Новая самостоятельная прокуратура суверенного Казахстана, образованная не на пустом месте, имеет определенные исторические корни. К сожалению, с момента распада Советского Союза идут не всегда аргументированные нападки на институт прокуратуры по мотивам, что сегодняшняя прокуратура является «рудиментом тоталитарного режима», возникшего в советский период, синонимом беззакония и, естественно, поэтому она должна подлежать ликвидации или радикальному сужению сферы компетенции и объема полномочий.
Действительно, демократические преобразования и формирование основ правового государства требуют закономерного обновления правообеспечивающих институтов. Прошедшая правовая реформа существенно укрепила судебную власть, она освободилась от обвинительной функции и по праву стала сильной и независимой. Однако утверждение, что прокуратура или другие правоохранительные органы ограничивают независимость суда, является искажением действительности. Для убедительности зачастую некоторые оппоненты ссылаются на международные стандарты, на опыт зарубежных правоохранительных систем.
В связи с этим остановимся на общих чертах принципов организации и деятельности прокуратур ряда развитых государств.
Прокуратура существует почти во всех странах, хотя и называется по-разному. С учетом места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран:
1. страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции хотя при этом может относиться к органам правосудия и действовать при судах, а прокуроры могут принадлежать к судейскому корпусу («магистратуре»);
2. страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной системы и находится при судах, либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией;
3. страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства:
4. страны, где прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет.
К первой группе стран относятся: США, Франция, Бельгия. Нидерланды, Дания, Польша, Румыния, Израиль. Япония. Эстония и Сирия. При этом между ними имеются определенные отличия. Так, в США и Канаде — Генеральный атторней, в Польше министр юстиции одновременно и Генеральный прокурор. Во Франции и Эстонии эти должности разделены. В большинстве из вышеперечисленных стран прокуроры действуют при судах. Тем не менее, законодательство почти всех стран подчеркивает независимость прокурора в суде.
В Бельгии, Франции, Нидерландах, Дании, Финляндии, Швеции принят критерий целесообразности преследования, что дает прокуратуре, при условии соблюдения некоторых ограничений, свободу решать, должно ли дело быть продолжено или нет В Финляндии прокуроры располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование.
В Японии прокуроры обладают широкими дискреционными полномочиями в вопросе судебного преследования. В США атторнеи «не привязаны» к судам и имеют полностью самостоятельный по отношению к судебной системе статус. Генеральный атторней США (он же министр юстиции) дает юридические консультации по официальным запросам Президента и глав федеральных ведомств.
Ко второй группе стран относятся: Испания, Колумбия, Болгария и Латвия. В Испании, к примеру, органы прокуратуры действуют при судах, вплоть до провинциального уровня включительно. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости
К третьей группе стран относятся в основном социалистические (Вьетнам, КНР, КНДР, Куба и Лаос) и постсоциалистические государства (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан и Туркменистан). Исходя из анализа конституций и другого законодательства, прокуратуры Азербайджана, Грузии, Латвии, Литвы и Молдовы можно отнести к судебной власти, а Киргизии и Эстонии — к исполнительной В КНР народные прокуратуры выполняют функции надзора за ведением дел о тяжких преступлениях, в т ч органами общественной безопасности и обладают широкими полномочиями Независимый статус имеют также прокуратуры в странах Латинской Америки, обладающие, как записано в конституциях, «административно-финансовой и функциональной автономией».
К четвертой группе стран относится Великобритания, где института прокуратуры вообще нет. Генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностное лицо — Директор публичных преследований.
В Великобритании Генеральный атторней выступает юридическим советником короны по правовым вопросам, консультирует правительственные департаменты, дает ответы на запросы в Палате общин.
