Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Полет. Социальная утопия




Социально и теоретически релевантная утопия, которая состоит в преднамеренном преобразовании образов перемещения и восприятия посредством про­странственной структуры архитектуры (которая, в свою очередь, соответствует пространственным представле­ниям и онтологии, типичным в данном обществе) наи­более четко вырисовывается в проекте здания фабрики BMW в Лейпциге49. Эта фабрика произвела переворот в типологии промышленной архитектуры. Репрезента­ция иерархий смягчается за счет плавного повышения административного сектора, который пересекается с каналами перевозки и помещениями хранения продук­ции. Будто барокамера50, центральное здание, спроекти­рованное Захой Хадид, должно поддерживать иерархи­ческие отношения посредством «смешивания» рабочих

и «белых воротничков», что обусловлено самой архи­тектурой. То, что служащие пытаются вновь вернуть себе отдельное крыло под офисы, демонстрирует, что эта архитектура действительно бросила вызов существу­ющим порядкам.

В проекте виллы Spiral House («Спиральный дом»), который не был реализован, предпринималась попытка развить концепцию нового типа жилья с новым образом пространственного представления, мировосприятия, социального взаимодействия и способов перемещения. Принцип этого проекта состоит в спиралевидной кон­струкции, на которой располагаются пластины этажей и от которой только ванная комната и спальня отделены стенами, так что все приходит в движение, в отличие от традиционного однообразия, изоморфии, террито­риальности. Открытые пространства, гофрированные изогнутые стены, сглаженные функциональные грани­цы. Новые типы жилого пространства должны созда­ваться посредством новых коммуникационных кана­лов и неожиданных перспектив. Децентрализованная спираль как главный принцип ставит под вопрос наше восприятие внешнего и внутреннего, которое функцио­нирует как аналогия восприятия внешних и внутренних отношений эксцентрично-позиционального человека. Центр «Фэно» в Вольсбурге был также задуман как чуж­дый объект. Проект основан на разделении общества на дополнительные сферы общественного и частного, при этом общественное пространство плавно прохо­дит через все здание, ярусы сквозь всю объемную ло­гическую структуру, вытянутый элемент конструкции укреп ляется при помощи колонн в форме усеченного конуса. Таким образом, создается чужеродный кратер­ный ландшафт с применением столь же странных мате­риалов – целая неизведанная страна, которую еще пред­стоит освоить.

С общим образом этой архитектуры связано даль­нейшее развитие современной архитектуры и ее обще­ства: в современной архитектуре преобладают статич­ные кубические формы и пространства, похожие друг на друга, которые демонстрируют условность точки зрения каждого индивидуума. Знание контингентно­сти общественных правил и институтов не приводит к использованию открытых свободных пространств, скорее, к отказу от них в пользу неясных, организован­ных по принципам Евклида, функций и путей51. Хадид абсолютно принадлежит традиции, она увлечена разви­тием науки, инженерии, техники, что обуславливается искусственностью современности, сложностью обще­ства. Искусственность деконструктивизма еще более радикальна, реализуются проекты, которые, с точки зрения статики, реализовать невозможно. В качестве основной темы в архитектуре модерна использовалась тема «парения/ зависания», но не динамичного, а ско­рее, неподвижного парения над Землей52. Цель декон­структивистов, которую они ставят при создании проек­тов с «деформированным» пространством, заключается в том, чтобы заместить представления о «контейнер­ных» отсеках при помощи «плавно текущего» простран­ства, которое формирует другую точку зрения и отно­сит социальную перемену в разряд основных категорий социальных отношений. Появление новых взглядов на мир соответствует этому этапу: меняются отношения с миром и с самим собой в децентрализованной неие­рархичной пространственной перспективе.

С точки зрения социальной теории, эта архи­тектура делает ставку на скрытую силу структурно пространственной формы, чтобы конденсировать со­циальную торговлю и общество и добиться «открытого общества» с точки зрения пространственных ощущений.

