Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Архитектура: вид массовой коммуникации.




1. Риторика в архитектуре

V.1.1. Если архитектура представляет собой систе­му риторических правил, призванную выдавать потре­бителю те решения, которых он от нее ожидает, пусть слегка приправленные новизной и неожиданностью, то чем тогда архитектура отличается от других видов массовой коммуникации? Мысль о том, что архитектура является одной из форм массовой коммуникации, рас­пространена достаточно широко22. Деятельность, об­ращенная к разным общественным группам с целью удо­влетворения их потребностей и с намерением убедить их жить так, а не иначе, может быть определена как мас­совая коммуникация даже и в самом расхожем обыден­ном смысле слова без привлечения соответствующей со­циологической проблематики.

V.1.2. Но даже если привлечь эту самую пробле­матику, все равно архитектура предстанет наделенной теми же характеристиками, что и массовая коммуника­ция23.

1) Архитектурный дискурс является побудитель­ным, он исходит из устойчивых предпосылок, связыва­ет их в общепринятые аргументы и побуждает к опре­деленному типу консенсуса (я согласен организовать свое пространство проживания так, как ты мне это советуешь сделать, потому что эти новые формы мне понятны и потому что твой пример убеждает меня, что живя так, как ты, я буду жить еще удобнее и комфорта­бельнее).

2) Архитектурный дискурс является психологиче­ским; с мягкой настойчивостью, хотя я и не отдаю себе отчета в том, что это насилие, мне внушают, что я дол­жен следовать указаниям архитектора, который не толь­ко разрабатывает соответствующие функции, но и на­вязывает их (в этом смысле можно говорить о скрытых внушениях, эротических ассоциациях и т.п.).

3) Архитектурный дискурс не требует углублен­ной сосредоточенности, потребляясь так, как обычно потреб ляются фильмы, телевизионные программы, ко­миксы и детективы (так, как никогда не потребляется искусство в собственном смысле слова, которое предпо­лагает поглощенность, напряженное внимание, благого­вение перед произведением, без которого нет понима­ния, уважения к авторскому замыслу)24.

4) Архитектурное сообщение может получать чуж­дые ему значения, при этом получатель не отдает себе отчета в совершившейся подмене. Тот, кто видит в Ве­нере Милосской возбуждающий эротический объект,

«Рассредоточенность и собранность настолько противополагаются друг другу, что можно сказать, что тот, кто внутренне собирается перед произведением искусства, тому оно раскрывается, и напротив, расслабленная масса вбирает его в себя и перемалывает. И более всего это видно на примере строений. Архитекту­ра всегда была таким искусством, которое потребляется коллективно и бездумно» (Walter Benjamin. L'opera d'arte nell epoca della sua riproducibilità tecnica. – Torino, 1966).

понимает, что подменяет ее исходную эстетическую функцию, но тот, кто пользуется венецианским Двор­цом дожей как укрытием от дождя или размещает сол­дат в заброшенной церкви, не осознает совершенной им подмены.

5) И в этом смысле архитектурное сообщение пред­полагает как максимум принуждения (ты должен жить так), так и максимум безответственности (ты можешь использовать это сооружение, как тебе вздумается).

6) Архитектура подвержена быстрому старению и меняет свои значения; чтобы это заметить, не надо быть филологом; иная судьба у поэзии и живописи, а вот с модами и шлягерами происходит то же самое.

7) Архитектура живет в мире товаров25 и подверже­на всем влияниям рынка гораздо больше, чем любой дру­гой вид художественной деятельности, но именно так, как им подвержены продукты массовой культуры. Тот факт, что художник связан с галерейщиками, а поэт – с издателями, влияет практически на их работу, но ни­когда не предопределяет сути того, чем они занимаются. Действительно, художник-график может рисовать для себя и своих друзей, поэт – написать свои стихи в един­ственном экземпляре и посвятить их своей возлюблен­ной, напротив, архитектор, если только он не занимает­ся проектированием утопий, не может не подчиняться технологическим и экономическим требованиям рынка даже в том случае, если он намерен им что-то противо­поставить.

2. Информация в архитектуре

V.2.1. Однако тот, кто взглянет на архитектуру без предубеждения, обязательно почувствует, что она

все же что-то большее, чем форма массовой коммуника­ции (таковы некоторые явления, родившиеся в сфере массовой коммуникации, но покинувшие ее благодаря со­держащемуся в них заряду идеологического несогласия).

Конечно, архитектура представляет собой убеж­дающее сообщение конформистского толка, и в то же время она обладает неким познавательно-творческим потенциалом. Она всегда держит в поле зрения обще­ство, в котором живет, но подвергает его критике, и вся­кое подлинное произведение архитектуры привносит что-то новое, будучи не просто хорошо отлаженным механизмом для проживания, соозначающим соответ­ствующую идеологию, но самим фактом своего суще­ствования ставя это общество, способы проживания и обосновывающую их идеологию под вопрос.

В архитектуре используемая в целях убеждения архитектурная техника в той мере, в которой она дено­тирует определенные функции, и в той мере, в которой формы сообщения составляют единое целое с материа­лом, в котором они воплощаются, начинает означать са­мое себя именно так, как это происходит с эстетическим сообщением. Означая самое себя, она в то же самое вре­мя информирует не только о функциях, которые она означает и осуществляет, но и о способе, которым она намерена их денотировать и осуществлять.

Цепная реакция семиозиса превращает стимул в де­нотацию, денотацию – в коннотацию (а систему дено­таций и коннотаций – в авторефлексивное сообщение, в свою очередь соозначивающее намерения архитекто­ра) – так в архитектуре стимулы, оставаясь стимулами, в то же время оказываются идеологически насыщенны­ми. Архитектура соозначивает ту или иную идеологию проживания, и, следовательно, убеждая в чем-то, она тем самым открывается интерпретирующему прочтению, расширяющему ее информационные возможности.

Она говорит что-то новое в той мере, в которой пытается заставить жить по-новому, и чем более она стремится заставить жить по-новому, тем более убежда­ет сделать это, артикулируя вторичные коннотирован­ные функции.

V.2.2. В этой перспективе и следует рассматривать проблему styling. Styling, как мы в этом уже убедились, может представлять собой – и в большинстве случаев представляет – наложение новых вторичных функций на неизменные первичные. С виду он информативен, но на самом деле всего лишь подтверждает давно извест­ное при помощи новой тактики убеждения. Все это чи­стой воды пропаганда, осторожная стратегия обработ­ки общественного мнения.

Но в некоторых случаях ресемантизация объекта, которая и осуществляется при помощи styling, может предстать как попытка приписать ему при помощи об­новленных вторичных функций новое идеологическое содержание. При этом, как нам известно, функция оста­ется неизменной, но сам способ рассмотрения объекта в системе других объектов, во взаимосвязи их значений и в соотнесении с повседневной жизнью, меняется.

Автомобиль с обновленным дизайном, отныне предназначающийся всем и каждому, а на самом деле располагающий все тем же мотором, все теми же не­изменными первичными функциями, который ра­нее выступал как символ классовой принадлежности, и вправду становится чем-то иным. Styling перекоди­фицировал первичную функцию, изменив назначение объекта.

Напротив, если речь идет об откровенном повто­ре, сменившем всего лишь коннотативные одеяния со­общения, денотирующего то же самое, что и прежде, тогда styling не более чем избыточная пропагандистская риторика. Сообщая что-то в системе наших риториче­

ских ожиданий, этот дискурс ничего не меняет в систе­ме наших идеологических ожиданий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 807 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2307 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.