Уровни и социальные формы культуры | Одно из базисных понятий культурологии и ее важный раздел – морфология культуры. В ее рамках изучается строение искусственной среды существо- |
вания человека, созданной им в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Морфологическое «наполнение» культуры выступает результатом ее длительного исторического развития, в процессе которого возникают новые элементы социокультурной «конструкции», подстраивающиеся к уже имеющимся или их вытесняющие. Каждый из таких элементов в свою очередь в дальнейшем изменяется и приобретает новый облик. Элементы культуры – наука, искусство и др. обладают способностью саморазвития, исходя из собственных, имманентных законов, но в связи с другими областями духовной жизни и в контексте культуры в целом. С развитием культуры усложняется её морфологическая модель, она становится всё более «громоздкой», обрастая новыми деталями и структурными звеньями.
Чтобы представить себе всё богатство феномена, который мы называем культурой, необходимо рассмотреть ее уровни, структурные элементы и социальные формы. Подробно рассмотрены они будут в этой и следующих трёх главах книги.
В качестве первого элемента выступает членение культуры на обыденную и специализированную, профессиональную и непрофессиональную. Обыденная культура – это регулярно повторяющееся, связанное с повседневной жизнью общества и индивидов, его составляющих. Это в основном культурно-бытовое потребление, социализация человека. Другой уровень – специализированная культура. В неё можно включить всё то, что создано профессионалами и в неадаптированном виде функционирует в их среде, доступно только им или иной, подготовленной аудитории: наука, искусство, религия на уровне богословия и т. д.
Со стороны создания (и создателей) духовных ценностей культура подразделяется на профессиональную и непрофессиональную. Первая создаётся специалистами – профессиональными учёными, писателями, художниками, которые обычно имеют особую подготовку и получают за свой труд вознаграждение. Вторая связана с народным творчеством, фольклором, технической рационализацией и т. п. Следует отметить, что между ними нет непроходимой стены – изобретатели первого самолёта братья Райт не были и не могли быть профессиональными авиаконструкторами.
Таким образом, одна из характерных черт внутреннего «устройства» культуры – её биполярность, т. е. наличие во многом противоположных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются. Так, говорят о «своей» и «чужой» культуре, городской и сельской, рационалистической и иррационалистической, религиозной и светской и т. п.
С точки зрения масштабов распространения культурных ценностей выделяются глобальный – региональный (цивилизационный) – национальный; общественный – групповой – индивидуальный уровни. Здесь мы имеем дело с шестью подразделениями, объединёнными по-трое. Пример первой тройки: культура всего мира – культура Запада – французская культура. Во второй сопоставляются три элемента единой системы: общество, социальная группа, индивид, каждый из которых (снизу вверх) выступает частью последующего. Группы и индивиды, входящие в данное общество, несут на себе черты последнего и в то же время отличаются своеобразием, являются особой культурной единицей.
Как уже отмечалось, культура связана с определённым обществом и социальной структурой, она имеет этническую (национальную) форму и опирается на первичные социальные группы, прежде всего семью; особо выделяются субкультуры. Неоднородность общества (любого, кроме первобытного, но и там существовали различные племена и группы родственных племён) детерминирует многослойность культуры. С переходом к цивилизации она дифференцируется на элитарную и неэлитарную части. В средние века в Западной Европе появляются сословия духовенства, рыцарства и простонародья, каждое из которых формирует «свою» культуру. Духовенство представляло религиозную, а другие сословия (при безусловной религиозности лиц, их составляющих) по преимуществу светскую культуру: здесь мы имеем дело ещё с одной формой культурной дифференциации, которая существовала в различные эпохи.
С появлением этнических общностей формируются этнические и национальные культуры, связанные с конкретными народностями и нациями. Каждая из них обладает неповторимостью своих черт и особенностей (язык, быт, элементы материальной культуры, национальный характер и др.), которые определяются многими факторами природно-географического, исторического, этноязыкового свойства, внутренними процессами и внешними влияниями. Такие общности консолидируются в рамках определённых политических границ; их сплачивают единая экономика, социальный строй и идеология, которая в прошлом была неразрывна с религией. Если народность соответствует древним и средневековым цивилизациям, то нация свойственна периоду их позднего состояния (XIX – XX вв.).
Согласно мнению Л. Н. Гумилёва, представители этноса объединены прежде всего чувством самобытности, особости, признанием того, что «мы – такие-то, а все прочие – другие». Кроме этносов, Л. Н. Гумилёв выделял также суперэтносы – политические образования, в целом соответствующие цивилизациям – западноевропейской, мусульманской, российской и др.
Этнические и национальные культуры формируются как самобытные в результате внутренних процессов и внешних влияний, заимствований; причём, элементы чужих культур постепенно интегрируются и становятся «своими».
Носителями особой культуры выступают также другие общности людей: социальные группы различного уровня, а также семья. В последней происходит процесс первичной социализации индивида, приобщающегося именно в семье к языку, ценностям, нормам и правилам поведения, религиозным и иным идеям.