Страны. Общественная реальность

Утопические моменты, которые могут служить в качестве непрямых показателей особенностей совре­менного общества, нужно понимать как отражение об­щественной реальности. Речь здесь идет о закреплении утопии в действительности капиталистического обще­ства. Общество, которое делает возможным существо­вание такой архитектуры и живо откликается на нее, должно быть «научным обществом»: ведущими отрасля­ми науки должны быть информатика и биотехнология, по-видимому, оно должно быть охвачено новыми раз­делами науки и новыми техническими возможностями, и не в последнюю очередь – космонавтикой. В то же вре­мя эта архитектура является отражением современного общества настолько, насколько оно может быть описа­но как «информационное общество». Только благодаря новым средствам проектирования стала возможна реа­лизация этой архитектуры. И, несмотря на то, что она задумывается для массового общества, нельзя себе пред­ставить, чтобы она была доминирующей: это может быть лишь чужеродный объект организованного мира, чуже­родный объект внутри обур жуазившегося общества. Эта архитектура указывает не столько на массовое общество первой половины ХХ века, сколько на буржуазное обще­ство после того, как оно, в тоталитарных попытках упо­рядочения, стало контингентным53. Таким образом, об­

щество в сфере архитектуры выработало новый подход к контингентности: речь идет о росте контингентности, что сопровождается отрезвлением утопических идей, наблюдаемом на научном уровне, когда начинаются со­циальные перемены. Тогда проектируют «скрытые» уто­пии, которые единым порывом должны изменить мир54. Это поддерживается зрелищной архитектурой, которая зарождается параллельно с «экономикой внимания»55. Такую экономику можно оценить из двух разных углов: либо с точки зрения очевидного, либо скрытого. Очевид­ная функция такой архитектуры – реклама, которая на­правлена на предприятия в потребительском обществе56. А скрытая функция состоит в «затемнении» классового общества (здесь анализ пересекается с критической теорией). Архитектура, в данном случае, обнаружива­ет в себе сходство, близость с современными теориями управления. Она их олицетворяет, функционирует со­гласно этой логике и привносит в повседневность явно и очевидно «третью составляющую капиталистического духа». Как архитектура модерна была охвачена рациона­листическими стратегиями Тейлора и Форда, так и архи­тектура деконструктивизма охвачена постфордистским сокращением иерархий, усилением коммуникаций, гиб­костью, креативностью и собственной ответственно­стью57. Этой новой картине капитализма соответствует

изменившееся представление об обществе, которое больше не описывается как «классовое». Еще более дей­ственно, чем литература о менеджменте и управлении, в пользу этого представления пропагандирует архитек­тура, выделяя соответствующие метафоры (ризом, сеть, динамика, поток)58. Изменяя динамический облик и от­крытую функцию, архитектура воспроизводит картину общества, обозначенную ведущими отраслями науки, формирует новые представления о субъектах и онтоло­гию и, таким образом, сглаживает социальное неравен­ство. Стоит также рассмотреть общественный интерес к космонавтике. «При практическом господстве миром сверху все земные формы расселения и строительства, как, впрочем, и все приобретенное человеком от при­роды, имеет доселе неизвестный характер. Они, в самом прямом смысле этого слова, относительны»59. Это было сказано Хельмутом Плесснером в 1949 году по поводу воздушных войн. Архитектура деконструктивизма ре­шает вопрос изменений форм строительства иначе. Эта децентрализированная, обыгрывающая «космические метафоры» архитектура сама стала эксцентричной, со­ответствуя нашей саморефлексии и общественной си­туации, которые вызывает развитие науки и техники. Открытая форма новой архитектуры соотносится с этим новым завоеванием земного пространства. Общество, ушедшее от своей религиозности, познает, что, «воз­можно, существуют еще другие формы жизни и разви­тия». Философская антропология является адекватной теоретической выкладкой данного положения (не вдава­ясь в детали), деконструктивизма и его архитектурного

воплощения. «То, что воплощается в архитектуре – это потеря страха перед вертикалями, их использование в качестве направления движения и соотнесения с дей­ствительностью, развитие окружающего мира, больше не связанного с определенной ограниченной террито­рией – более того, негоризонтального, без определения «верха» и «низа»60.

Будет ли утопия реализована в жизнь – остается ожидать, вопреки Карлу Манхейму, призывавшему от­казаться от иллюзий. С точки зрения социологии ар­хитектуры, которая анализирует облик построек, де­конструктивизм, в любом случае, не просто научное противоборство. С точки зрения философской антро­пологии, речь идет о форме выражения человеческого духа, которая должна восприниматься всерьез, а с точки зрения социологии – о стратегии социальных перемен, которую необходимо анализировать. При этом архи­тектура классического модерна должна была бы описы­ваться как нерефлексивная попытка создания порядка, «родины» и дисциплинаризации (Фуко, Элиас). Из-за не­постижимости эксцентрично позиционированного че­ловека никогда нельзя говорить о «конце» архитектуры; остается неизвестным, как она – сейсмограф общества и важная часть социальных процессов – будет развивать­ся в дальнейшем.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 585 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.