Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√Ћј¬ј 3. ћатериальна€ культура как предмет культурологического анализа




 

ћатериальна€ культура источником своего зарождени€ и развити€ имеет материальные потребности человека и общества. ѕоскольку они весьма разнообразны, материальна€ культура сама по себе также имеет сложную структуру. ќна охватывает сферы производства (оруди€ труда, машины, производственные здани€ и сооружени€, пути сообщени€, средства транспорта и св€зи), жизнеобеспечени€ (жилище, одежда, предметы домашнего обихода, пища), военного дела (оружие и военна€ техника, фортификационные сооружени€).

–азвитие и функционирование рассматриваемой области культуры составл€ет часть культурно-исторического процесса, его материально-предметную сторону. ћатериальные инновации, так же, как и духовные, €вл€ютс€ результатом творческой де€тельности людей, необходимым условием развити€ материального производства и самого существовани€ общества.

—одержание материальной культуры не исчерпываетс€ тем, что она удовлетвор€ет соответствующие потребности человека; оно гораздо многообразнее и многозначнее. ћатериальна€ культура выступает средством передачи социального опыта, она несет на себе печать регионального и национального своеобрази€, по которой можно установить место происхождени€ и бытовани€ ее артефактов. ќни специфичны дл€ каждой эпохи, страны, этноса, социальной группы и даже индивидуума. Ђ—мен€€ друг друга во вкусах поколений, они отражали эволюцию ценностных ориентаций, идеологических позиций, общественного самоощущени€, т.е. повседневно переживаемую историюї.[18]

»сточниками изучени€ материальной культуры €вл€ютс€:

1) реальные предметы и их фрагменты;

2) изображени€ предметов;

3) макеты и модели, современные оригиналам;

4) письменные источники.

ѕерва€ группа включает: археологические и этнографические пам€тники; сохранившиес€ постройки; всю функционирующую материальную культуру, включа€ современную. ¬торую группу составл€ют произведени€ изобразительного искусства, а также чертежи и иные графические и схематические изображени€, фото- и кинодокументы.

ћакеты и модели, составл€ющие третью группу источников, известны с древности. Ёто могут быть уменьшенные копии реальных предметов, положенные в могилы, детские игрушки, макеты и модели сооружаемых архитектурных и технических объектов. Ќаконец, последн€€ группа Ц письменные источники, которые содержат ценную информацию о предметах материальной культуры, истории их создани€, технологии производства, использовани€ и т.д. јнализ всех названных источников позвол€ет проследить развитие этой предметной сферы во времени и пространстве в целом и по отдельным группам, ее составл€ющим (истори€ техники, жилища, одежды, мебели и т.д.).

“о, чем мы пользуемс€, существовало не всегда и не всегда было таким, как сегодн€. Ќапример, современный автомобиль имеет длинный р€д Ђпредковї, в начале которого находитс€ первобытна€ повозка.  онкретные модели автомобилей могут служить значимыми социальными и историческими символами.

“ак, грузовики √ј«-ћћ и «»Ћ-5¬, нар€ду с танком “-34, и Ђкатюшейї (реактивный миномет Ѕћ-13), штурмовиком »Ћ-2, символизируют дл€ нескольких поколений людей нашей страны ¬еликую ќтечественную войну. »х сохранившиес€ реальные образцы сегодн€ служат пам€тниками.

“акими же значимыми символами эпохи можно назвать корабли; например, парусник XVIII в. Ц символ петровского времени. ЂЅолее того, Ц подчеркивает ≈.¬. јнисимов, Ц корабль Ц это модель идеального общества, лучша€ из организаций, придуманных человеком в извечной борьбе со слепой стихией. «а этим символом целый пласт культуры XVIЦXVII вв.ї[19] ќтдельные типы судов и конкретные корабли сыграли выдающуюс€ роль в истории.   их числу относитс€, конечно, каравелла. ѕреодолева€ океанские просторы на корабл€х такого типа, ’ристофор  олумб и другие мореплаватели открывали и осваивали јмерику, что послужило началом эпохи ¬еликих географических открытий.  рейсер Ђјврораї при любом отношении к ќкт€брьской революции останетс€ символом того сложного и драматического времени и, конечно, пам€тником истории военного кораблестроени€ начала ’’ века. ¬ажной частью материальной культуры служат постройки Ц жилые, производственные, бытовые, фортификационные и др.; самой ранней среди них было жилище человека.  остер как первый Ђкультурныйї источник тепла и света стал центром объединени€ древнейших людей и образовани€ человеческого коллектива. “ак, еще до по€влени€ построек, возникла иде€ дома, что €вилось важной вехой в развитии общества. Ћюди привыкали жить длительное врем€ на одном месте Ц в базовом лагере Ц на открытом пространстве или в пещере, что обеспечило возможность культурного развити€.[20] ѕозже люди научились строить примитивные шалаши, следы которых найдены в “ерра-јмата, на юге ‘ранции. ќни были сделаны из ветвей и камней, с очагом внутри и имели довольно большие размеры (до 6 х 14,7 м). ¬озраст этих сооружений Ц 400 тыс. лет.

