Примером использования общих закономерностей духовной деятельности являются терапевтические сообщества, например терапевтическое сообщество "Анонимных Алкоголиков" (АА). Теоретические основы процесса преодоления зависимости в рамках сообщества выражены в программе "12 Шагов" и принципах существования сообщества в виде "12 Традиций" [Двенадцать Шагов].
При работе с членами сообщества используются определенные методические приемы. Прежде всего, в основе программы лежит немедицинская, психологическая модель алкоголизма. Используется вовлеченность больных алкоголизмом в деятельность сообщества, которая является общественной по сути и трезвеннической по направленности. Вовлечение в сообщество, поглощенного деятельностью трезвеннического содержания, является прямым противопоставлением "пьющему сообществу" и автоматически отвлекает больного от пребывания в последнем.
Полем общественной деятельности являются собрания. Последовательность собраний представляет собой структурированный психотерапевтический план с тематическими встречами. Регулярное посещение занятий является обязательным условием. Причем, три первых месяца, как рецидивно наиболее опасных, новичок ежедневно посещает собрания.
Работа сообщества подразумевает независимость от государственных и общественных структур, лечебных учреждений. Полный отказ от участия медицинских работников и сотрудничества с врачами-наркологами подразумевает использование принципа взаимопомощи с использованием наставничества. В качестве наставника выступает человек, имеющий длительную трезвость и стаж работы в программе.
Содержание и смысл коллективной деятельности участников состоит в решении проблем их психологического развития путем изучения и выполнения "12 Шагов" и "12 Традиций" сообщества.
Система организации сообщества, способ ведения групп, основные принципы личностного восстановления по программе АА аналогична классической групповой психотерапевтической методике лечения наркологических больных в лечебных учреждениях [Батищев В. В., 1998]. По сути дела все психотерапевтические программы подразумевают пошаговое психологическое изменение участников. Последовательность психологической трансформации участников явно указывается редко, а чаще подразумевается как решение поставленных психотерапевтических задач. В отличие от них программа АА, во-первых, четко указывает планируемые шаги личностного развития, а, во-вторых, практически не содержит традиционных задач антиалкогольной тематики. Большую часть работы составляет развитие общих личностных качеств, чему придается санирующее значение. Программа АА рассматривая наркологическую зависимость как преимущественно духовное заболевание, видит исцеление в духовном росте. Воздействие на личность осуществляется с привлечением теологических понятий и приемов.
Главное, что требуется от участников, это стремиться выполнять своеобразные шаги в психологическом развитии и изменении собственных представлений. Психологические шаги по их направленности и внутреннему смыслу объединены в разделы. Причем, только в первом разделе упоминается слово "алкоголь". Больному необходимо прийти к убеждению перестать бороться с собой и признать свое бессилие перед болезнью, признать полную потерю контроля над потреблением алкоголя и своей жизнью. Совершая этот шаг, больной нарушает механизм защиты и отрицания болезни.
Все последующие шаги программы направлены на духовное развитие по мере работы над Шагами в направлении к комфортной трезвой жизни без использования алкоголя для улучшения психического состояния. Во втором разделе предлагается совершить серьезный, болезненный и трудный шаг изменения собственного Я. "Найти в себе силы принять то, что не в силах изменить, мужество заменить то, что можно изменить, и мудрость отличить одно от другого".
Шаги начинаются с признания существования могущественной силы, которая может вернуть здравомыслие. Принимается решение отдать волю и жизнь этой силе или богу, как понимает его себе. Вера в более могущественную силу и решение доверить свою судьбу ей позволяет преодолеть эгоцентризм, как правило свойственный больным.
В третьем разделе предполагается внести позитивные изменения в нравственные личностные качества и преодолеть недостатки, а именно, дать нравственную оценку себе и жизни, признаться в истинной природе заблуждений, подготовить себя к избавлению от недостатков и просить высшую силу избавить от них.
И четвертый раздел касается экстернализации личностных изменений при продолжающейся работе над собой. Составляется список людей, которым было причинено зло и осуществляется попытка возместить ущерб этим людям, а также оказывается помощь совершенно незнакомым страждущим со стремлением донести идеи трезвости до других больных. При этом продолжается самоанализ и признание ошибок, углубляется соприкосновения с высшей силой.
Последний компонент программы, пошаговое изменение психологии участников, представляет наибольшие трудности для участников. Именно это и составляет основной труд и недостаточно подкреплено технологически. Для этого используется много терапевтических механизмов. Укажем лишь некоторые терапевтические механизмы действия программы сообщества и выполняемых участниками шагов [Батищев В. В., 1998]. Самым главным является вовлечение в общественную деятельность трезвеннической направленности, которая является заменой алкогольному поведению и, более того, приобретает сверхценный характер. В процессе работы в сообществе пациенты меняют не только стиль своего поведения, но и свои взгляды и убеждения. Изменения в сознании происходят после изменения форм поведения по принципу "Принеси тело, голова придет позже". Это, по-видимому, является ведущим механизмом, используемым в сообществе, в психологической трансформации участников. Член сообщества осваивает новые навыки поведения путем тренировки. В обучении уменьшено значение познавательных элементов, а основной формой обучения является имитация. Пациентам предлагается прямое копирование поведения членов сообщества, имеющих стаж трезвости. Новые члены группы испытывают новые способы поведения, получаемые от более опытных в решении своих алкогольных проблем. Полученные знания и воспринятые формы поведения реализуются в обыденной жизни.
Усилия пациентов, сплоченных в некий коллектив, умножают их возможности. Оптимизм успешных в освоении программы членов внушает и укрепляет надежду остальных. Изменяются представления об уникальности собственных проблем и понимается общность проблем у всех участников. Постоянная вовлеченность в помощь другим больным является выражением и формированием альтруистических настроений. Осуществляется обмен информацией между членами сообщества по поводу решения текущих жизненных проблем, связанных с трезвостью. Перенос на других участников свойств близких людей претерпевает изменения по мере межличностной динамике в группе. Регулируемое поведение в группе позволяет совершенствовать участникам формы межличностного общения, в результате нормализуются не только отношения между участниками, но и с близкими, свойства которых были перенесены. Происходит отреагирование эмоций, скрытых переживаний, ранее являвшихся источником потребления алкоголя, в щадящих и охранительных условиях групповой ПТ. Следование принципу "здесь и теперь" (живи одним днем) с отказом от переживаний по поводу ошибок прошлого позволяет сосредоточиться на текущих проблемах.
Сама программа 12 шагов заимствована у религиозного сообщества Оксфордская группа, преследующего цель нравственного оздоровления личности. Обнаружение феномена сопряженности трезвого поведения, активного богоискательства и соблюдения теологических канонов послужило поводом для использования программы этого сообщества в наркологических целях. Отказ от прямого сотрудничества сообщества с лечебными учреждениями не мешает последним рекомендовать пациентам включаться в работу сообщества. Программа 12 шагов движения АА используется в практике наркологических учреждений не как альтернатива и не отменяет основного принципа взаимопомощи с отказом от прямого сотрудничества с врачами, но как составная часть, как базовая в программах так называемого Миннесотского, Хейзелденского типов [Проценко Е. Н, 1993].
Существует опыт адаптации Миннесотской модели лечения зависимости в стационарном психотерапевтическом отделении для больных алкоголизмом в нашей стране [Батищев В. В., 2000]. Опыт показал реальную эффективность практического применения программы и возможность расширения круга лечебных учреждений, использующих принципы работы по Миннесотской модели лечения больных с зависимостью от психоактивных веществ [Батищев В. В., 2000; Батищев В. В., Негериш Н. В., 1999].