Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГЛАВА 5. Типология культур




Культурное многообразие мира и проблема типологии Эту главу можно рассматривать как продолжение предыдущей, поскольку

в ней также будет характеризоваться «устройство» культуры. Но если раньше речь шла в большей степени о «культуре» в единственном числе (культуре вообще), то теперь акцент будет сделан на «культурах», культурном многообразии мира. Культура гетерогенна (неоднородна), и если стоять на позициях теории локальных цивилизаций, то нет «культуры вообще», а есть отдельные непохожие друг на друга культуры.

Действительно, если сравнить различные народы, то прежде всего бросается в глаза их несхожесть. Всё у них принимает этническую, национальную «окраску», имеет своё – особое бытование, включая даже мировые религии. Например, православие имеет свои особенности в России, Болгарии, Греции и в других странах, где оно исповедуется. Есть различия в культовой архитектуре, проведении обрядов, праздников, языке молитв и проповедей и т. д. Большим своеобразием и консерватизмом отличается национальная кухня; до сих пор сохраняются национальные элементы в одежде, существуют национальные виды спорта и т. д.

Народы и культуры различаются не только «визуально», своим внешним обликом, но и различным поведением в одних и тех же ситуациях входящих в них индивидов, их мировоззрением и мирочувствованием. То, что признается за норму одним народом, может быть неприемлемым для других.

Национальная неповторимость того или иного народа, той или иной культуры с трудом фиксируется и описывается; еще более сложно отобразить жизнь чужого народа в художественных произведениях, например, в кинофильмах – здесь практически невозможно избежать «накладок» и ошибок.

Этническая специфика складывается из языка, национального характера, психологических черт народа, его религии (в официальном и «простонародном» вариантах), фольклора, быта, из всех специфических проявлений материальной и духовной культуры. Кроме этого, определенную роль играют расово-антропологические особенности людей («русское лицо»), их природное окружение, фауна и флора (берёза и медведь как признаки и символы России – «русское дерево», «русский зверь»).

Особенно трудно уловить и зафиксировать черты национального своеобразия на уровне личности. Те расхожие представления, которые обычно складываются у сообщества людей о своих ближних и дальних соседях, на поверку оказываются поверхностными и не отражает всей полноты реальной картины, поскольку любой народ не состоит из одинаковых индивидов. Говоря о немецкой пунктуальности, мы, конечно, не считаем, что носителями этого качества являются все немцы и только они, и что другим народам или их отдельным представителям оно не свойственно.

Культурное многообразие мира во многом связано с такой характеристикой человечества, как многоязычие. На Земле более 2,5 тыс. языков, с каждым из которых ассоциируется определенный народ, имеющий свою культуру. Есть и такие языки, которыми пользуются несколько народов. Например, по-английски, кроме англичан, говорят жители США, англоканадцы, австралийцы, ирландцы, новозеландцы. Кроме того, английский является государственным языком многих других стран, например, Индии; а также на Соломоновых островах, основное население которых составляют меланезийцы. Жители этого государства, которых всего немногим более 440 тыс. человек, говорят на 80-ти местных наречиях. К наиболее распространенным языкам относятся китайский, английский, русский, испанский, хинди, японский, португальский, арабский.

Культурное многообразие не исключает возможность типологизации, т. е. разделения культур на группы с помощью обобщенных моделей. Тип культуры – это обобщенная модель реальных культурных единиц, к которой можно отнести различные культуры, обладающие существенными чертами сходства.

Типологизация относится к числу весьма сложных научных процедур, с помощью которых исследователь, абстрагируясь от менее существенных деталей, аккумулирует базовые, интегрирующие моменты и пытается нарисовать целостный «портрет» той или иной культуры, группы культур, цивилизации или эпохи.

Теоретику и историку культуры во всем многообразии изучаемых объектов приходится искать некое интегрирующее начало, которое пронизывает всю социокультурную систему, характеризуя ее в целом и по элементам. Эта работа затрудняется отсутствием «чистых» культур, сочетанием разнообразных и разнородных явлений, местных и заимстованных элементов в границах одной культуры. Поэтому исследователь-культуролог должен не только углубляться в детали, но и смотреть на предмет с высот всё более широких обобщений.

