Риторический идеал как отражение (и воплощение) эстетических и этических идеалов, сформированных в определенной культуре. Риторический идеал как образец речевого общения и средство (мерило) “оценки речевого произведения и речевого поведения в их единстве” (А. К. Михальская).
Становление отечественного педагогико-риторического идеала связано с развитием русской духовно-религиозной и культурной традицией. Эстетика духовной педагогической речи строится согласно следующим принципам: - «Многослойности», т.е. мастерского владения оратором обширным арсеналом средств различных функциональных стилей, взаимодействие в звучащем слове всех исторических пластов русской лексики, богатства изобразительно-выразительных средств языка – все это создавало особое эстетическое качество речи; - Использование возможностей прямого и косвенного информирования: намек, риторический вопрос, ирония и др.; - Отражение ценностной парадигмы национальной культуры, определяющей особую роль кротости, смирения, уравновешенности, негневливости, радости и благости, а в речевой сфере – немногословия, спокойствия, ритмической мерности, правдивости, искренности, благо, отказа от крика, клеветы осуждения ближнего; - Сдержанность «эмоционального рисунка» речи направлена на гармонизирующее воздействие и является формальным выражением категории речевого такта; - Монологическая речь изобилует приемами диалогизации, благодаря чему дистантное общение представляется как непосредственная коммуникация.
Для отечественного педагогико-риторического идеала характерны: высокая степень структурированности речевого высказывания, краткость и смысловая емкость, обилие средств, облегчающих запоминание, эмоциональная сдержанность речи, простота, но не упрощенность, конкретность и адресность публичной речи.
Православно-христианская культура речевого общения как основа педагогического речевого идеала.. I. Этико-эстетические категории: 1)гармония; 2) кротость; 3) смирение; 4) миролюбие; 5) негневливость; 6) уравновешенность; 7) радость. II. Риторические принципы: 1) немногословие; 2) правдивость; 3) искренность; 4) спокойствие; 5) благожелательность; 6) отказ от крика, повышенной эмоциональности речи; 7) отказ от клеветы, сплетни, осуждения ближнего. III. Требования к речевому поведению: 1) беседуй только с достойным; 2) выслушай собеседника; 3) сохраняй кротость в беседе; 4) избегай грехов многословия, пустословия, несдержанности языка, грубости; 5) избегай хулы – за глаза и в глаза, недоброжелательного осуждения, пустой, злобной брани; 6) чаще изрекай доброе слово, но избегай похвалы чрезмерной и льстивой; 7) стремись к подражанию лучшим речевым образцам, запечатленным в книгах (А.К. Михальская).
Соотношение общериторического и педагогического речевого идеала. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала. Категория гармонии и ее роль в педагогическом общении.
Принципы гармонизирующего педагогического общения и средства их реализации в профессиональной деятельности учителя.
Гармонизирующий педагогический диалог, его сущность и специфика. Гармонизация отношений участников общения как норма речевого поведения. Условия гармонизирующего диалога: диалогичность речи, направленность на аудиторию, близость (контакт), конкретность, совместная динамика речи, эмоциональность и эмоциональное «заражение», удовольствие. Условия эффективного общения по Аристотелю (говори то, что важно; говори правду; говори ясно) и по Х.Грайсу (информативность, истинность, правильность способов выражения: краткость, последовательность, ясность). Принцип коммуникативного сотрудничества по Р. Лакофф («не навязывайся, выслушай собеседника, будь дружелюбен»).
Принцип коммуникативного сотрудничества, его сущность, приемы реализации в педагогическом общении. Дружелюбие как категория педагогической риторики. Принципы гуманистического общения (К. Роджерс): 1) Конгруэнтность партнеров по общению (настрой на актуальное психологическое состояние как самого себя, так и партнера, разговор «здесь и сейчас»). 2) Безоценочное восприятие личности партнера (принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности). 3) Восприятие партнера как равного ( партнер имеет право на собственное мнение и решение; человек высоконравственный и нравственно падший человек равны друг другу в своей истинной человеческой сути). 4) Проблемный, дискуссионный характер общения (разговор в диалоге идет на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин; диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет возможности не согласиться). 5) Персонифицированный характер общения. («Я считаю», «Я думаю» и т. д. Ср. «Всем известно», «Не вызывает сомнений»). 6) Понимание и готовность помочь: доминанта на собеседнике (Ухтомский) или центрация (Роджерс) и вненаходимость (Бахтин).
Центрация говорящего на собеседнике, включенность в переживания и страдания собеседника обеспечивают понимание, но не готовность помочь, которая обусловлена «вненаходимостью» (М.М.Бахтин) — это позиция бескорыстия, отсутствие прагматической заинтересованности в собеседнике, отсутствие лично-эмоционального привязывания к человеку. Учителю такая позиция позволяет, с одной стороны, сохранять внутреннюю целостность и психическое здоровье, а с другой — глубоко сопереживать ученику.
