Существуют четыре класса кросс-культурного объяснения кросс-культурных различий в реакциях на простые сенсорные стимулы:
4 См. Oliver, 1934.
1 условия физического окружения, кото-
рые непосредственно влияют на систему органов чувств,
2 условия окружающей среды, которые влияют на систему органов чувств опосредованно,
3 генетические факторы и
4 культурные различия во взаимодействии
с окружающей средой.
Пример прямого влияния физических условий можно найти у Рьюнинга и Уо-ртли5. Они сообщали о лучшей остроте слуха в диапазоне более высоких частот (до 8 000 Гц) у бушменов Калахари, чем в контрольных данных для Дании и США. Различия были более убедительны для старших респондентов, что позволило предположить, что в пустыне Калахари с возрастом слух ухудшается меньше. Рьюнинг и Уортли подчеркивали, что другие факторы, как, например, диета, могли бы предоставить альтернативное объяснение. И все же они были склонны считать низкий уровень внешних шумов в Калахари критическим фактором, ссылаясь на выводы других авторов о медленном ухудшении слуха в неиндустриальных обществах. Наряду с этим можно указать, что Уортли и Хамфрисс6 не обнаружили, что у бушменов выше острота зрения (хотя корректирующие линзы были нужны им реже), чем у урбанизированных групп в Южной Африке.
Косвенное влияние фактора окружающей среды, а именно плохое питание, попало под подозрение, когда было обнаружено, что чернокожие новобранцы южноафриканской горнодобывающей промышленности адаптируются к темноте медленнее белых южноафриканцев7.
5 См. Reuning & Wortley, 1973.
6 См. Wortley & Humphriss, 1971.
7 См. Wyndham, 1975.
Считалось, что неполноценность питания могла привести к низкому уровню витамина А. (Низкий уровень этого витамина приводит к плохому функционированию палочек сетчатки, которые обеспечивают зрение в условиях слабого освещения). Когда перемена диеты не привела к ожидаемому улучшению, было сделано предположение о том, что многие шахтеры, возможно, страдают от доклинической формы заболевания печени (цирроза), которая, в свою очередь, ассоциировалась с высокой вероятностью заболеваний пищеварительного тракта в раннем детстве. Этот пример информативный, так как в нем упомянуты оба главных фактора, которые в настоящее время считают причинами культурных различий в чувствительности или моторной деятельности, а именно — дефицит питания и болезни. Понятно, что определенные болезни могут ослаблять поведение, даже если нет явных признаков клинических симптомов. Это было показано как для психомоторных, так и для когнитивных способностей в исследованиях по влиянию эндемического зоба8. Зоб — это увеличение щитовидной железы, которое вызвано дефицитом иода. Он ассоциируется с кретинизмом — синдромом, который характеризуется умственной отсталостью и неврологической ненормальностью. Блейхродт и его коллеги установили и в Индонезии, и в Испании, что не страдающие явными недугами дети в йододефицитных областях в среднем получили более низкие оценки по определенным тестам, чем дети из соседних областей, где вода содержала достаточное количество йода.
Было установлено, что некоторые генетические черты проявляются с разной частотой в различных популяциях. Наи-
8 См. Bleichrodt, Drenth & Querido, 1980.
более известными являются различия в красно-зеленой слепоте (дальтонизме). Во времена Риверса (1901) уже было известно, что случаи красно-зеленой слепоты намного реже встречались среди некоторых неевропейских групп, чем среди некоторых европейских. В теории эволюции это приписывали тем неудобствам, которые испытывают люди, страдающие цветовой слепотой — если охота или собирательство являются для них основными способами добычи средств к существованию9. В гл. 10 мы возвратимся к этой теме. Другим примером может быть неспособность ощутить вкус вещества, которые содержат фе-нилтиокарбамид или другую тиокарба-мидную группу. Около 30% европейцев ощущают «потерю вкуса» этого горького вещества. Африканцы и коренные американцы — это популяции, где имеется лишь небольшой процент тех людей, кто не ощущает этот вкус10. Еще одной иллюстрацией различной чувствительности к влиянию определенных химических соединений является «алкогольный румянец», покраснение лица, после употребления даже небольших доз алкоголя, что свойственно восточно-азиатским народам11, но редко встречается у людей европейского происхождения.
Социализация и практики инкультура-ции обычно рассматривают как основные предпосылки различий сенсорной чувствительности и распознавания. Многие из различий в ощущениях, которые упоминают в литературе, связаны скорее с социально обусловленным предпочтением или неприятием стимулов, чем со способностью к распознаванию или с порогами толерантности. Например, Ку-
9 Ср. Post, 1962, 1971.
10 См. Kalmus, 1969; Doty, 1986.
11 См. Wolff, 1972, 1973.