∆илище Ц это искусственное, реже естественное сооружение, которое не только укрывает его обитателей от неблагопри€тных воздействий внешней среды, сохран€ет тепло, выработанное искусственным отоплением, но и создает социальное пространство, в котором может осуществл€тьс€ производственна€, бытова€, творческа€ и ина€ де€тельность людей.  роме того, жилище Ц защита от пос€гательства на жизнь и имущество тех, кто в нем живет. »звестно, что в разные эпохи и во многих странах строились дома-крепости, способные выдержать даже длительную осаду. “аким образом, жилище органически св€зано с человеком, обществом, культурой. Ёто обсто€тельство подчеркивал ќ. Ўпенглер в своей книге Ђ«акат ≈вропыї. ‘орма, величина и внутреннее устройство дома определ€ютс€ общественными отношени€ми, обыча€ми, религией, формами брака и семьи, психологией и индивидуальными особенност€ми людей. », конечно же, они завис€т от природно-климатических условий, местных строительных материалов и уровн€ развити€ как строительных технологий, так и общества в целом.

— прогрессом общества и его культуры жилище приобрело новые функции. »мущественное и социальное неравенство семей привело к тому, что их дома стали отличатьс€ друг от друга размерами и числом комнат, качеством строительных материалов, уровнем комфортности и отделкой. ѕо€вились жилые постройки особого социального назначени€ Ц дом вожд€, затем дворец правител€. ѕоследний, кроме утилитарной роли, стал играть еще и репрезентативно-престижную, став произведением особого вида искусства Ц архитектуры. Ќа заре цивилизации по€вились также постройки неутилитарного характера, прежде всего культовые (св€тилища, храмы).

¬ течение своей истории человеческое жилье разительно мен€лось. ƒома, рассчитанные на одну семью, вытесн€лись многоэтажными и многоквартирными постройками. ќднако сегодн€ респектабельный европеец и американец предпочитает жить в собственном особн€ке вне города, в пригородной зоне.  ак известно, именно такой дом со всеми мыслимыми удобствами и гаражом на два автомобил€ €вл€етс€ существенной частью Ђамериканской мечтыї.

“аким же разнообразием функций и социального содержани€ отличаетс€ одежда.  онечно, ее главное неизменное назначение Ц защита тела от отрицательных воздействий внешней среды; однако она же служит социальным, социально-демографическим и национально-религиозным знаком отличи€. ¬ прошлом по одежде можно было безошибочно определить общественный статус ее обладател€.  остюм двор€нина резко отличалс€ от одежды купца, последний одевалс€ иначе, чем кресть€нин и т.д. —пецифичными были облачени€ духовенства и военна€ форма; таковыми, кстати, они остаютс€ и сегодн€.

Ѕольшое социальное значение имели отдельные элементы одежды, например, по€с и головной убор. ќчень высокие Ђгорлатныеї шапки издавна на –уси были привилегией кн€зей и бо€р. Ђ¬ысокие шапки означали знатность породы и сана.  ак бы великолепно ни оделс€ посадский, он не смел надевать высокие шапки, и даже в самих колпаках Ц обыкновенной народной шапке Ц вышина соизмер€лась с знатностью носившего шапкуї[21], Ц писал русский историк XIX в. Ќ.».  остомаров.

— глубокой древности одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. ¬ наше врем€, когда большинство народов мира перешло на т.н. Ђевропейскоеї платье, некоторые люди сохран€ют в своей одежде какой-либо национальный элемент (папаху, тюбетейку, вышитую рубаху и т.п.)

¬ажна€ функци€ одежды Ц украшать человеческое тело. Ќа это представител€ми обоего пола было потрачено много времени, сил и фантазии, порой вопреки удобству и здравому смыслу, и с одной целью Ц привлечь внимание, про€вить и утвердить свою индивидуальность, получить моральное удовлетворение. ќдежда, по мнению большинства, должна быть не только красивой, но и модной. — по€влением в XIV веке феномена моды начинаетс€ периодическое Ц чем ближе к нашему времени, тем более частое, Ц изменение в характере и способах ношени€ одежды.