Сложная социальная структура общества порождает различия внутри данной национальной культуры, которые вызывают к жизни так называемые субкультуры (подкультуры). В широком смысле они включают в себя элитарную и неэлитарную; городскую и сельскую; культуру поколений, среди которых обычно выделяют молодёжную; культуру официальную и неофициальную (андеграунд, контркультура); культуру отдельных профессиональных групп (врачи, военнослужащие и т. д.); культуру субэтносов, т. е. отдельных частей этноса (например, среди русских особое место занимают казаки и поморы, которым именно так и разрешили записывать свою национальность в ходе Всероссийской переписи населения 2002 года). Каждая из этих субкультур имеет свою историю. Одни из них возникли одновременно с цивилизацией несколько тысяч лет назад (элитарная и неэлитарная, городская и сельская культуры), другие – лишь в XX в. (молодёжная культура).
Особое место занимают те субкультуры, которые противостоят обществу в виде контркультуры, т. е. своеобразного протеста, который обычно свойствен людям молодым, часто экстремистски настроенным, не принимающим ценности окружающего их мира. На Западе на таких позициях в недавнем прошлом стояли хиппи. Теперь это «зелёные», антиглобалисты и др. Первые из них, борясь за сохранение живой природы, используют порой незаконные способы такой борьбы; вторые устраивают демонстрации, которые иной раз сопровождаются битьём витрин магазинов, поджогами автомобилей и т. п. И уж совсем асоциальные позиции занимают носители культуры преступного мира со своими особыми ценностями, нормами и «понятиями», которые на поверку оказываются антиценностями и отрицанием всяких общественных норм.
В целом сам факт наличия разнообразных субкультур, за исключением откровенно антиобщественных, имеет положительное значение, внося в духовную жизнь плюрализм и новшества, ломающие привычные стереотипы. Субкультуры отвечают новым общественным запросам, способствуют формированию приспособительных механизмов и приёмов в ходе адаптации людей к меняющимся условиям их жизни.
Элитарные и неэлитарные формы культуры | Проблема элитарных и неэлитарных форм культуры относится к числу тех, |
которые активно обсуждаются уже не один десяток лет. Однако само разделение духовной жизни на названные формы возникло ещё на заре цивилизации и связано с социальной и имущественной дифференциацией, а также выделением умственного труда и появлением в этой области профессионалов. Тогда впервые рядом с народной появилась культура господствующих слоёв общества, которые нуждались в культурных знаках своего особого социального статуса и имели средства для оплаты труда их создателей.
Первичные формы элитарной культуры связаны с возникновением ранних цивилизаций (Древний Египет, Шумер и др.), в которых вновь возникшая профессиональная культура сразу же приобрела черты элитарной, т. к. была доступна лишь узкому слою общества и не получила широкого распространения. Затем в течении многих веков параллельно развивались две линии: при господстве элитарной культуры прокладывала себе дорогу тенденция демократизации духовной жизни.
О древнегреческой культуре часто говорят и пишут как о весьма демократичной. В сравнение с культурами ранних цивилизаций это, безусловно, верно. Однако можно вспомнить, что и в Древней Греции на протяжении большей части её античной истории доминировал дух аристократизма.
Для Возрождения и нового времени была характерна дворянско-аристократическая элитарность. Именно дворянство во главе с монархами и их ближайшим окружением долгое время были главными заказчиками и потребителями «высокой» профессиональной культуры. Однако постепенно складывается и набирает силу новый общественный класс – буржуазия, которая сначала во всём подражала дворянству, но позже превратилась в самостоятельную культурную силу. В XIX в. появляется интеллигенция, выступившая не только создателем культуры, но и самым взыскательным и тонким её ценителем и потребителем. Таким образом, возникает новая элитарность – буржуазная.
В условиях нарастания демократических тенденций в духовной жизни второй половины XIX в. и как своеобразная реакция на это в европейской и американской культуре поднялась новая волна элитарности, связанная с такими явлениями, как модерн, авангардизм и т. д. Эта особая её разновидность была порождена интеллектуальной элитой – «аристократией духа», формирующейся из представителей различных социальных слоёв. Последующие события социокультурного развития, приведшие к гигантскому расширению круга потребителей профессиональной культуры, «массовизация» всей духовной жизни не отменили двух рассматриваемых линий развития.
Сосуществование элитарных и неэлитарных форм культуры характеризует одну из закономерностей её динамики, обеспечивает культуре поддержание и расширение содержательного богатства, является своего рода механизмом и необходимым стимулом движения. В результате взаимодействия двух полюсов культуры происходит их взаимное обогащение. Их развитие только на первый взгляд кажется разнонаправленным, на самом деле их цель – удовлетворение потребностей общества и человека, естественно, весьма многообразных. В конечном счёте, сам факт существования элитарных и неэлитарных форм культуры объясняется социальной структурированностью общества, наличием в нём слоёв, групп и индивидуумов, различающихся уровнем материальной обеспеченности, образованием, духовным развитием, спецификой потребностей.