Таким образом, нет единой модели прокуратуры, определенной системы уголовного судопроизводства, определенного типа уголовного процесса или определенной системы правоохранительных органов. Нет единообразия и в выполняемых прокуратурой функциях
Только на территории Европейского Союза известны три типа правовых систем: романо-германская (континентальная), английского общего права и скандинавская (северная). Соответственно, в государствах Европейского Союза существуют разные по своей организационной форме и функциям модели прокуратуры. Так, в Испании и Португалии прокуратура является самостоятельным органом, представляющим государство и охраняющим законность. Во Франции, Бельгии и Италии прокуратура — это часть судебной власти. В Германии — ведомство юстиции в составе исполнительной власти. В некоторых странах континентальной Европы и Скандинавии прокуратура называется «службой государственного обвинения». В Великобритании и Ирландии прокурорские функции возлагаются на ряд ведомств, главными из которых является служба Генерального атторнея и служба Директора публичных расследований.
Для так называемой англосаксонской группы стран, к которой относятся США и Англия, характерна своя специфическая система органов прокуратуры.
Прокурорские функции в США выполняет атторнейская служба. Генеральный атторней США, являясь главным прокурором страны и высшим должностным лицом федеральных органов юстиции, обладает очень широкими полномочиями и осуществляет разнообразные функции. Под руководством Генерального атторнея находятся Федеральное бюро расследований, федеральные тюрьмы и иные места лишения свободы, служба иммиграции и натурализации, наделенная полномочиями расследования преступлений. Атторнейская служба, выполняя правозащитную функцию, осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления и при этом атторнеи наделены полномочиями возбуждать уголовные дела, проводить проверки, привлекать к уголовной ответственности, поддерживать обвинение в суде.
Генеральный атторней и подчиненные ему окружные атторнеи (прокуроры) могут прекратить уголовное дело в любой стадии. До момента вынесения присяжными своего вердикта. Более того, атторней вправе немотивированно отказаться от обвинения, что автоматически прекращает уголовное преследование. Снижение наказания по мотивам содействия обвиняемого установлению истины возможно исключительно по ходатайству прокурора. На него возложены задачи координации всех федеральных программ правоохранительной деятельности и предупреждения преступности. Атторнеи дают также заключения по законопроектам.
В США последовательно осуществляются меры по развитию правового статуса прокуроров, введению в уголовном процессе норм, значительно усиливающих положение государственного обвинителя. Таким образом, деятельность американских прокуроров многогранна и многофункциональна.
В Англии в системе государственных учреждений нет органов прокуратуры, но есть службы и должностные лица, которые осуществляют отдельные функции, свойственные прокурорскому надзору. Так, к числу названных субъектов следует отнести Службу государственных обвинителей и генерал-атторнея.
Во Франции прокуратура является частью судебной власти. Она возбуждает уголовное преследование, осуществляет контроль за предварительным следствием. Должностные лица и агенты полиции находятся под надзором прокурора. Он может поручить им собирание любых сведений, которые считает полезными в интересах наилучшего отправления правосудия. Также он поддерживает обвинение в суде, при этом следует заметить, что прокурор в суде - фигура особая. На прокурора не распространяется понятие «стороны». Прокурор наравне с судьей может задавать подсудимому и свидетелям вопросы в любой момент допроса, причем вопросы прокурора не подлежат отводу. Прокурор может воздействовать на решения о квалификации полицейских служб, вправе отстранять их от должности в случае нарушений служебной дисциплины и требований закона.
В ФРГ прокуратура создана по французской модели, она может истребовать от любого государственного органа необходимую информацию, осуществлять расследование самостоятельно либо поручить выполнение следственных действий службам полиции. Прокурор вправе проводить допрос обвиняемого, свидетелей, эксперта и завершить расследование либо путем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения, либо путем прекращения дела.
В начале 80-х гг. в Германии роль прокуратуры существенно возросла: были созданы специальные отделы по расследованию тяжких, государственных, политических и экономических преступлений. Прокуратура в ФРГ также выполняет задачи координации деятельности правоохранительных органов.
В Швеции расследование подавляющего числа дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел — прокуратура. Прокурор вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, тем самым, признав себя виновным.
В настоящее время введен офис прокурора по экономическим преступлениям, к функции прокуратуры отнесен также надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы.