Типологизация культур может проводиться по разным основаниям, которые выступают структурообразующими принципами. Так, в этнографии широко используется хозяйственно-культурная типология, где в основу кладется ведущий тип хозяйственной деятельности общества. В соответствии с ней выделяются культуры охотников и собирателей, скотоводов и земледельцев, индустриальные и постиндустриальные и др.

Таким образом, понятие «тип культуры» – это условность, за которой стоят культурные реалии во всех своих бесконечно многообразных и уникальных проявлениях, в калейдоскопе цивилизаций, стран, народов, в пестроте языков, религий, обычаев, стилистике искусства, в одежде, предметах быта, мышлении и поведении людей.

В культурах однако присутствует не только своеобразное, но и общее, объединяющее их в группы «близких и дальних родственников», что и служит основанием для типологических построений.

Понятие цивилизации Группа сходных культур, а также какая-либо

одна страна и народ могут обозначаться понятием «цивилизация» (от лат. сivilis гражданский), которое появилось в литературном языке сначала во Франции, в середине XVIII в., а потом и в других странах, и является в современном обществознании одним из самых сложных и многозначных.

В наше время этим понятием обозначается уровень и стадия развития общества; совокупность социокультурных характеристик, объединяющих население данной страны или региона (древнеегипетская цивилизация, западная цивилизация и т. д.), а так же современная мировая культура, взятая в целом. В трудах одних авторов слова «цивилизация» и «культура» звучат как синонимы, у других – они противопоставляются.

Предлагается следующее определение цивилизации как социальной общности. Цивилизация – это моно- или полиэтническая общность людей, складывающаяся на основе их территориальной, исторической, экономической, политической, духовной, социально-психологической близости, постоянного взаимообмена и вырабатывающая единый социокультурный механизм целостного функционирования, общую систему ценностей, идейно-религиозную идентичность при сохранении национальной и иной специфики составляющих ее элементов (стран, народов, культур, субкультур).

Выделяют цивилизации погибшие и ныне существующие. К первым относятся, например, Древний Египет, античный мир; к последним обычно причисляют западную, исламскую, буддийскую, китайскую, японскую, индийскую, российскую (евразийскую), латиноамериканскую, африканскую цивилизации. Из них только китайская и японская включает один народ[33], остальные – многонациональны. Самые древние из них – индийская и китайская, самая молодая – латиноамериканская (сложилась в XVI – XIX вв.). Что касается африканской, то к ней относятся страны Африки южнее Сахары (Тропическая Африка), которые до недавнего времени (до 1960-х – 1970-х гг.) были колониями европейских держав. Их народы являются носителями традиционной культуры, находящейся под сильным влиянием Западной Европы и США. Экономическая отсталость и бедность, нерешенность многих территориальных и этнических проблем, племенная разобщенность (трайбализм) задерживают процесс складывания наций и препятствуют достижению достаточно высокой степени консолидации африканской цивилизации.

Особое место в мире занимает Латинская Америка. Ее можно считать «пограничной» цивилизацией, поскольку она возникла в результате синтеза пришлых испанской и португальской культур и местных – индейских при ведущей роли первых. Население в большинстве стран этого региона смешанное в расово-этническом отношении. В некоторых из них, например, в Бразилии, кроме метисов и индейцев, живут негры – потомки рабов, в свое время завезенных из Африки. Они также не могут считаться «чистыми» в расовом отношении, т. к. за несколько веков смешались с представителями других рас.

Степень близости отдельных латиноамериканских культур очень высокая, что вызвано языковым единством – большинство народов этого региона говорят по-испански – и тем, что практически все исповедуют католицизм. У них много общего в истории, традициях и обычаях.

Понятия Запада и Востока Как уже отмечалось, культура имеет биполярную структуру, т. е. делится на две противоположные час-

ти. С этим связано также возникновение и существование Востока и Запада. Это глобальное деление человечества формировалось постепенно и существовало не всегда. Первобытная эпоха с ее слабо дифференцированной культурой его не знала. Материальная и духовная жизнь человечества тогда и в Европе, и в Азии, и в Африке, по-видимому, не имела существенных различий. Они появляются лишь в ходе неолитической революции, когда в некоторых районах мира возникли первые очаги земледелия и животноводства, а население остальных территорий продолжало заниматься охотой и собирательством.