Сфера элитарной культуры – культуры для немногих, с одной стороны, может включать классические образцы академической культуры, с другой – является лабораторией, где проводятся творческие эксперименты, осуществляется культурно-инновационный процесс. Если сфера элитарной культуры служит развитию культуры вглубь, то неэлитарные формы становятся средством расширения поля её распространения. Очевидно, что культура нуждается и в том и в другом; в этом состоит противоречивое единство духовной жизни, двух рассматриваемых её полюсов. Наличие и функционирование элитарной и неэлитарной форм культуры является способом их взаимокомпенсации. Каждая из них решает только ей присущие задачи и не может подменять другую; оптимальное развитие культуры невозможно без их самостоятельного существования и взаимодействия. Здесь действует принцип дополнительности, связанный с диалектическим «раздвоением единого».
Cоциальные институты и cтруктурные элементы духовной культуры | Складывающиеся в обществе социальные связи по поводу удовлетворения человеческих потребностей постепенно приобретали устойчивый, регулярный, обязательный, т.е. |
институциональный характер. Различают экономические, политические институты и институты культуры. Последние представляют собой формы социальных связей и взаимодействий по поводу создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей и включают образование, религию, науку, искусство и др. Каждая из этих областей постепенно оформляется в виде совокупности специализированных учреждений, имеющих организационное, материальное, правовое и кадровое обеспечение. Чем более развито общество, тем разнообразнее и сложнее система его социальных институтов, которые должны успешно решать возникающие перед ними всё более сложные и масштабные задачи.
Социальные институты культуры тесно связаны с экономическими и политическими институтами. Общий уровень развития культуры в конечном счёте детерминируется состоянием экономики. В свою очередь культура проникает во все поры экономической жизни общества, определяя её качественные параметры. Государство всегда проводило и проводит по отношению к культуре определённую политику; в XIX – XX вв. создаются министерства просвещения, культуры, туризма, по делам церкви и другие государственные учреждения и организации, осуществляющие такую политику и реализующие функцию государства как заказчика культуры. Далее социальные институты культуры будут рассмотрены в рамках структурных элементов духовного производства.
Культура, как уже отмечалось, многоэлементная система, в структуре которой выделяют множество элементов. Духовная культура включает мифологию, религию, искусство, философию, науку и некоторые другие составляющие. Все они объединены тем, что выступают исторически возникшими способами, методами, формами познания человеком окружающего мира.
Ещё в глубокой древности в сознании познающего субъекта начала вырабатываться картина мира, в которой фантазия, вымысел, ошибочные представления переплетались с объективными знаниями. Она была отражением не только внешней для человека реальности (природной и социальной), но и результатом сложной внутренней работы его ума и сердца. Картина мира – это не его фотография, а в значительной степени новая реальность, созданная человеком, причём постоянно меняющаяся. Культурная картина мира (модель, образ) – мир, представленный в смысловом значении для определённой социальной общности и даже для индивида; у каждого из них (общностей и индивидов) свои представления о пространстве и времени, о прошлом и будущем, о красоте и безобразии и т. д.[24]
Исторически первая картина мира, созданная человеком, и один из важнейших структурных элементов культуры – мифология. В широком смысле мифология – это способ истолкования (видения) мира, при котором реальность в сознании человека преобразуется и превращается в фантастику. Мифология подменяет (или дополняет) реальность вымыслом, характер и содержание которого определяется уровнем и характером развития общества и культуры в целом, а также идеологическими и политическими мотивами и человеческим воображением. В мифологии широко используется преувеличение; она связана с определёнными свойствами человеческой природы: стремление увидеть желаемое, даже там, где его нет, или наделить желаемыми качествами реальные предметы или лица. В мифологии мы часто встречаемся с поэтизацией прозаического мира, его романтизацией и героизацией, выходом за пределы рациональности и обыденности, восторженностью, пафосностью.
В мифологии реализуется стремление человека быстрее и эффективнее решать выдвигаемые им задачи, в т. ч. и нерешаемые: управление природными стихиями, оживление мёртвых и т. п. – отсюда связь мифологии с магией. В мифологии проявляется естественное стремление человека расширить круг своих небесных и земных покровителей и помощников, выйти за пределы своих ограниченных возможностей.
Формирование и развитие национального самосознания также во многом связано с мифологией: мифологизация исторического прошлого, реальных и вымышленных личностей; преувеличенное представление о древности и заслугах своего этноса, его особом или даже центральном положении в мире.
Мифология приближает человека к запредельному миру, к божеству, порождает особые существа – переходные от человека к богам (мифические цари, античные герои и т. п.). В XX в. мифологизируются многие политики, звёзды спорта и массовой культуры, по отношению к которым складывается прямо-таки культовое поклонение. В наше время мифологическое сознание проявляется также в огромном интересе миллионов людей к таким жанрам литературы и кино, как научная фантастика, фэнтези, триллер, боевик, мелодрама, в которых действительность преображается автором и превращается в современную социальную мифологию.