В Португалии прокуратура в государственном устройстве страны занимает такое же место, как в России и Казахстане. Помимо всего ей положено: обеспечивать по долгу службы защиту наемных работников и их семей и защищать их социальные права; брать на себя (в установленных случаях) защиту коллективных и общих интересов; надзирать за конституционностью нормативных актов; участвовать в процедурах по банкротству и несостоятельности, а также в других процедурах, касающихся государственных интересов; наблюдать за процессуальной деятельностью уголовной полиции; поощрять и осуществлять акции по предупреждению преступности.
Не меньше функций содержится в Органическом статусе прокуратуры Испании, где прокуратура является самостоятельным органом, представляющим государство и охраняющим законность.
В Японии прокуроры обладают чрезвычайно широкими дискреционными полномочиями. Прокурор может по своему усмотрению воздержаться от обвинения в отношении лица, совершившего преступление и приостановить судебное преследование. По действующим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.
В Мексике на прокурора возлагается санкционирование арестов, сбор и представление доказательств вины привлекаемых к ответственности лиц. В Бразилии прокурор, помимо поддержания государственного обвинения, осуществляет и административный контроль по вопросам, касающимся гражданских свобод, защиты общественных интересов и коллективных прав. Прокурорские Работники назначаются пожизненно, и они отвечают за правопорядок, социальные и неотъемлемые личные интересы.
Из правового положения и функций прокуратуры вышеуказанных государств не прослеживаются единые стандарты построения и деятельности прокуратуры в мире как с организационной, так и с функциональной точек зрения. Общими для всех являются только возбуждение уголовного преследования, поддержание обвинения по уголовным делам, участие в гражданском (коммерческом) процессе в публичных интересах, обжалование судебных решений по уголовным и гражданским делам.
Участники многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (8—9 января 1997 г.), пришли к выводу, что изменение статуса, структуры, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является. По мнению большинства ученых, исследовавших проблемы прокурорского надзора, наиболее оптимальный путь правового развития заключается во взаимном обогащении различных правовых систем, когда заимствуются отдельные, доказавшие свою полезность и эффективность правовые институты, но при этом в неприкосновенности сохраняются свои национальные институты.
Согласно документам Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности (1990 г.), каждая система должна быть совместима с культурой и историей страны, принимаема тем обществом, в котором функционирует прокуратура. Если бы имелась необходимость в унификации органов прокуратуры в единый демократический стандарт, утвердившийся в остальном мире, первой бы высказалась Международная Ассоциация Прокуроров (МАП), учрежденная в июне 1995 г. со штаб-квартирой ООН в Вене, которая объединяет индивидуальных и организационных членов из более чем 70 стран, включая Казахстан. Потому в последние годы европейское сообщество начало отходить от односторонней оценки роли прокуратуры, признавая ее уникальность в национальной властной системе. Более того, панъевропейская конференция «Прокуратура в Европе в XXI» (Страсбург. 22—24 мая 2000 г.) в итоговом документе отметила, что исключительно уголовная сфера была бы слишком ограниченной, поэтому следует рассмотреть роль прокуроров в области гражданского, коммерческого и социального права.
В процессе реализации правовой политики Республики Казахстан, несомненно, возможны определенные коррективы в статусе и функциях прокуратуры, оптимизация отдельных отраслей прокурорского надзора, но при этом реформирование прокуратуры должно идти эволюционным путем в соответствии с объективными потребностями правовой системы страны.
Контрольные вопросы
1. Какие исторические предпосылки явились причиной образования и реформирования органов прокуратуры?
2. Как происходило развитие органов прокуратуры в советский период?
3. Какие исторические этапы прошли органы прокуратуры Казахстана в своем становлении и развитии?
4. Какова перспектива органов прокуратуры Казахстана?
5. В чем заключается сущность организации и деятельности органов прокуратуры в зарубежных странах?[kgl]
[gl]ГЛАВА 3 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ[:]
Цель: Рассмотреть содержание принципов организации и деятельности органов прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры, функции и основные направления деятельности органов прокуратуры и акты прокурорского надзора
Структура лекции:
1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
2. Система и структура органов прокуратуры. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры
3. Акты прокурорского надзора