сон, повлекший аварию или крушение из-за того, что в нарушение правил безопасности он сознательно взял на себя управление источником повышенной опасности в уставшем, сонном состоянии, волимость поведения не исключает.
Гипноз может лишать исполнителя преступления воли, если судебная психолого-гипнологическая экспертиза это установит1.
Для бездействия в отличие от действия требуются дополнительные признаки, а именно долженствование действовать, дабы предотвратить наступление вреда, и фактическая возможность действовать.
Понятие «деяние» по УК охватывает как действие (бездействие), так и причиненные им общественно опасные последствия. Статья 7 УК 1960 г. вкладывала в содержание деяния только действие или бездействие, о чем свидетельствует наличие скобок после слова «деяние». В такой редакции из деяния выпадали общественно опасные последствия. Это не согласовывалось с логическим толкованием слов «посягательство», «посягающее на правоохраняемые интересы», так как посягнуть всегда означает причинить тот или иной вред (ущерб) объектам посягательства. На вредные последствия приходится более 4/5 элементов, входящих в систему «общественная опасность» деяния, поэтому в действующем УК скобки устранены, и деяние включает как действие и бездействие, так и последствия. Теперь не потребуется прибегать к расширительному толкованию вопреки содержанию скобок по прежнему Кодексу, чтобы согласовать понятие «преступление» в Общей части с конструкцией составов преступлений в Особенной части УК. В диспозициях норм Особенной части действующего УК говорится: «деяния», «те же деяния», «деяние, предусмотренное соответствующей статьей»2.
Итак, преступление — это деяние. Деяние суть действие или бездействие, причинившее общественно опасное последствие. Последствия возможны в виде физического или психического вреда личности, нарушения общественной безопасности, имущественного ущерба личности, обществу, государству либо дезорганизации функционирования тех или иных объектов. Действие и бездействие представляют собой виды человеческого поведения, поэтому им присущи все его психологические и физиологические свойства. Лицо должно об-
В юридической литературе предлагается в ч. 1 ст. 40 УК признать непреодолимость психического принуждения, в силу которого действие или бездействие загипнотизированного лица лишены волевого характера (см.: Чечелъ Г., Седых Л. Особенности квалификации преступлений, совершенных загипнотизированным лицом // Уголовное право. 2009. № 3. С. 54-57).
В большинстве Уголовных кодексов стран СНГ сохранена прежняя формулировка: «деяние (действие или бездействие)».
Глава VII. Понятие преступления. Категории преступлений
ладать свободой выбора между преступным и непреступным поведением, а его деяние должно характеризоваться волимостью и добровольностью.