¬ двадцатом веке вы€вились существенные особенности в одежде различных возрастных групп, прежде всего детей и молодежи. –анее их представители одевались в ту же национальную и сословную одежду, что и взрослые. —егодн€ и в молодежной моде существуют градации, а сама она вышла за пределы своей среды и стала повседневной дл€ многих людей среднего и даже пожилого возраста. “ак они декларируют свою принадлежность к активному, физически здоровому и материально благополучному кругу лиц с очень широкими возрастными границами. „то касаетс€ детской одежды, то здесь сегодн€ наблюдаетс€ обратный процесс: многие формы Ђвзрослойї одежды снова шьютс€ специально дл€ детей.

¬ истории костюма прослеживаютс€ две тенденции: к усложнению и разнообразию и к унификации. ѕоследнюю хорошо иллюстрирует очень попул€рна€ сегодн€ одежда из джинсовой ткани, ее нос€т люди обоего пола и всех возрастов, всех национальностей и социальных статусов, на всех континентах, в любое врем€ года и во всех случа€х жизни. ѕодобного универсализма истори€ одежды до сих пор не знала.

„астью материальной культуры €вл€етс€ боевое оружие. ќно св€зано с вооруженным насилием в обществе, €вл€етс€ его средством и обладает особым социальным значением. ѕервоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. — возникновением производ€щего хоз€йства и по€влением запасов зерна, стад скота, которые можно было присвоить в результате успешного набега, военные столкновени€ стали регул€рными. яркое и наиболее раннее свидетельство этого Ц остатки крепостных сооружений, батальные сцены в произведени€х искусства, а также оружие в мужских погребени€х, дошедшие до нас от эпохи неолита.

— по€влением военного дела как особой области человеческой де€тельности происходит дифференциаци€ оружи€. ѕо€вл€ютс€ специфические формы боевых средств: мечи, щиты, доспехи. Ќекоторые из них, например, боевые топоры, вилы, представл€ли измененные оруди€ труда. Ћук со стрелами, копье долгое врем€ сохран€ли универсализм: использовались как в бою, так и на охоте.

¬ истории известны племена и целые народы, дл€ которых война была основным зан€тием, способом жизнеобеспечени€. ƒл€ древних германцев, римл€н республиканской эпохи, скандинавов VIIIЦXI вв. и других оружие было своего рода Ђсредством производстваї, приносившим подчас больший доход, чем плуг. ѕохожую картину в некоторых Ђгор€чихї точках мира можно наблюдать и сегодн€.

ѕроизводство вооружени€ всегда находилось на острие технического и научного прогресса, использовало их наивысшие достижени€. —ледует отметить, что и развитие военной техники немало способствовало техническому прогрессу вообще. “ак, по€вление и совершенствование фрезерного станка св€зано с массовым производством ружей в начале XIX века, первый реактивный самолет, по€вившийс€ в середине ’’ века, Ц истребитель. ѕеречень подобных примеров можно было бы продолжить.

»стори€ в значительной степени творилась с помощью оружи€. “ак было в глубокой древности, так, к сожалению, происходит и сегодн€. ≈го социальна€ роль стала неоднозначно оцениватьс€ с по€влением ракетно-€дерных средств, разрушительные возможности которых несоизмеримы с тем, что было раньше. ќни рассматриваютс€ то как угроза миру и самому существованию человечества, то как сдерживающий фактор, условие мировой стабильности Ц в зависимости от того, в чьих руках оно находитс€ и кто оценивает ситуацию.

Ѕоевое оружие во все эпохи его существовани€ €вл€етс€ условием и атрибутом политической власти. Ќе случайно фараоны ƒревнего ≈гипта часто изображались с оружием в руках, поражающими врагов. Ќекоторые его виды, например, меч (на ранних стади€х цивилизации бывший привилегией высших слоев общества), стали символами власти и государственности. ¬ ƒревнем  итае умение управл€ть боевой колесницей и стрел€ть из лука считалось признаком Ђблагородного мужаї.

¬ эпоху средневековь€ право на ношение оружи€ регулировалось специальными юридическими нормами, и безусловно им обладали лишь двор€не. ќружие определ€ло социальный статус человека. ѕо словам одного французского полководца XV в., Ђте, кто не благородны по происхождению, станов€тс€ таковыми благодар€ оружию и военной службе, котора€ благородна сама по себе. » скажу, что доспех настолько благороден, что как только человек наденет шлем на голову, он становитс€ достаточно благородным, чтобы сразитьс€ даже с королемї.[22] ¬ новое врем€ сословным оружием двор€нства становитс€ шпага: боева€, дуэльна€, парадна€. ѕоследн€€, по существу, уже не боевое средство, а произведение декоративно-прикладного искусства, составл€вшее часть сословного костюма.