Становление ранних цивилизаций – сначала в Африке, Азии, а позже и в Европе: Древнего Египта, Шумера, крито-микенской, типологически очень близких между собой, – раскололи человечество по линии: «мир цивилизаций – первобытный мир». И лишь со следующей эпохи (примерно с VIII – VII вв. до н.э.) можно говорить о том, что цивилизационные процессы в различных частях ойкумены* стали проходить по-разному. Возник античный мир, который послужил основой того, что позднее стали называть Западом. В IV в. н.э. в Армении, Грузии и Римской империи победило христианство, позже распространившееся и в других частях мира и прежде всего в Европе.

Народы Азии и Северной Африки в социально-экономическом, политическом и духовном отношении развивались существенно иначе, чем Древняя Греция и Рим. Уже тогда античные греки и римляне называли «варварами» всех негреков и неримлян, включая представителей высокоразвитых древневосточных государств. Последние часто отвечали им тем же. И те, и другие, видимо, уже почувствовали свою культурную самобытность и прониклись идеями собственной исключительности.

Тогда еще не существовало четкой границы между формирующимися Востоком и Западом, тем более что многие ближневосточные территории входили в состав Римской империи. И все же они начинают развиваться в качестве самобытных социокультурных полюсов. В течение многих столетий Запад и Восток противостояли не просто как регионы ойкумены, а как разные цивилизационные системы, во многом чуждые друг другу, соперничающие и подчас сталкивающиеся между собой в вооруженной борьбе и в то же время испытывающие большой взаимный интерес, дополняющие друг друга.

Важным пунктом притяжения и встречи цивилизаций был и остается Ближний Восток, Палестина. Находящиеся там святыни манили и продолжают манить представителей трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Здесь веками происходили сложные социокультурные процессы, интенсивный обмен духовными ценностями, в котором принимали участие сотни племен и народов. Здесь сформировались религиозно-культурные импульсы, которые впоследствии разошлись по миру и сыграли огромную роль в духовном развитии всего человечества.

Существует мнение, что вплоть до нового времени Запад принципиально не отличался от Востока; существенные различия между ними сложились только в XV – XVIII вв. в ходе Возрождения, Реформации и Просвещения. Согласно другой позиции, приведенной здесь, специфика Запада восходит к античности.[34]

Что же такое Запад и Восток как культурологические понятия? Они представляют собой условные обозначения, типологические модели, за которыми стоят реальные различия в рамках мировой культуры. Запад и Восток имеют определенную географическую локализацию: первый издавна ассоциировался главным образом с Западной и Центральной Европой, второй – с Западной, Южной и Восточной Азией. Однако любая культура имеет свойство территориального распространения: с некоторых пор Северная Америка и Австралия представляют собой часть Запада, а, например, Северная Африка – Востока.

Запад связан с капитализмом, христианством; он имеет в качестве культурно-исторического фундамента античность, Возрождение, Просвещение, ряд общекультурных, научных и технических революций; для него характерен рационалистический взгляд на мир. Сегодня Запад в высокой степени интегрирован и экономически, и политически, и духовно; он продолжает успешно развиваться как вполне определенная общность. Его этнический субстрат – это группа главным образом германских и романских народов (в новое время ставших нациями), очень близких между собой, в течение многих веков развивавшихся в условиях постоянных и тесных контактов и взаимообменов.

Культурныеразличия Запада и Востока Восток как идеальная модель по многим (в принципе, по всем) параметрам противополо-

жен Западу. Поэтому, несмотря на существенные внутренние различия Востока, Западом он воспринимается как некое единство. Они – «это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира».[35]

Принципиальные различия между Западом и Востоком можно сгруппировать следующим образом:

1. В исторической динамике: несовпадение времени культурного расцвете и упадка. Цивилизация зародилась на территориях, которые позднее стали относить к Востоку. Европа (будущий Запад) в течение многих столетий отставала, например, от Египта и Месопотамии (но не от всей Азии и Африки!).

Античность не только породила Запад, но и на какое-то время вывела его в лидеры. С III–V вв. н.э. вырывается вперед Восток, чье преобладание над Западом во многих областях культуры продолжалось до позднего средневековья. В новое время опять начинает доминировать Запад. Восток же переживает застой, формы его культуры консервируются, практически не меняясь в течение столетий. Со второй половины XIX в. начинается процесс модернизации и «европеизации» Японии, Турции, Индии и других стран Востока, в них бурно развивается капитализм, происходит их сближение с Западом.