Психотерапевтические свойства гуманистического общения (сохранение психического здоровья, уравновешенности и целостности).
Субъект – субъектные отношения как норма речевого взаимодействия учителя и учащихся, как средство диалогического познания явлений и фактов действительности.
Истина как категория риторики.
Онтологический (эвристический) характер проявления отношения субъекта речи к истинности предмета речи. Поиски смысла и истины как высшая цель педагогической деятельности.
Педагогико-риторические задачи, решаемые в ситуации педагогического общения. Задачи обучения с точки зрения речевого воздействия: 1) объяснить учебный материал; 2) проинструктировать учащихся по вопросам выполнения определенных действий, в том числе заданий; 3) подсказать, исправить ответ учащегося; 4) дать оценку ответу учащегося; 5) убедить учащегося в чем-либо; 6) извиниться перед учащимся за что-либо или оправдать свои или чьи-либо еще действия.
Педагогическая стратегия (основополагающий принцип речевого поведения). Стратегия коммуникативного сотрудничества в педагогическом общении и способы ее реализации. Стратегии коммуникативного сотрудничества: стратегия близости, стратегия отказа от выбора, стратегия отстранения.
Педагогическая тактика (способ реализации стратегии речевого поведения). Тактика демонстрации доброжелательного отношения к учащимся. Похвала, порицание, оценка, одобрение и ободрение, их специфика и роль в реализации принципов гармонизирующего педагогического общения. Максима такта, одобрения, скромности, согласия, средства их выражения; средства выражения благодарности, установления контакта и др.
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ — магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии и характеризующаяся установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации и ее элементами. К.-р. с. определяется набором предпочтений членов следующих основных оппозиций, характеризующих отношения участников речевой ситуации: иерархия — равенство, близость — отстраненность, борьба — сотрудничество; важно также, какое из возможных отношении речи к действительности предпочитает коммуникант — важна ли для него истинность речи, ее правдивость (соответствие речи не только истине, но и этике, добру), или допускается смысловой и нравственный релятивизм. К.-р. с. в речи риторической называется риторической стратегией. Риторическая стратегия, типичная для большинства носителей одной культуры, для членов одного общества в определенную эпоху, отражает риторический идеал, присущий данной культуре. К.-р. с., как и риторическая стратегия, реализуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (риторических) тактик, а последние — с помощью системы соответствующих коммуникативно-речевых приемов (средств). Лит.: Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996; Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М., 1996. А. К. Михальская
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА (РИТОРИЧЕСКАЯ) — система коммуникативно-речевых приемов или риторических форм, в совокупности выполняющих ту или иную функцию, служащую наряду с другими для реализации одной из коммуникативно-речевых стратегий. Термин риторический понимается здесь широко, он может быть отнесен к различным сферам речевого общения, а не только к ораторской (публичной) речи (см. риторика). Коммуникативно-речевые приемы, составляющие риторическую тактику, реализуются, в свою очередь, средствами соответствующего коммуникативно-речевого стиля. Так, например, прием так называемых “пулементных вопросов” (в бытовых, реже — в официальных ситуациях) служит тактике избегания молчания, весьма характерной для коммуникативной стратегии “близости”, “сближения” между партнерами по общению. Этот прием состоит в том, что собеседник как бы находится “под обстрелом” вопросов личного характера, следующих один за другим в быстром темпе. Осуществляется он с помощью следующих коммуникативно-речевых средств: быстрый темп речи, широта перепада между низкими и высокими частотами голоса (показатель эмоционального отношения к собеседнику), упрощенность синтаксических конструкций (Tannen, 1985). Функция приема — показать, что говорящий намерен проявить личную заинтересованность в собеседнике, сблизиться с ним, что отношение к нему заинтересованное. Если коммуникативно-речевой стиль собеседников совпадает, искомый результат достигается. Однако при несовпадении коммуникативно-речевых стратегий и стилей собеседников различие тактик и приемов их реализации может приводить к нарушениям понимания: так, если один из партнеров более сдержан, он может интерпретировать тактику избегания молчания “любой ценой” как навязчивость, бесцеремонность, и еще больше “замкнется в себе”. Это, в свою очередь, вызовет еще больший “напор” его партнера. Так часто образуется в общении порочный круг нарушения понимания, действующий по принципу положительной обратной связи.
