вл€вшеес€ еще насто€щей письменностью), с помощью которого можно было передавать простую информацию.

“аким образом, можно говорить об особом Ц предцивилизационном состо€нии культуры, которое было характерно дл€ конца последнего периода первобытной эпохи. —видетельством перехода первобытной культуры в это качество €вл€ютс€ факты первичной дифференциации духовной сферы: начало процесса институционализации религии, искусства, идеологии и др.; по€вление храмов как особых религиозных центров; изменени€ в погребальном обр€де, св€занные с имущественным и социальным неравенством Ц в некоторые могилы стали класть предметы высокой ценности, которые, видимо, использовались погребЄнными при жизни.

¬ крупном поселении „атал-√уюк (ћала€ јзи€) были найдены остатки сорока храмов, построенных в эпоху неолита в конце VII Ц VI тыс. до н. э. ƒревнейшие храмы еще напоминали обычные жилища, но внутри имели многочисленные украшени€ в виде рельефных и живописных изображений людей и животных. —реди последних чаще всего фигурировали быки и бараны, представленные их головами и целыми фигурами. Ќа стенах располагались рельефные, выполненные из глины на каркасе, женские фигуры с раскинутыми в стороны руками. —реди рельефов и росписей встречаютс€ различные символические изображени€: руки, рога, кресты, женские груди, плетеный орнамент. Ёти храмы поражают своим разнообразием Ц среди них нет двух одинаковых.

—уд€ по всему, в качестве главного божества в это врем€ выступает бык, который как домашнее животное составл€л основную т€гловую силу плужного земледели€. “акже широко был распространен образ матери-покровительницы. јрхеологи нашли множество фигурок из глины и камн€, изображавших полнотелых беременных женщин.

‘инал первобытной эпохи Ц это несколько тыс€челетий мировой истории Ц врем€ блистательного и мощного взлета человеческого гени€, подготовившего переход к цивилизации. ћы никогда не узнаем имен этих людей, но то, что они сделали, по своей культурной значимости, думаетс€, не уступает всему тому, что было создано после них.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 902 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1332 - | 1300 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.