вано, Намба и Шик12 доказывали, что небольшие различия при оценке громкости близких шумов у японцев, британцев и западных немцев следует интерпретировать со ссылкой скорее на социокультурные факторы (насколько вы толерантны), чем с точки зрения сенсорного влияния или других переменных восприятия. В исследованиях вкуса также были обнаружены некоторые различия в предпочтениях или в гедонистическом значении сенсорных стимулов. Например, китайские респонденты оценивали сахарозу в низких концентрациях как более приятное вещество, чем американские респонденты европейского происхождения в США13. Сообщалось также о более сильном предпочтении сладкой пищи афроамериканцами. Здесь весьма очевидна роль опыта, так как предпочтение сахарозы можно регулировать с помощью диеты. Обусловливающие эксперименты также продемонстрировали, что более или менее нейтральный вкус оценивается лучше, если он сочетается с приятным запахом14.
Огромное значение имеет вопрос — являются ли видимые различия сенсорных функций достаточными сами по себе или же они имеют более широкое разветвление. Сложное поведение — это совокупность множества элементарных способностей и навыков. Дети обучаются уделять внимание определенным стимулам и усваивают определенные предпочтения, но ведет ли это, в свою очередь, к формированию более сложных способностей?
В этом контексте мы можем сослаться на мнение, которое широко распространено в колониальной Африке, о том, что африканцы в основном лучше
12 См. Kuwano, Namba & Schick, 1986.
13 См. Bertino, Beauchamp & Jen, 1983.
14 Ср. Doty, 1986, обзор.
выполняют задания на слуховое восприятие, тогда как европейцы более ориентированы на визуальные стимулы. Эта точка зрения, высказанная такими известными кросс-культурными психологами, как Бишвель и Омбредан15, представляет собой пример «гипотезы компенсации». В предыдущем разделе мы отмечали, что даже Риверс придерживался мнения, что чрезмерное внимание к сенсорным стимулам причиняет ущерб интеллектуальному развитию. Более поздние формулировки гипотез компенсации были менее содержательны — они были связаны с балансом между разнообразными модальностями. В 1960-е гг. Маклюен выделял доминирующее положение визуальной модальности у западных народов, а Уобер ввел термин «сенсотипы» для обозначения различий между культурными группами при относительном превосходстве одной сенсорной модальности над другими16.
Однако так никогда и не было представлено убедительное теоретическое объяснение культурных причин, которые могли бы привести к преобладанию слухового восприятия у африканцев. К тому же, эмпирические доказательства большого значения слуховых или кинестетических сигналов для африканцев существенно ограничены. Уобер провел независимые тесты (ср. гл. 5) со стимулами для различных чувств на выборке нигерийских респондентов и сравнил паттерны результатов с результатами респондентов из США. Он обнаружил относительно высокие оценки для про-приоцептивных сигналов, но результат вызывал сомнения из-за несовершенной методики17. Пуртинга (1971, 1972) осу-
15 См. Biesheuvel, 1943; Ombredane, 1954.
16 См. McLuhan, 1971; Wober, 1966.
17 Ср. Deregowski, 1980b.
8 Кросс-культурная психология
ществил серию экспериментов по передаче информации с соответствующими слуховыми и зрительными стимулами. Респондентами послужили чернокожие и белые южноафриканские студенты. В одном из экспериментов они оценивали яркость белого пятна и громкость чистого тона. По этим двум шкалам не было обнаружено никаких доказательств в пользу относительного превосходства чернокожих студентов по слуховым суждениям. В другом эксперименте время выбора реакции (ВВР) для оптических и слуховых стимулов использовалось, чтобы оценить уровень передачи информации для обоих чувств. Даже после весьма продолжительной практики, ВВР белых студентов оставалось меньшим. Тем не менее, эта разница была примерно одинаковой для обоих видов стимулов, так что и этот эксперимент не подтвердил положения об относительных различиях между разными чувствами при передаче информации. Начиная с 1970-х гг. такие понятия, как сенсотип или относительное преобладание слуха над зрением, по большей части, исчезли из кросс-культурной литературы по восприятию.
Кросс-культурные исследования с использованием простых сенсорных стимулов устарели в ходе бурного роста этой области после 1950-х годов. Эндор насчитал лишь 9 исследований, посвященных сенсорным основам восприятия, в библиографии, которая включала 3122 позиции по африканскому югу Сахары и охватывала период с 1960 по 1975 гг. Возможно, это даже в большей степени, чем что-либо иное, отражает современное убеждение, что сенсорные различия не очень важны. Общее впечатление, которое можно получить при изучении обширной литературы, заключается в том, что кросс-культурные различия при сен-
сорном воздействии стимулов являются скорее исключением, чем правилом. И если они наблюдаются, то для их объяснения следует поискать переменные вне системы восприятия.
В последующих разделах этой главы мы уделим внимание переменным восприятия. Если следовать традиции, то ощущение подразумевает более пассивную роль организма — как реципиента стимула, тогда как восприятие предполагает активное подключение организма в процесс выбора и упорядочивания стимулов.