Мифология в известном смысле может рассматриваться как социальный институт, поскольку в традиционных (древних и средневековых обществах) она выполняла практические функции по поддержанию социального порядка, соблюдению принятых норм и передачи их последующим поколениям.
В узком смысле мифология – это совокупность мифов, т. е. рассказов о богах, героях и иных фантастических персонажах, созданных воображением древних людей и отражавших их представления о реальном и запредельном мирах. Широко известны мифологии античных греков, индийцев, китайцев, народов Скандинавии, индейцев Америки и др.
Другую область культуры составляет религия, которая, с точки зрения современного обществознания, представляет собой особое социальное явление, вызванное определёнными социальными и индивидуальными потребностями. Религия аккумулирует духовный опыт человечества, объясняет мир, даёт ответы на коренные вопросы бытия. Она выступает необходимым элементом культуры; индивид может существовать без религиозной веры, общество – нет.
Религию следует рассматривать как институт культуры, поскольку в процессе исторического развития она приобретает определённые организационные формы: храм, церковь, конфессия, секта и др.; появляется специфический слой служителей культа, которые имеют особый социальный статус, порой составляют сословие (христианское духовенство в Европе, институт ламства в районах распространения ламаизма и др.).
Религиозные организации обычно тесно связаны с государством. Особенно это характерно для древности и средневековья, но и в наше время они не везде от него отделены. Государственной является, например, евангелическо-лютеранская церковь Норвегии, к которой принадлежит 93% населения этой страны. Норвежская церковь управляется государственными органами – стортингом (парламентом) и министерством по делам просвещения и церкви. Церковнослужители там получают зарплату из госбюджета.
Любая религия включает в себя веру в сверхъестественную реальность или в духовные существа, разграничение между священным и профанным (светским). Другой подход к религии определяет её как совокупность представлений о конечных проблемах, как символическую систему основополагающих ценностей жизни.[25] Религия предполагает определённые верования, мировоззренческую систему, ритуалы, этику и символику.
Религия тесно связана и активно взаимодействует с другими элементами культуры. Вплоть до нового времени она выполняла роль основы, фундамента духовной жизни как на Западе так и на Востоке, определяя основные параметры и искусства, и науки, и философии. В свою очередь, сами религиозные системы и доктрины развиваются вместе со всей культурой и обществом: христианство, например, явилось итогом развития всей древней цивилизации Средиземноморья, особенно древнееврейской и античной. Сами священные тексты различных религий («Трипитака», Библия, Коран и др.), сложившиеся много сотен лет назад, представляют собой крупнейшие памятники культуры. Они и сегодня служат источником не только веры, но и светской мудрости, оказывают огромное влияние на духовную жизнь современного человечества.
Известно, что за каждой религией стоит определённая культура. Искусство в течение почти всей своей истории главным образом обслуживало религиозный культ. Само возникновение художественной культуры, видимо, во многом связано с религией – процессы их формирования происходили параллельно. Религия вдохновляла деятелей искусства всех эпох на подлинные шедевры, имеющие непреходящую ценность: от пещерных фресок палеолита, выполненных безвестными художниками, до музыки С. В. Рахманинова. И в наше время библейские сюжеты и образы используются в кино, литературе, музыкально-драматическом искусстве, живописи.
С религией связана (но не тождественна ей!) эзотерическая культура. Её сторонники и представители исходят из того, что истинный мир – не тот, который нас окружает и воспринимается органами чувств, а другой – запредельный, по существу фантастический, но где человек может обрести спасение и истинное существование. Попасть туда можно только изменив свой образ жизни, переделав себя с помощью особых, в том числе психотехнических, методов. Эзотерическая личность существует в своём, созданном ею, духовном пространстве, постоянно общаясь с источниками принятого ею учения и со своими единомышленниками.
Эзотерическая культура включает различные оккультные, мистические учения и движения, имевшие своих основателей (в XIX–XX вв. Елена Блаватская, Рудольф Штейнер, Шри Ауробиндо, Даниил Андреев и др.). К ее проявлениям относится спиритизм (общение с душами умерших), теософия (учение Е. Блаватской о «божественных тайнах»), антропософия (учение Р. Штейнера о сверхъестественных качествах человека), масонство, сайентологические и сатанинские культы. Большую её область составляет мантика (гадание), включая астрологию. Эзотерическая культура относится к числу самых древних порождений человеческого духа; в то же время она находит своих сторонников и в начале XXI века.
В качестве одной из важнейших отраслей культуры выступает искусство. Под ним обычно понимается эстетическое освоение человеком действительности, включающее соответствующий вид творчества, способ познания окружающего мира, область эстетических ценностей и оценок, особую знаковую и коммуникационную систему. В этом смысле искусство рассматривается не только как совокупность его видов, но и с включением других компонентов (об этом речь пойдёт ниже).
