Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Органолептические свойства воды определяют с помощью органов чувств, что позволяет установить цветность, прозрачность или мутность, запах и вкус воды.
Физико-химические свойства воды разнообразны. Выбор физико-химических методов зависит от цели исследования воды. Физико-химические показатели воды делят на обобщенные и специальные. К обобщенным физико-химическим показателям относят температуру, реакцию, общую жесткость и степень минерализации (по сухому остатку) воды. К специальным относят содержание каких-либо химических веществ (пестицидов, нефтепродуктов и пр).
Микробиологические и паразитологические показатели: общее микробное число (как показатель массивности бактериального загрязнения, в основном, за счет сапрофитных бактерий[22]); коли-индекс (как показатель фекального загрязнения, указывающий на возможность поступления возбудителей кишечных инфекций); присутствие термотолерантных Escherichia coli, коли-фагов, патогенных бактерий, вирусов, инвазивных форм простейших и гельминтов (в первую очередь яиц и личинок геогельминтов – аскарид, влагоглава, острицы; финн ленточных червей Cestoidea (Diphillobothrium) и пр.
Содержание в воде питьевого качества как E. coli, так и любых болезнетворных бактерий, вирусов, простейших и яиц гельминтов недопустимо. Водный путь распространения характерен для возбудителей холеры, сохраняющих жизнеспособность в водной среде от нескольких дней до 2 недель; возбудителей сальмонеллезов, брюшного тифа и паратифов А и В, сохраняющих жизнеспособность в водной среде (открытых водоемах и канализационных сбросах) около 2-х недель[23]; возбудителей дизентерии (чаще – шигеллы Флекснера), сохраняющих жизнеспособность в водной среде несколько дней; возбудителей лямблиоза (цист Lamblia intestinalis); возбудителей амебиаза (цист Entameba histolitica)[24]; возбудителей балантидиаза (цист Balantidium coli)[25]; возбудителей бруцеллеза при загрязнении открытых водоемов сточной водой с пастбищ для крупного рогатого скота, коз, овец и свиней. Возможна передача через воду, инфицированную испражнениями животных, возбудителей иерсиниоза, лептоспироза (в природных очагах). Через загрязненную фекалиями воду могут передаваться вирусы – возбудители гепатита А, полиомиелита, аденовирусные инфекции.
Санитарно-химические показатели воды характеризуютзагрязнение воды органическими веществами животного происхождения. Эти вещества характерны для содержащих испражнения человека и/или животных канализационных и сточных вод:
1). Количество растворенного кислорода в воде открытых водоемов должно составлять не менее 5 мг/л. Чем больше органическое загрязнение воды, тем меньше в ней растворенного кислорода[26].
2). Биохимическая потребность воды в кислороде (БПК) – это величина снижения количества растворенного в воде кислорода за определенный период времени (обычно 5 суток – БПК5 или 20 суток – БПК20) при выдерживании проб воды в лабораторных условиях в герметично закрытой посуде. БПК является показателем загрязнения воды нестойкими органическими веществами.
Для воды загрязненного открытого водоема БПК5 составляет 100%. Так, если количество поглощаемого водой кислорода превышает 4 мг/л за 5 дней (БПК5 > 4 мг/л), то такую воду использовать для питья нельзя;
- если количество поглощаемого водой кислорода составляет 1-2 мг/л за 5 дней (БПК5 = 1-2 мг/л), то такая вода пригодна для использования в качестве питьевой.
3). Окисляемость воды (перманганатная ) - это показатель свежего органического, в т.ч. фекального, загрязнения воды, который определяется по способности органических компонентов воды окисляться атомарным кислородом, получаемым разложением перманганата калия в подкисленной воде при кипячении:
KMnO4 + H2SO4 → [O] + MnSO4 + K2SO4 + H2O.
О расходовании кислорода на окислительные процессы судят по степени осветления окрашенной марганцовкой в розовый цвет воды. В соответствии с санитарными требованиями расход молекулярного кислорода (т.е. окисляемость перманганатная) должен составлять для воды из артезианских источников до 2 мг/л, грунтовых вод – до 4 мг/л, воды из открытых водоемов – до 7 мг/л.
4). Количество азотсодержащих неорганических веществ (солей аммония, нитритов и нитратов, составляющих т.н. "белковую триаду"), образующихся в воде в процессе минерализации азотсодержащих органических веществ:
белки → полипептиды → аминокислоты →
→ NH3 (NH4+) ® NO2- ® NO3-.
Разложение белков до аминокислот осуществляется в естественных условиях аэробно с участием сапрофитов и других обитателей водоема. Аммонизация (образование аммиака и ионов аммония из простых органических молекул) осуществляется анаэробно. Нитрификация (образование нитрит- и нитрат-ионов) осуществляется аэробно с участием B. nitrisamonas и B. nitribacter. Обнаружение ионов аммония NH4+ (аммиака NH3) в воде в концентрации, превышающей ПДК, свидетельствует об эпидемической опасности воды, обусловленной свежим органическим загрязнением. Обнаружение нитрат-ионов NO3- в воде в концентрации, превышающей ПДК, установленному по санитарно-токсикологическому показателю в пересчете на азот, говорит о том, что процесс минерализации белков завершен. Обнаружение всех трех компонентов белковой триады в концентрациях, превышающих ПДК, свидетельствует о постоянном источнике органического загрязнения, как правило, обусловленном поступлением в воду канализационных или сточных вод[27].
5). Содержание хлоридов [28] в питьевой воде в концентрации, превышающей 30-50 мг/л, является сопутствующим признаком присутствия канализационных или сточных вод из помещений для скота в сочетании с нарушением перечисленных выше санитарно-химических показателей и присутствия в воде кишечной палочки.
Превышение ПДК указанных выше санитарно-химических показателей в сочетании с нарушением показателей эпидемической безопасности воды, свидетельствующих о загрязнении воды в первую очередь кишечной палочкой, является признаком фекального загрязнения воды.