2. В месте и роли традиции и традиционных ценностей. Для Запада характерно преобладание инновационного начала, постоянное стремление к смене культурных форм, мировоззрения, ценностей и образа жизни. На Востоке доминирует традиция, стабильная система ценностей, среди которых главную роль играют религия, семья, старшее поколение, родственники, межличностные отношения взаимозависимости и солидаризма.[36] Традиция на Востоке выступает важнейшим фактором социального порядка; для человека восточной культуры она – самая главная опора в жизни, духовный стержень его существования. Самой устойчивой цивилизацией, где традиция стала культом и приобрела священный характер, считается Китай. Один из основоположников китайской идеологии – Конфуций любил повторять: "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее".

3. В характере, роли и судьбах науки. Как уже отмечалось, на Западе наука развивалась в трех исторических формах: античная, средневековая и «новоевропейская» (XVII в. – наше время). Наука на Востоке с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее главная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.

4. В религиозной сфере. Запад ассоциируется с одной религией – христианством, Восток – с несколькими. Поэтому Восток гораздо менее однороден, чем Запад. В целом восточную культуру принято делить на три области или традиции: арабо-исламскую, индо-буддийскую и китайско-конфуцианскую. В каждом из этих названий фигурирует религия (во втором даже две). Ислам как религиозная система весьма близок христианству и входит с ним в одну группу т. н. авраамических религий. Что касается других вероучений Востока, то они настолько специфичны, что у многих даже возникают сомнения в том, что они вообще религии, а не своеобразные философско-этические доктрины. В религиях Южной и Юго-Восточной Азии – индуизме, буддизме, даосизме – главное составляет не вера в богов (или бога), а признание всеобщего принципа, закона, которому подчиняются природа, человек и даже сами боги, если их существование вообще признается.

В Китае, Корее, Японии, в странах Юго-Восточной Азии в течение многих столетий существует религиозный синкретизм, мирное сосуществование вероучений, позволяющее верующим посещать храмы двух-трех религий одновременно. Религия на Востоке на всем протяжении его истории детерминировала не только духовный мир общества и индивида, но оказывала огромное влияние на экономику, политику, социальные отношения, образ жизни людей. Она практически совпадала с такими сферами, как право и мораль, а порой и с культурой в целом (например, в Индии). На Западе же роль христианства менялась, и особенно резко при переходе от средневековья к новому времени, когда начали преобладать светские элементы культуры.

5. В месте и роли личности, в ее отношениях с миром и природой, а также ценностных ориентациях. Для Запада характерен антропоцентризм, который ставит человека в центр мироздания, наделяет его свободой воли и выбора. Человеческий разум познает окружающий природный и социальный мир в реальных проявлениях, а сам человек осваивает его и использует в своих интересах. Но мир несовершенен, поэтому человек старается его переделать в соответствии со своими представлениями на основе созданных им проектов и идеальных моделей.

Иной принцип, характерный для Востока, исходит из того, что в центре мироздания находится высшая воля, сверхъестественное начало. Человек должен его постичь, слившись с ним (и со всем миром). Например, для индуиста главное заключено в познании мира как одной Сущности; познать Вселенную в себе самом и себя во всем, слиться с миром при помощи йоги. Восточный человек находится в гармонии с природой, он не выделяет себя из нее.

Западный человек ориентируется на личный успех, материальное благополучие, стремится в максимальной степени проявить свою индивидуальность. Он привык действовать в условиях жесткой конкуренции. Восточный человек всегда ощущает себя частью общего, над ним довлеет раз и навсегда установленный порядок, перед лицом которого он прячет свое «Я» и подчиняет ему свою деятельность, взгляды, образ жизни.

6. В структурных характеристиках культуры. Для Запада характерна жесткая оппозиция аристократизма и демократизма, массовости и элитарности в духовной жизни, наличие многочисленных субкультур в рамках одной страны и народа. Культура Востока более однородна в пределах одной общности с преобладанием, как уже отмечалось, традиционных и религиозных элементов.