Определяющим признаком искусства следует считать художественную образность – единство объективного и субъективного, чувственного и смыслового начал. Образ не является копией внешнего мира, последний пропускается через призму авторского восприятия и преобразуется фантазией художника. Художественный образ раскрывает сущность явления через чувственное восприятие его формы. Воздействие искусства направлено на эмоциональный мир человека, причём полноценное «потребление» художественных произведений включает элемент сотворчества, поскольку требует активности со стороны воспринимающего индивида, его определённой эстетической подготовленности, отзывчивости. Человек воспринимает художественное творение по-своему, осуществляя акт интерпретации и оценки; у одних оно вызывает восторг и восхищение, другие же равнодушно проходят мимо.
Содержание художественного образа зависит от вида, жанра, стиля и направления искусства. Виды искусства – это устойчивые формы и способы отражения действительности в художественных образах со своим специфическим языком и образным строем. Различаются следующие виды искусства: литература, музыка, изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика), архитектура, декоративно-прикладное искусство, театр, хореография (искусство танца), кино, а также недавно возникшие новые, синтетические области и формы творчества: дизайн, видеоискусство, телевидение, радио, инсталляция и др.
В свою очередь виды рассматриваемой области культуры включают родовую и жанровую структуру. Так, литература делится на эпос, лирику, драму; поэзию и прозу, последняя включает роман, повесть, рассказ; кроме того, существуют литературные жанры: детектив, фантастика, исторический жанр и др. Изобразительные искусства также различаются по темам и предметам изображения: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, анималистический (изображение животных) жанры и др.
Понятие «стиль искусства» имеет очень широкий спектр значений: например, индивидуальная манера автора, стилистика конкретного произведения, национальный стиль и т. п. В науках о культуре под художественным стилем обычно понимается совокупность повторяющихся признаков, образной системы, выразительных средств, свойственных искусству того или иного исторического периода (романский и готический стили, барокко, классицизм и др.). Названные стили в основном определялись развитием архитектуры, которой тогда подчинялись многие другие виды искусства. Уже с XVII в. границы между стилями начинают стираться, творческие манеры отдельных художников уже не укладываются в их жёсткие рамки.
В XIX–XX вв. место стилей занимают направления и течения, представителей которых объединяют общие мировоззренческие и эстетические позиции и взгляды по принципиальным вопросам отношения искусства к действительности. Со второй половины XVIII в. начинается расхождение между стилем и направлением; они сложно взаимодействуют. Сентиментализм как направление вырастает из классицизма, а стиль модерн – из символизма, который в искусствознании считается направлением. Стилистическая схема развития искусства к реалиям XIX – XX вв. уже не применима. В это время индивидуальные авторские манеры сложно переплетаются с развитием основных художественных направлений и течений (романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.). Надо заметить, что в настоящее время используется и широкая трактовка понятия «стиль», связанная с применением его по отношению ко всей эпохе, её искусству и культуре.
Искусство является частью более ёмкого явления, которое обозначается понятием «художественная культура» и включает следующие компоненты:
1. Особая социально-эстетическая потребность, осознанная на уровне индивида и общества.
2. Способность социального субъекта (личности, группы, общества в целом) создавать, воспринимать и использовать художественные ценности.
3. Деятельность социального субъекта по созданию, сохранению, распространению и потреблению художественных ценностей; по изучению и оценке этих процессов (с помощью искусствоведческой науки и художественной критики); по целенаправленному воздействию на них через государственные органы и различные организации.
4. Продукты художественной культуры (произведения искусства и иные эстетические феномены, например, народные ремёсла с их изделиями, художественная гимнастика и др.).
5. Социальные институты, обеспечивающие реализацию всего перечисленного (творческие союзы, организации и учреждения; художественные студии и кружки; научные и учебные структуры, связанные с искусством; органы управления художественной культурой).[26]
Искусство и его произведения выступают в качестве абсолютной ценности; в нем не разочаровываются; художественная классика не стареет и не отрицается. Но это только по общему правилу; это то, что можно считать "генеральной линией" развития, от которой бывает много частных отклонений.
Другой важной областью культуры является философия. Это особый способ познания и самопознания человека, направленный на осмысление основных проблем его бытия, установление возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой и культурой. "В различных философских направлениях философия определяется как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как нерационализированное постижение жизни."[27]
От философии существенно отличается другая область духовной культуры – наука. Наука связана с сугубо специализированной деятельностью по выработке системы знаний о природе, обществе и человеке. Признаками науки являются: накопление и использование эмпирической базы (фактов), стремление к объективности знания, опора на логику и доказательность, применение особых искусственных языков (математических, физических, химических символов и т. п.) и специальных методов исследования, в т. ч. экспериментальных. Задача науки – выяснение сущности явлений, законов и тенденций развития той предметной области, которую изучает данная наука. Существуют различные, более или менее подробные, классификации наук. Одна из них делит все науки на три группы: естественные, социальные и гуманитарные, формальные (логика и математика).[28]
Механизм развития рассматриваемой области культуры включает постановку и разрешение научных проблем, преемственность результатов исследований и отрицание устаревших положений. Наука невозможна без столкновения мнений и теоретических позиций, без конструктивных творческих дискуссий в профессиональной среде учёных.