ћатериальна€ культура очень тесно св€зана с культурой духовной, они Ц две стороны одного феномена, обе €вл€ютс€ результатом сознательной де€тельности человека и Ђзамкнутыї на его потребност€х. Ђ¬с€ка€ культура (даже материальна€ культура), Ц писал Ќ.ј. Ѕерд€ев, Ц есть культура духа; вс€ка€ культура имеет духовную основу Ц она есть продукт творческой работы духа над природными стихи€миї.[23]

¬ предметах материальной культуры реализуетс€ человеческа€ духовность, научные знани€, эстетический вкус. ќни имеют социальное, идеологическое, историческое и чисто человеческое измерение. Ќапример, легковой автомобиль, особенно иностранного производства, у нас удовлетвор€ет не только материальную потребность в передвижении, но и выступает знаком высокого имущественного и социального положени€ его владельца, свидетельством определенного жизненного успеха. » чем дороже и престижнее автомобиль, тем выше статус того, кто им обладает и пользуетс€. ƒл€ человека небезразличны не только чисто технические характеристики автомобил€, его экономичность и надежность, но и дизайн, цвет и даже бытующа€ в данный момент мода на те или иные марки.

≈сть области, в которых материальна€ культура сливаетс€ с духовной. Ёто архитектура и декоративно-прикладное искусство. Ёстетические и иные функции старинного особн€ка, королевского дворца не отмен€ют их материального характера не только в том смысле, что они вещественны (стату€ тоже вещественна), но и в том, что они удовлетвор€ют вполне конкретные материальные потребности людей. ƒворец, например, служит жильем дл€ семьи монарха и его приближенных. Ёто же касаетс€ и культовых сооружений. ’ристианский храм в средние века, как известно, был местом не только проведени€ религиозных обр€дов, но и отдыха, собраний и общени€ людей, хранилищем ценностей, в т.ч. книг, помещением дл€ заседаний городских властей, учебной аудиторией. √лин€ный горшок, украшенный орнаментом, оставалс€ посудой и не переставал выполн€ть свою утилитарную функцию. ќднако серебр€на€ тарелка могла ставитьс€ на стол только в особо торжественных случа€х, а старинный сервиз, стоивший порой целое состо€ние, становитс€ исключительно предметом гордости и любовани€ его владельца.

–азвитие техники, особенно начина€ с позднего средневековь€, оказывало большое вли€ние на духовную культуру, и не только на ее функционирование и распространение, но и на рождение новых культурных форм. »зобретение печатного станка и разборных литер в середине XV в. знаменовало начало Ђэры √утенбергаї, привело к по€влению печатных книг, украшавшихс€ теперь не рукописными миниатюрами, а тиражными гравюрами. —ами книги становились более доступными. –одилось печатное слово, которое на прот€жении последующих веков, вплоть до наших дней, несмотр€ на бурное развитие Ђэкраннойї культуры (кино, телевидение, компьютеры), остаетс€ главным способом фиксировани€ духовных ценностей.

— эпохи промышленного переворота (XVIIIЦXIX вв.) техника как часть материальной культуры начинает играть определ€ющую роль в развитии производства, транспорта, св€зи, она активно вторгаетс€ в другие социально значимые сферы (см. главу 13). ¬ ’’ в. рассматриваема€ область культуры начинает базироватьс€ на массовом поточном производстве, создающем огромное количество стандартизованных изделий. ¬ то же врем€ их номенклатура, технические и потребительские характеристики регул€рно и очень быстро обновл€ютс€. ѕосто€нна€ модернизаци€ становитс€ одним из главных условий и целей развити€. ¬озникают объекты и целые предметные области, не имеющие аналогов в прошлом: автоматические производственные линии, авианосцы, телевизоры, компьютеры, бытова€ техника и т.д.

 аталог Ђ веллеї предлагает 50 тыс. видов товаров. ќтсюда борьба за покупател€, конкуренци€ и бурное развитие рекламы. «амена старого (задолго до его физического износа) на новое, особенно в сфере потреблени€, в развитых странах превращаетс€ в нав€зчивую идею, в самоцель. Ѕольшое значение приобретает дизайн предметов, соответствие требовани€м моды, престижность обладани€ ими. „еловек и вещь вступают в новые отношени€.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1048 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1424 - | 1227 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.