 

7. По принципу «открытости – закрытости». Принято считать, что Запад – открытая цивилизация, он восприимчив к чужим влияниям и часто пользуется достижениями и ценностями других культур, делая их постепенно своими. Культура традиционного Востока самодостаточна, сама собой удовлетворена и не воспринимает чужое, или делает это с большим трудов, как правило, под сильным (внутренним или внешним) политическим нажимом.

 

Проблема периодизации истории мировой культуры Исторический (диахронный) подход к культуре предполагает рассмотрение ее

развития во времени как в мировом масштабе, так и в отношении отдельных регионов, стран и народов. В связи с этим возникает проблема периодизации, т. е. разделение исторического процесса на временные отрезки, за каждым из которых скрываются определенные социокультурные реалии, события и процессы, отличающие данный период от других. Внутри протяженных и общезначимых отрезков времени – эпох обычно выделяют более короткие стадиальные единицы, представляющие собой ступени формирования и развития рассматриваемого состояния общества и культуры. Любая периодизация должна основываться на одном каком-либо критерии, и, поскольку таковых оказывается очень много, то много и самих периодизаций.

Существует точка зрения, что периодизация – это всего лишь конвенция (договор), принимаемая учеными для удобства изучения и изложения фактического материала. Элемент условности здесь, конечно, есть, но нельзя не видеть, что любой, даже произвольно взятый, отрезок исторического времени отличается от соседних, имеет своё «лицо», свой «цвет» и «запах», свой особый «дух».[37]

Проблема периодизации истории мировой и национальных культур имеет несколько аспектов: принципы культурной типологии, историческое начало культуры, переход от одной эпохи к другой, место и характер переходных периодов и др. Над этими вопросами философская и научная мысль бьется уже не одно столетие. Задача науки заключается в том, чтобы выстроить периодизацию, имеющую максимальную обоснованность в историческом материале.

Еще Тит Лукреций Кар в I в. до н. э. в своей философской поэме «О природе вещей», размышляя об истории человечества, выделял каменный, медный и современный ему железный века. Только в XIX столетии благодаря успехам археологии эта гениальная гипотеза нашла научное подтверждение. И сегодня такая периодизация используется археологами, историками и культурологами, но, конечно, со значительными уточнениями и дополнениями.

C появлением и распространением христианства складывается представление об особой его значимости и делении истории на два периода: до и после Рождества Христова. Одним из первых, кто выдвинул эту идею, был Аврелий Августин (354 – 430), признанный в католицизме учителем церкви и святым. Такая периодизация просуществовала до наших дней: и в современных учебниках культурологии можно встретить утверждения о том, что факт появления христианства – ключевое событие в мировой истории. Следует заметить, что подобные идеи высказываются и представителями других религий, правда, с той поправкой, что место христианства здесь занимает, например, буддизм или ислам.

В средние века господствовало представление о том, что все сущее проходит в своем развитии шесть периодов или возрастов по аналогии с шестью днями рабочей недели. В соответствии с этим история человечества делилась на эпохи: от сотворения Адама до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения, от вавилонского пленения до Рождества Христова и от Рождества Христова до конца света.[38]

Французский писатель и епископ Ж. Б. Боссюэ (1627–1704) делил историю “от Адама” и до своего времени по эпохам. В качестве исторических вех у него выступали как реальные события и лица, так и мифологические: взятие Трои и разрушение Карфагена, Ромул и Карл Великий. Жизнь последнего была у Боссюэ вехой, разделяющей древность и новое время (с 814 года).

С конца XVII в. складывается трехзвенная периодизация, включающая древнюю, среднюю и новую историю. Эта периодизация в дальнейшем уточнялась и развивалась, а приведенные термины используются и сегодня.

В 1768 г. шотландский философ А. Фергюсон выдвинул идею однолинейной эволюции общественного состояния человечества и культуры от дикости через варварство к цивилизации. Подобные идеи получили широкое распространение в следующем столетии, их поддержали Л. Г. Морган, Ф. Энгельс и др.

Немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818–1885) разработал теорию социально-экономических формаций, в основе которой лежат представления о способе производства материальных благ и формах собственности. В соответствии с этой теорией, он выделял пять больших периодов – формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, современную ему капиталистическую и будущую коммунистическую. Эта концепция считалась единственно правильной в тех странах, где до недавнего времени господствовали социалистические режимы.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883–1969) выделял во всемирной истории следующие периоды: 1) доистория, т. е. первобытная эпоха; 2) эпоха великих культур древности (от появления первых цивилизаций до начала I тыс. до н. э.); 3) «осевое время» – период между 800 и 200 гг. до н. э., которому он придавал особое значение как времени, когда складывается тип современного человека и культуры; 4) средние века и новое время, когда формируется мировая культура и происходит глобализация. По мнению К. Ясперса, человечество объединено общей историей, а все культуры взаимосвязаны и развиваются от локальности к тотальности (универсализму).