Наука является порождением западной цивилизации; её первой формой считается античная, второй – средневековая, современная наука начинается с XVII в. Многие исследователи отмечают её связь с христианством. «Вполне вероятно, – писал К. Ясперс, – что возникновение современной науки немыслимо без той душевной направленности и тех импульсов, исторической основой которых является библейская религия»[29]. Такого же мнения придерживался и М. Вебер.
В процессе своего исторического развития наука также приобретает институциональные формы в виде системы специализированных организаций и учреждений, имеющих соответствующий кадровый состав в лице научных работников и обслуживающего персонала. Наука сегодня развивается в тысячах научно-исследовательских институтах и лабораторий, станций и обсерваторий, существующих в рамках национальных академий наук и высших учебных заведений. Государство через свои органы (во многих странах имеются министерства науки) «курирует» эту область культуры, осуществляя ее финансирование и общее управление.
Сегодня все чаще говорят о кризисе науки, о том, что она все в меньшей степени удовлетворяет предъявляемые ей требования. Девальвируется идеал научной рациональности, научной истины. Наука все более становится отраслью материального производства; усиливается ее утилитарный характер. Научная деятельность перестает быть "высокой" элитарной сферой деятельности, омассовляется и бюрократизируется. Научные представления о мире подвергаются сомнению; в соответствии с духом постмодернизма, усиливаются неортодоксальные, эзотерические и религиозные элементы общей системы познания человеком окружающего мира.
Резкий протест многих ученых вызывает широкое распространение лженаучных взглядов и их пропаганда многими средствами массовой информации, которые пестрят сообщениями о медицинских снадобьях и приборах, якобы излечивающих чуть ли не от всех болезней, об услугах колдунов, магов и астрологов.
Сегодня, видимо, можно говорить о паранауке, как особой и отдельной области культуры, которая находит все большее число сторонников. Это связано, видимо, с тем, что рациональное знание не может удовлетворить все познавательные потребности человека, его интересы часто выходят за пределы, охваченные наукой, которая не способна ответить на все задаваемые ей вопросы.
Специфика нынешней ситуации состоит в том, что на познавательном "поле" сосуществуют, сталкиваются и конкурируют между собой различные мнения и концепции, наука академическая и "альтернативная", наука и "ненаука" и т. д. Вполне допустима «внецеховая критика» науки, особенно общественной и гуманитарной, ее «общественная экспертиза». На мой взгляд, такая ситуация вполне закономерна, долгосрочна и в чем-то даже продуктивна, но она не отменяет необходимости различать названные области и осознавать принципиальные различия между ними.
К областям духовной жизни можно также отнести зрелища и массово-развлекательную культуру. Под зрелищем понимают «эффектное явление, процесс, коллективное или индивидуальное действие, способное приковывать к себе взгляды многих людей. Зрелище – это то, на что «глазеют» или на что стремятся посмотреть»; причём, это только то, что происходит реально в данный момент.[30]
Мировая культура выработала немало зрелищных форм, одни из которых остались в прошлом, а другие существуют и поныне. Зрелищную составную имеют многие общественные праздники (например, карнавал), театрализованные представления, спортивные состязания, гладиаторские бои и рыцарские турниры. Зрелищами были парадные выезды монархов и иных высокопоставленных лиц, публичные наказания и казни. В наше время при организации и трансляции зрелищ широко используются разнообразные технические средства, а само зрелище стало элементом шоу-бизнеса.
Следует отметить, что и охарактеризованные здесь, и другие области культуры представляют собой целостную систему, элементы которой тесно связаны между собой, а сама она изменяется и развивается в процессе исторического движения. Области культуры возникают в разное время и вытекают одна из другой. Так, в Древней Греции мифология породила философию, а от последней позже отпочковалась наука.
Социокультурная коммуникация и система трансляции культуры | Как уже было отмечено выше, трансляционно-коммуникативная функция, связанная с передачей социокультурного опыта и информации, свойственна всей культуре и всем ее субъектам. Социокультурная коммуникация представляет собой процесс |
взаимодействия индивидов, общностей и учреждений по поводу передачи и восприятия информации с помощью определённых знаковых систем (или языков), а также методы и средства их использования.
В процессе длительного общения люди выработали особые – понятные членам данного сообщества – знаковые системы, с помощью которых они обмениваются информацией. Такие знаковые системы, или языки культуры, делятся на естественные и искусственные. Естественные языки – важнейшее средство человеческого общения – реализуются в речи, которая используется членами данного языкового сообщества. Искусственные языки, в отличие от естественных, создаются специально для использования в различных сферах деятельности – машинные языки и языки программирования, языки науки (математические или химические символы), искусства (например, ноты). Их применение, как правило, носит интернациональный характер.