К.-р. т. в педагогическом общении мало изучены, хотя знания о них на практике чрезвычайно важны. В качестве примера назовем тактику “хороший — свой”, “плохой — чужой”, используемую в коммуникативно-речевой стратегии, которую можно назвать “мы—большая семья”. Такая стратегия свойственна педагогам, которые строят свои отношения (и соответственно речевое общение) с учениками аналогично отношениям близких — членов одной семьи. При этом положительная оценка ученика, его знаний, поступков проявляется в том, что различными средствами утверждается его причастность к тесной группе (“семье”), а неодобрение — в демонстрации “исключения” из нее. Один из коммуникативно-речевых приемов, с помощью которых реализуется эта тактика, — переключение ты и вы в обращении к ученикам старших классов. Отрицательная оценка деятельности ученика, недовольство им проявляются, в частности, в переходе на вы. Лит.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979; Gilmore P. Silence and Sulking: Emotional Displays in the Classroom // Perspectives on Silence. — New Jersey, 1985; Tannen D. Conversational Style. — New Jersey, 1988. А. К. Михальская
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ПРИЕМ (РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ) — элемент коммуникативно-речевой тактики, один из способов ее реализации. Осуществляется с помощью совокупности определенных средств коммуникативно-речевого стиля. Например, один из распространенных приемов “взятия и удержания слова” в споре — перебивание собеседника; этот прием выполняется с помощью следующих речевых средств: повышение громкости голоса (она увеличивается до достижения результата), повышение тона (чаще всего), увеличение темпа речи, повторение начала фразы до тех пор, пока не замолчит собеседник (до его первой паузы), а когда такая пауза наступает — договаривание фразы до конца с последующим немедленным переходом к развернутому высказыванию.
Сходно осуществляется прием “удержания слова” при попытке собеседника перебить говорящего: последний продолжает фразу (громкость и частота тона, темп речи при этом значительно повышаются), повторяет ее всю или ее фрагмент.
К.-р. п. вообще и особенно в педагогическом общении еще нуждаются в исследованиях и классификации. Описаны они пока только фрагментарно. Так, один из К.-р. п., который используется учениками для реализации тактики “сохранения лица”, — так называемое “обиженное молчание”: в ответ на упрек или замечание учителя ученик молчит, сохраняя характерную позу и направление взгляда. Учитель может также прибегать к молчанию как одному из средств в системе К.-р. п.: например при привлечении внимания и одновременном призыве к порядку: “Продолжайте, а я пока помолчу”. Прием “молчу, пока не перестанете” осуществляется обычно в неподвижной позе, стоя или сидя у стола, выражение лица спокойное (но становится все более напряженным, если результат не достигается), взгляд укоризненный, переходит с одного ученика на другого. Часто прибегают также к постукиванию по столу или доске, чтобы показать, что молчание учителя не случайно и требует внимания. А. К. Михальская
Специфика речи преподавателя: 1)Публичная речь преподавателя передает информацию слушателям и имеет дидактическую направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. 2) Воспитательная направленность речи. 3) Речь учителя как образец для ученика. Часто речь учителя - единственный образец литературной нормы и правильного построения речи вообще. Этим обусловлены особые требования к содержанию и форме педагогической речи.
Стиль педагогического общения – совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с учащимися, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Стили педагогического общения:1) общение-устрашение (преподаватель подавляет обучаемых, диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора»); 2) общение-заигрывание (преподаватель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с обучаемыми; в обмен на снижение требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в аудитории); 3) общение с четко выраженной дистанцией (преподаватель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и обучаемыми, обязанных его слушаться); 4) общение дружеского расположения (преподаватель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь обучаемому); 5) общение совместной увлеченности (преподаватель и обучаемые – коллеги, вовлеченные в процесс совместной интеллектуальной деятельности на занятии). Стиль 1)и2) – профессиональная непригодность учителя. Стили 3)-5), лишенные крайностей, могут применяться в зависимости от конкретных обстоятельств.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В С. п. о. находят выражение: а) особенности коммуникативных взаимоотношений педагога и воспитанников; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического коллектива. С. п. о. педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.
Выделяются следующие типичные С. п. о., суть которых отражается в их наименованиях: общение-устрашение; общение-заигрывание; общение с четко выраженной дистанцией; общение дружеского расположения; общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.
Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения. Рекомендуется следующая система формирования этого стиля: 1) изучение своих личностных особенностей; 2) установление недостатков в личностном общении; 3) работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения; 4) овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей; 5) овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимися стилем педагогического общения; 6) реальная педагогическая деятельность общения с детьми — индивидуальный стиль общения. Лит.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987; Ладыженская Т.А. Педагогические стили общения // Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986; Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979. Л.Е. Тумина
Культура педагогического общения – это способность педагога оптимальным образом достичь предметно-образовательной, общеобразовательной и воспитательной целей обучения в процессе педагогического общения.
Для достижения необходимого уровня культуры педагогического общения требуется владеть: 1) предметом обучения и методикой его преподавания (методика преподавания, специальные дисциплины); 2) знанием психологических, социальных и других особенностей учащихся и средств воздействия на них (психология и возрастная псизология, социология, педагогика); 3) языком, на котором осуществляется обучение, и умениями его применения в речи различных стилей и при составлении текстов разных жанров (культура речи, стилистика); 4) эффективными приемами речевого воздействия на обучаемых (классическая и педагогическая риторика, теория коммуникации).