Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


VII. «аключение




VII.1. ¬се сказанное наводит на мысль о том, что архитектура склонна изобретать Ђсловаї дл€ означива≠ни€ Ђфункцийї, не ею установленных.

Ќо можно придти и к пр€мо противополож≠ной мысли: архитектура, коль скоро выделен вне нее существую щий код функций, которые она осуществ≠л€ет и означивает, опира€сь на систему стимулов≠означающих и предписыва€ законы событи€м, заставит, наконец, человечество жить по-другому.

ѕеред нами два противоположных мнени€, и оба ошибочны, ибо они фальсифицируют представление о миссии архитектора. ¬ первом случае архитектор все≠го лишь исполнитель решений социологов и политиков, которые решают где-то там за него, а он всего лишь по≠ставл€ет Ђсловаї дл€ говорени€ Ђвещейї, ход которых не он предопредел€ет.

¬о втором случае архитектор (известно, насколько эта иллюзи€ сильна в современной архитектуре) стано≠витс€ демиургом, творцом истории38.

ќтвет на это уже содержалс€ в выводах, к которым мы пришли выше Ц архитектор проектирует первичные подвижные функции и вторичные открытые.

VII.2. ¬опрос про€снитс€, если мы обратимс€ к прекрасному примеру Ц Ѕразилиа. –ожденна€ в ис≠ключительно благопри€тных обсто€тельствах с точки зрени€ архитектурного проектировани€, максимально свободного в прин€тии решений, Ѕразилиа была зате€≠на по решению политиков буквально с нул€ и задумана как город, призванный воплотить новый стиль жизни и одновременно сделатьс€ посланием человечеству, го≠род, в котором осуществ€тс€ идеалы демократии, город≠первопроходец, прокладывающий пути в неведомое, победа национального самосознани€ молодой страны, пребывающей в поисках своего собственного лица.

Ѕразилиа должна была стать городом равных, горо≠дом Ѕудущего. —проектированна€ в форме самолета или птицы, простирающей свои крыль€ над приютившим ее плоскогорьем, она сосредоточила в своем фюзел€же, или туловище, все то, что относитс€ к осуществлению вторичных функций, преобладающих по отношению к первичным: расположенные в центральной части ад≠министративные здани€ были призваны коннотировать прежде всего символические ценности, вдохновленные стремлением молодой Ѕразилии к самоопределению. Ќапротив, два крыла, сосредоточившие в себе жилые массивы, должны были обеспечить преобладание пер≠вичных функций над вторичными. ќгромные блоки жилых массивов, вдохновленные Ће  орбюзье супер≠кварталы должны были позволить как министру, так и курьеру (Ѕразилиа Ц город чиновников) проживать бок о бок и пользоватьс€ одними и теми же службами, которые каждый блок, состо€щий из четырех зданий, предоставл€л своим жильцам (от супермаркета до церк≠ви, школы, клуба, больницы и полицейского участка).

¬округ этих блоков пролегают автострады Ѕра≠зилиа, такие, какими их хотел видеть Ће  орбюзье Ц без перекрестков с широкими разв€зками в форме четы≠рехлистника.

јрхитекторы тщательно изучили системы функ≠ций, потребных образцовому городу Ѕудущего (они согласовали биологические, социологические, полити≠ческие, эстетические данные, коды узнавани€ и ориен≠тации, принципы организации движени€ транспорта и т.д.), и перевели их в архитектурные коды, изобрет€ системы означающих, легко укладывающиес€ в тра≠

диционные представлени€ (избыточные, насколько это допустимо) и все же артикулирующие новые воз≠можности, хот€ и в разумных пределах. —имволы, ар≠хетипы (птица, обелиск) инкорпорировались в новую образную систему (копьевидные пилоны и четырех≠листники); собор, выстроенный не по традиционным типологическим схемам, все же чем-то напоминал ар≠хаические иконографические кодификации (цветок, раскрывшиес€ лепестки, пальцы, сложенные в крест≠ном знамении, и даже фасци€ как символ единства штатов).

VII.3. » все же архитекторы не избежали ни одной из двух ошибок, упом€нутых в начале этого параграфа: они некритически подошли к социологическим выклад≠кам, означив и коннотировав их так, как это им было удобно, полага€, что самого факта, что Ѕразилиа постро≠ена именно так, а не иначе, будет достаточно дл€ того, чтобы истори€ ей покорилась.

Ќо по отношению к структуре, именуемой Ѕрази≠лиа, событи€ стали развиватьс€ независимо, в своем собственном направлении, твор€ при этом свои соб≠ственные социо-исторические контексты, в которых одни функции упраздн€лись, а другие, непредвиденные, занимали их место.

ј) —троителей Ѕразилиа, которые должны были в нем проживать, оказалось много больше, чем предна≠значенных дл€ них мест. » таким образом вокруг города возник район Ѕандейранте Ц убога€ фавелла, огромный slum из бараков, притонов, злачных мест.