В зависимости от трансляционно-коммуникативной ситуации различают речь литературную и разговорную, с использованием нормативной и ненормативной лексики; язык национальный и диалектный; язык документов, юридических актов, прессы, политических речей; языки живые и мёртвые (последние часто выступают в роли «священных» языков, использующихся в религиозных культах – латинский, коптский и др.).
По формам проявления выделяют вербальный (устный), письменный, жестовый язык, язык предметов (украшений, одежды и т. д.). Также можно говорить о языке, или стиле, писателя, поэта (имеется в виду манера использования того национального языка, на котором он пишет свои произведения), или кинорежиссёра, который проявляется в образном строе и «фактуре» его фильмов, и т. д.
Система трансляции культуры, реализующая соответствующую функцию последней, включает следующие элементы: 1) субъекты трансляции культуры; 2) овеществленные носители культуры; 3) транспорт и специальные технические средства; 4) учреждения культуры.
Первый необходимый элемент рассматриваемой системы – это, конечно же, человек, все люди – носители культуры с их знаниями, навыками, и способностью к общению. Специально и целенаправленно трансляцией культуры занимались и занимаются лица умственного труда – интеллигенция на различных ступенях ее формирования и развития – проповедники, преподаватели, исполнители художественных произведений и т. п.
Культура, т. е. знания, идеи, принципы, образы, символы и др., обычно предстаёт в «овеществленном» виде, в качестве артефактов (предметов) материальной и духовной её составляющих. С письменностью появились знаковые носители – тексты, записанные на каком-либо писчем материале; за последние сто с небольшим лет возникли аудио- и видеоносители. Для физического перемещения культурных ценностей и людей как их носителей с древних времен использовались различные транспортные средства – вначале примитивные, а сегодня – весьма скоростные и грузоподъемные, что убыстряет и глобализирует процесс трансляции культуры.
В ХХ в. начинают широко применяться принципиально новые технические средства и способы трансляции культуры: радио, телевидение, компьютерные сети, космические спутники связи, которые сегодня охватывают практически весь мир и передают огромные объемы информации.
В процессе исторического развития сформировались специализированные учреждения, ставшие социальными институтами, в задачу которых входит именно трансляция информации. Это система общего и специального образования, издательства и типографии, средства массовой коммуникации (информации), а также учреждения культуры (музеи, библиотеки, клубы, концертные залы, кинотеатры, театры и т. д.). В прошлом многие функции культурных учреждений выполняли храмы, монастыри и другие культовые центры, и даже двор монарха.
Одним из важнейших социальных институтов культуры является образование. Образование – подсистема общества, которая решает задачу социализации и инкультурации личности в ситуации конкретного «места и времени», передачи культурных ценностей и общественного опыта, необходимых индивиду для успешного выполнения всех предписанных ему социальных ролей. Под образованием понимается не только данный процесс, но и его результат в виде приобретенных личностью знаний, умений и навыков.
Уже в первобытном обществе существовала трансляция знаний и норм от человека к человеку и от поколения к поколению. Старшие учили молодёжь обычно в процессе практической деятельности и в основном методом «делай, как я». Такие отношения были нерегулярными и нерегламентированными, без чёткого закрепления ролей и распределения обязанностей. Да и объём культурных ценностей, которые должен усвоить каждый член общества, тогда был невелик.
С переходом к цивилизации появляется школа, ставшая центральным звеном института образования. Последний приобрёл свойственные ему черты, включающие: постоянное взаимодействие участников отношений; чёткое определение функций, прав и обязанностей учителя и ученика; регламентацию и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных профессиональных преподавателей; материальное обеспечение в виде учебных помещений, книг, пособий и других источников информации, приборов, письменных принадлежностей и т. д.
В результате формируется особая область общественной жизни – сфера образования. В процессе развития общества она эволюционизирует, приобретает более сложную конфигурацию и структуру. Лишь во второй половине XIX в. в развитых странах складывается та система образования, которая называется современной и существует сегодня.
На заре формирования этого института с ним была связана ничтожная доля населения немногочисленных тогда «цивилизованных» территорий мира. В наше время через него проходят почти все и не только молодые, но и те, кто повышает свою квалификацию, обучается на различных курсах и в кружках. Некоторые люди до трети своей жизни проводят в тех или иных учреждениях образования и воспитания. А профессия учителя сегодня – одна из самых распространенных в мире (57 млн. человек).
Обращает на себя внимание то, что с институтом образования связаны и религия, и наука, и искусство. Существуют религиозные и художественные учебные заведения; высшая школа готовит кадры для науки, да и сами вузы являются центрами, где ведутся научные исследования.