 

Понятие культурно-исторической эпохи Следует остановиться на самом понятии «культурно-историческая эпоха». Под ней понимается не просто отрезок времени, заполненный культурными процессами, событиями и лицами. Эпоха – это целостная и реально существовавшая во времени и пространстве

система, различные звенья которой (отдельные культуры и цивилизации), с одной стороны, обладают самостоятельностью и самоценностью, а, с другой – взаимосвязаны, как, например, музыкальные партии в симфонии или опере. «Культурный оркестр» – это и есть историческая эпоха; и чем дальше уходит человечество от своих истоков, тем сложнее, многообразнее и «полнозвучнее» он становится.

Так же, как в оркестре есть солисты, так и в истории на первый план выдвигаются те или иные цивилизации, регионы, страны и народы, которые в первую очередь определяют характер своего времени. Они порой становятся «титульными», т. е. дают название эпохам, периодам, различным культурным явлениям и процессам.

Суть проводимой автором идеи заключается в том, что история культуры складывается из конкретного качественного состояния ее «действующих лиц», отдельных культур и отношений между ними. Поэтому культурно-историческую эпоху не следует понимать как «одиночное плавание» отдельных цивилизаций и культур; это и их совместная жизнь, которая также составляет своеобразие данного отрезка исторического времени. Уникальны и неповторимы не только сами культуры, но и их «набор», сочетания, соотношения и отношения между ними. Познать сущность и историю отдельной цивилизации и культуры можно только рассматривая их в общем контексте, во взаимодействии с другими.

Эпоху, которую обычно называют античной, конечно же, нельзя себе представить без Древней Греции и Древнего Рима[39]; но она немыслима и без стран Востока, и без «варварской» периферии – т. е. десятков и сотен этнических и племенных образований, окружавших цивилизации и государства. И все эти народы и племена находились в очень тесном взаимодействии – экономическом, политическом, культурном, да и их внутреннее развитие во многом определялось внешними влияниями.

Другую эпоху – средневековую – нельзя представить без сложных отношений Европы с восточными кочевниками и арабо-исламским миром: мирные, торговые отношения тогда постоянно перемежались с войнами. Сказанное, конечно, не означает, что в древности и в средние века не было обширных изолированных территорий, которые не общались или почти не общались с главными культурными центрами.

Сложные вопросы возникают при анализе соотношения культурно-исторической эпохи, типа культуры, цивилизации и этноса. Отдельные (локальные) цивилизации, как правило, «живут» в рамках нескольких эпох. Запад начал зарождаться в I тыс. до н. э. и в преобразованном виде существует до сих пор. Необходимо также различать понятия «культура первобытной эпохи» и «культура первобытного общества». В первом случае мы имеем «чистый» ее вариант, не подверженный влияниям культур иного, более развитого типа. Во втором случае сюда можно отнести культуры остающиеся первобытными, но уже применявшие бронзу и железо; а также не знавшие металла, но существовавшие за пределами первобытной эпохи и испытавшие названные влияния.

Также проходят длительный путь развития и конкретные этносы; например, греки появились на исторической арене более четырех тысяч лет назад, приняли участие в образовании крито-микенской цивилизации, стали основоположниками античной культуры, затем «перевоплотились» в средневековых византийцев, прошли сложный период османского ига и буржуазно-национального развития и сегодня существуют в качестве члена мирового сообщества и западного мира, не играя, правда, былой культурной роли. Понятно, что с течением времени этот народ, его язык, культура и менталитет претерпели заметные изменения. Русский мыслитель и историк культуры Г. П. Федотов (1886–1951) писал по этому поводу, что «духовный тип византийского грека настолько далек от классического, что их можно просто считать антиподами».

Древних римлян и современных итальянцев можно считать разными народами. После гибели Западной Римской империи, в VI – IX вв. не было ни тех ни других. В дальнейшем сформировалась итальянская средневековая народность, которая лишь в XIX в. превратилась в нацию.

