Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„то касаетс€, далее, научных направлений в русской цивилистике, то в этом отношении она шла и идет большей частью за западноевропейской цивилистикой




ѕравда, теори€ естественного права не оказала в свое врем€ большого вли€ни€ на русскую цивилистику, но вли€ние исторической школы было очень значительно. ÷елый р€д выдающихс€ ученых (ћейер,  апустин, Ќеволин и др.) отдали дань историческому направлению. ¬ особенности много внимани€ было уделено наследственному праву (Ќикольский, Ѕел€ев, ÷итович,  авелин и др.). ѕон€тно, что господство исторического направлени€ было неблагопри€тно дл€ догматической разработки русского гражданского права. Ћишь со времени судебной реформы 1864 года, догматическое направление стало завоевывать себе более определенное место в русской цивилистике. Ёто направление особенно укрепилось в последнее врем€ с усилением и созданием проекта гражданского уложени€. Ќовое законодательство, как и проект, требуют от русских цивилистов прежде всего догматической разработки. ÷елый р€д юридических журналов служит тому лучшим доказательством. ‘илософское направление в различных своих течени€х все более и более захватывает также русскую цивилистику. ќбъ€сн€етс€ это, быть может, отчасти и наклонностью вообще русской интеллигенции к философствованию, но в особенности Ц задачами нашего времени в области законодательства и у нас, и на «ападе, ввиду усложнени€ гражданского оборота с его социальными противоречи€ми. ‘илософское течение идет в направлени€х доктрины естественного права (Ќовгородцев, Ўтаммлер и др.) и политики права (ѕетражицкий, јнтон ћенгер, ќффнер, Ћеманн и др.) ѕолитико-пра≠вовое течение ставит своей задачей преобразовать существующий гражданско-правовой пор€док на новых началах, оно стремитс€ показать, каким следует быть гражданскому праву. Ќо самый вопрос о том, что должно при этом служить критерием: интересы народного хоз€йства, экономический материализм, естественное право, Ђправильноеї право, общественный идеал, индивидуализм как идеальный предел права, интуитивное право или что другое Ц остаетс€ открытым. ѕреобразование нашего гражданского законодательства также благопри€тствует в насто€щее врем€ политико-правному течению философской мысли в русской цивилистике.

–еальность гражданского права ѕравоотношени€ и гражданский оборот ¬иды гражданского права ’арактеристика современного гражданского права

I. “еории

ѕоложительное право Ц это действующее или действовавшее право и притом не данное извне, самой природой вещей (естественное право), а установленное. ќттого, что оно установлено, оно приобретает дл€ всех об€зательный характер. “вердость гражданского оборота может быть лишь обеспечена установленным, или положительным правом. Ќо что такое положительное право по существу, реально ли оно, и если да, то в чем его реальность Ц все эти вопросы остаютс€ до насто€щего времени открытыми.

¬ ответ на эти вопросы существует несколько теорий.

  1. ’орошо известна€ теори€ ѕетражицкого (опытно-психологическа€ теори€), котора€ рассматривает право Ђкак своеобразное сложное психическое €влениеї, признает Ђприроду и причинные свойства права как своеобразного причинного фактора социально-психической жизниї. ќтсюда, право не есть чьи-либо велени€ или приказы (нормативные факты), не есть и нормы права (фантастические величины, эмоциональные проекции или фантазмы, идеи правно-должного). ѕраво реально как особое психическое €вление императивно-аттрибутивного этического характера. –еальность права состоит в том, что оно есть Ђпсихический фактор общественной жизниї и что Ђоно действует психическиї. ќтсюда и задачи, и идеал права свод€тс€ к разумному направлению Ђиндивидуального и массового поведени€ посредством соответственной массовой мотивацииї, к совершенствованию Ђчеловеческой психикиї, достижению Ђсовершенного господства действенной любви в человечествеї. ¬ конечном итоге право стремитс€ исчезнуть, так как оно существует Ђиз-за невоспитанности, дефективности человеческой психикиї; идеал права, поэтому, не внутриправный, а сверхправный. “аким образом, правно-философский идеализм приводит ѕетражицкого, его учеников и последователей к признанию реальным правом не нормы права, а особого рода психические переживани€ императивно-аттрибутивного этического характера.
  2. »зложенна€ теори€ вызывает возражение прежде всего с точки зрени€ сведени€ права к психологии, хот€ бы и имеющей своим предметом правовые переживани€, правовую психику. ѕоэтому другие ученые (—пекторский) отличают юридическую жизнь человека от физической и психической его жизни, вид€т ее в особом юридическом существовании человека, не совпадающем с его физическим и психическим существованием. ѕраво Ц это особый юридический мир. ¬ нем имеетс€ сво€ юридическа€ вол€, свой юридический обиход и такие составные его части, как судебное учреждение и его решение или действующее положительное право. Ётот юридический мир поэтому реален. ≈го эмпири€ Ц юридические €влени€. »менно, все событи€ в юридической жизни лиц, все про€влени€ юридической воли, все решени€ судебных учреждений, все нормы действующего права, юридические событи€ удостовер€ютс€ и доказываютс€ совершенно эмпирическим, нагл€дным образом. ¬прочем, положительное право действительно не только в смысле всех внешних €влений, оно Ђдействительної и в ином смысле: не наивного эмпиризма и материализма, а соответстви€ известной принципиальной норме (Gültigkeit). Ќо юридический мир есть лишь часть более широкого мира человека Ц морального мира. ¬ этом мире личность человека с особой моральной волей подчинена Ђэтическим в широком смысле законам, в число которых вход€т и юридические нормыї. Ђ аждый нормальный человек живет физическою, душевною и моральною жизньюї. Ђћоральный мир человека это его третье измерениеї. „еловеческое общежитие есть не только физическое и психическое взаимодействие людей, но также и моральное. ѕравосознание и правовые эмоции наход€тс€ в пределах психического общени€, но все принадлежности юридического обихода, как и само государство, юридически конструируемое, и положительное право лежит в области морального общени€ людей.
  3. ¬ литературе была также сделана попытка приравн€ть положительное (объективное) право к таким духовным продуктам, как произведени€ литературы и искусства и этим показать, что реальность духовных продуктов не физическа€ и не психическа€. ƒуховные продукты, в том числе и право, объедин€ютс€ в пон€тии Ђкультурного благаї.

 ак бы ни понимать и ни конструировать положительное право, несомненно одно, что оно действительно как €вление, сосуществующее гражданскому пор€дку, признанное нормировать общественную жизнь. ќно действует не только непосредственно, психически на человека, устанавлива€ его отношени€ к другим лицам, определ€€ его поведение с ними, возвыша€ его существо (unus homo nullus homo), но и непосредственно, созданием тех правовых учреждений (юридического обихода), которыми регулируетс€ поведение человека в отношении других лиц и вещей в гражданском обороте. “аким образом, положительное право есть синоним установленного пор€дка в общественной жизни людей (правопор€дка), поддерживаемого не только сознанием его необходимости (правовыми переживани€ми), правосознанием, но и особыми учреждени€ми (институтами), Ц этой своего рода кристаллизацией правосознани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1366 - | 1306 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.