Средства массовой информации (коммуникации), или как принято сокращенно их называть, СМИ, включают прессу, радио, телевидение. В целом средства массовой информации выполняют следующие функции: распространения культуры и информации; интеграции и саморегулирования общества; коммуникации и формирования общественного мнения; идейного воспитания; реализации социальной активности членов общества; развлечения и др.[31]
Исторически первым средством массовой информации стала пресса, которая начала зарождаться после изобретения книгопечатания и превратилась в заметное явление европейской культуры лишь в XVIII в. Газеты и журналы постепенно стали важным средством не только событийного информирования населения, политической пропаганды и агитации, но и способом распространения научных знаний, литературных текстов, культуросодержащего изобразительного материала.
В ХХ в. пресса дополняется электронными СМИ, сначала – радиотрансляцией (с 1920-х гг.), а позже телевещанием, получившим широкое распространение после Второй мировой войны. В конце столетия начинается эра компьютеров и интернета. Каждый из них приобретает институциональное значение, представляя собой совокупность соответствующих учреждений, вещательных каналов, сообщаемых материалов, имеющих свой особый язык, принципы подачи информации и ее стилистику. Возникают особые жанры – газетная и журнальная статья, радио- и телеспектакль, литературно-музыкальная композиция, телевизионный художественный фильм, сериал и др.
Характер СМИ во многом зависит от их социально-политического и юридического статуса – являются ли они государственными или частными, лояльными к властям или оппозиционными. Содержание и подача информации зависят от политической ориентации организаций и лиц, которые финансируют и контролируют деятельность конкретных изданий, радио- и телеканалов. Последние строят свою деятельность, как правило, в рамках принятого «формата»; например, радиоканал может быть разговорным или музыкальным, транслировать только популярную музыку, а последнюю ограничивать национальной и т. д.
Аудитория СМИ всегда оказывала влияние на их деятельность, которая строилась с учетом интересов, запросов и вкусов читателей, слушателей, зрителей. Различия в рамках СМИ во многом определяются именно этим обстоятельством. Когда аудитория становится все более массовой и ее влияние усиливается, то в условиях преобладания частных СМИ их деятельность коммерциализируется. Возрастает доля развлекательных программ и материалов и, соответственно, «желтых» газет, «глянцевых» журналов, «попсовых» радио- и телеканалов. Все это составляет сегодня мировую тенденцию, которая в последние годы весьма заметно проявилась и в России.
Широкое распространение СМИ породило особые отношения между информатором и его аудиторией; между ними возникает обратная связь, которая часто превращает читателя, зрителя, слушателя в реального участника процесса создания самого транслируемого материала (ток-шоу, игры, интерактивное общение с радиослушателями и телезрителями и т. д.).
На информационное содержание СМИ большинства стран мира все большее влияние сегодня оказывает реклама. Годом ее «рождения» можно считать 1665-й, когда в Лондоне во время эпидемии чумы появились листовки, призывающие покупать «чудодейственные» лекарства. Уже в XIX в. реклама прижилась в газетах, что позволило резко увеличить их тиражи и снизить цены. В 1922 г. рекламные объявления начинают передаваться по американскому радио. Сегодня без рекламы существование СМИ просто немыслимо, а сама она стала весьма доходной отраслью бизнеса.
Надо отметить, что в наше время многое в деятельности средств массовой информации вызывает нарекания. Многих возмущает чрезмерное количество рекламных материалов, особенно в телепередачах, а также рекламирование табачных изделий и спиртных напитков, включая пиво. Такая реклама, с одной стороны, экономически очень выгодна, с другой – как было установлено, она увеличивает количество курящих и злоупотребляющих спиртными напитками, особенно среди молодежи. На мой взгляд, такая реклама является социально деструктивной и должна быть запрещена.
Также отмечается негативная роль средств массовой информации как орудия манипулирования сознанием огромных масс людей, формирования и поддержки определенной системы ценностей. Под их влиянием резко снижается уровень самостоятельности духовной жизни человека, который все чаще воспринимает реальность не непосредственно, а через отражение ее в СМИ, через ими сформированные образы.[32]
В институциональную систему культуры также входят многочисленные в наше время специализированные учреждения, которые включаюттеатрально-зрелищные организации (театры, концертные залы, цирки), спортивные комплексы, библиотеки, клубы, музеи, студии, кинотеатры, планетарии, парки, зоопарки и др. Их вклад в распространение культуры весьма значителен. Кроме того, они организуют досуг огромных масс людей, помогают им приобщиться к творчеству, дают возможность самовыражения и всестороннего развития.
Динамика посещаемости таких учреждений составляет важную сторону культуры всего мира и отдельных стран. Ее показатели дают возможность судить об уровне духовной жизни общества, характере и направленности ее изменений. Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость развития СМИ и учреждений культуры. Так, всеобщее распространение телевещания снизило количество кинопосещений во многих странах и потребовало от кинотеатров серьезного совершенствования своей работы и технического перевооружения с целью привлечения зрителей.
Общая экономическая и социально-политическая ситуация в стране также оказывает большое влияние на деятельность рассматриваемых учреждений. От нее, например, зависит платежеспособность населения, а, следовательно, их посещаемость. Последняя, конечно же, определяется и наличным уровнем культуры граждан государства, востребованностью духовных ценностей.