Таким образом, культура одного и того же народа может последовательно развиваться в рамках всех основных исторических типов духовного производства, одновременно в чем-то меняясь и тем не менее оставаясь «равной самой себе».

В силу неравномерности развития различных человеческих сообществ в рамках данной эпохи сосуществуют разные культуры – разные не только по своим этнонациональным и иным особенностям, но и по общему уровню развития, что заставляет «распределять» их по разным типологическим группам. Так, первобытный тип культуры не исчез с завершением одноименной эпохи, а просуществовал практически до ХХ в., конечно, подвергаясь влиянию со стороны более развитых социумов. В истории, например, Полинезии обычно выделяют два основных периода: до и после прихода европейцев. Изолированные сообщества людей в Океании, Тропической Африке, Австралии и других районах земли длительное время пребывали в первобытном состоянии, как бы «вне истории» и лишь «встреча» с европейской цивилизацией круто изменила их судьбу, открыв новый период развития.

Каждый тип культуры и соответствующая ему эпоха проходят этапы молодости, зрелости и «третьего возраста», который определяется как переходное состояние и представляет собой особый – переходный тип культуры. Он всегда двузначен, диалогичен, в нем одновременно присутствует и прошлое, и будущее.[40] Ярким примером такой культуры может служить Возрождение.

Каждая последующая эпоха опирается на достижения предыдущей и в то же время качественно от нее отличается. Структурообразующим ядром культуры обычно выступает религия. Она существует во все времена, может переходить из эпохи в эпоху, сама подвергается изменениям и во многом определяет эволюцию духовной жизни в целом. Резкие перемены в религиозной сфере приводят к общекультурным революционным сдвигам, преобразуют весь механизм духовного производства.

Например, христианство, сложившееся в древности на Ближнем Востоке, стало государственной религией Древнего Рима в конце его существования; затем оно послужило духовной основой всей средневековой европейской цивилизации. В процессе своего развития эта религия разделилась на три направления: католицизм, православие и протестантизм, которые породили соответствующие подтипы христианской культуры.

Таким образом, исторические типы культуры и эпохи связаны отношениями взаимного детерминизма. Тип культуры представляет собой целостную систему принципов и характеристик духовного производства, которые составляют его неповторимость.

В рамках каждой эпохи, за исключением первобытной, существует несколько типов культуры, один из которых является определяющим. Как уже подчеркивалось, взаимодействие типологически близких культур, а также относящихся к различным типам и существующих в одно и то же время, составляет важную сторону историко-культурного процесса.

Предлагается следующая историческая типология и периодизация культуры.

 

Определяющий тип культуры   Всемирная культурно-историческая эпоха
1. Первобытная культура 2 млн. лет – IV тыс. до н.э. Первобытная эпоха (или эпоха первобытной культуры)
2. Культура ранних цивилизаций III – начало I тыс. до н.э. Эпоха ранних цивилиза­ций
3. Культура древних цивилизаций в античном и древневосточном вариантах VIII в. до н.э. – конец V в. н.э. Эпоха классических древ­них цивилизаций
4. Средневековая культура, включая Возрождение как переходный тип Конец V – XVI вв. Эпоха средневековых цивилизаций
5. Буржуазная (новоевропейская) культура XVII в. – 1918 г. Новое время
6. Мировая культура 1919 г. – начало 1990‑х гг. Новейшее время

 

 

Период времени, включающий 1990-е гг. и начало XXI в., вплоть до сегодняшнего дня, можно назвать современностью. Это то временное пространство, в котором существует современная культура, имеющая свои характерологические особенности.

Следует учитывать условность, гипотетичность и вариативность любой периодизации, и представленной здесь в том числе. Названия одних и тех же эпох могут быть разными, и это не должно смущать тех, кто изучает культурологию. Дело не в названии, а в сути. Например, третью из перечисленных здесь эпох чаще называют античной, и это вполне понятно и допустимо. Это также относится к разделительным границам различных периодов, по поводу которых постоянно ведутся научные споры.

В дальнейшем каждая из этих культурно-исторических эпох и типов культуры будут рассмотрены в соответствующих разделах этой книги.

 

ГЛАВА 6. Пространственно-временная динамика

Культуры





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 793 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.