Ѕ) ёжные суперкварталы построены раньше и лучше, чем северные, последние сооружены на ско≠рую руку и, хот€ они и моложе, уже выказывают призна≠ки обветшани€. », как следствие, занимающие высокие должности чиновники предпочитают жить в южной ча≠сти, а не в северной.

¬) „исло переселенцев превысило запланирован≠ное, и Ѕразилиа не смогла вместить всех, кто в ней ра≠ботает. “ак возникли города-спутники, которые в счи≠танное число лет увеличили количество населени€ в дес€ть раз.

√) ѕромышленные боссы и крупные частные предприниматели, не ставшие жител€ми суперкварта≠лов и, тем паче, не поселившиес€ в городах-спутниках, расположились на авеню параллельно двум крыль€м су≠перкварталов в коттеджах, тем самым обеспечив себе неприкосновенность частной жизни в отличие от ком≠мунитарной и социализованной жизни суперквар≠талов.

ƒ) „тобы поселить всех прочих, на больших про≠странствах на краю города были выстроены маленькие домики, в которых обитатели slum не очень-то хотели селитьс€ из-за бо€зни регламентации их жизни.

E) ”празднение перекрестков и удлинение пеше≠ходных путей привело к тому, что улицы оказались пред≠назначенными только дл€ тех, кто передвигаетс€ в ав≠томобиле. –ассто€ни€ между суперкварталами, а равно между суперкварталами и Ђтуловищемї, затрудн€ют под≠держание св€зей и подчеркивают неравноценность зон обитани€.

“аким образом, как и показывают исследовани€ по проссемике, размещение в пространстве становитс€ фактом коммуникаций, и больше, чем в каком-либо дру≠гом городе, в Ѕразилиа социальный статус индивида за≠висит от места, в котором он проживает и из которого ему не так просто выбратьс€.

VII.4. ¬ результате Ѕразилиа из социалистического города, каким она должна была быть, сделалась образцом социального неравенства. ѕервичные функции стали вторичными, а последние изменили значение. ќбщежи≠тельна€ идеологи€, которую должен был источать весь об≠

лик города и даже вид отдельных зданий, уступила место другому облику совместной жизни. » это при том, что ар≠хитектор ни в чем не отошел от своего первоначального замысла. ќднако первоначальный проект опиралс€ на си≠стему социальных св€зей, прин€тую окончательно, раз и навсегда, в то врем€ как событи€, развива€сь, изменили обсто€тельства, в которых происходит интерпретаци€ архитектурных знаков, и следовательно, общий смысл этого города как факта коммуникации. ћежду временем, когда означающие формы были задуманы, и мигом, ког≠да они стали восприниматьс€, протекло врем€, вполне достаточное, чтобы изменить социально-исторический контекст. » никака€ созданна€ архитектором форма никогда не сможет воспреп€тствовать тому, чтобы со≠быти€ пошли как-то иначе, чем предполагалось; равным образом изобретение форм, отвечающих требовани€м, предъ€вл€емым социологами и политиками, превращает архитектора в их пассивное орудие.

Ќо в отличие от социолога и политика, которые труд€тс€ во им€ изменени€ мира в пределах вполне обо≠зримого будущего, архитектор необ€зательно призван измен€ть мир, однако он должен уметь предвидеть Ц за пределами непосредственно обозримого будущего Ц изменчивый ход событий вокруг его творени€.

–ассужда€ теоретически и, быть может, несколько парадоксально, скажем, что будь Ѕразилиа городом буду≠щего, ее следовало бы поставить на колеса или постро≠ить из заготовок, которые можно было бы монтировать по-разному, а то еще использовать такие пластичные формы, которые бы мен€ли свое значение в зависимо≠сти от ситуации; но она воздвигнута на века, как мону≠мент из бронзы, и раздел€ет судьбу всех великих пам€т≠ников прошлого, которые истори€ переосмысливает, преобража€ их, меж тем как они сами намеревались пре≠образить историю.

VII.5. ¬ тот миг, когда архитектор ищет код архи≠тектуры вне архитектуры, он должен уметь находить та≠кие означивающие формы, которые могли бы удержать≠с€ во времени, удовлетвор€€ разным кодам прочтени€. ѕотому что исторические обсто€тельства, в которых он живет и творит, вы€вл€€ соответствующие коды, го≠раздо менее долговечны, чем значащие формы, на кото≠рые его вдохновл€ет открытый им код. јрхитектор при≠нимает во внимание советы социологов, физиологов, политиков, антропологов, но, располага€ формы в соот≠ветствии с их требовани€ми, он должен предвидеть воз≠можную несосто€тельность их теорий, учитыва€ в своей работе возможную погрешность. » при этом он должен понимать, что его задача состоит в том, чтобы предви≠деть и учитывать движение истории, а не двигать ее.

 онечно, архитектурна€ коммуникаци€ содей≠ствует изменению жизненных обсто€тельств, но это не единственна€ форма праксиса.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1340 - | 1109 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.