Одновременное сочетание нескольких звуков образует созвучие. Аккордом называют созвучие, воспринимаемое в единстве составляющих его тонов.
Аккорд – это созвучие, состоящее из трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Каждый аккорд имеет индивидуальную окраску (фонизм), которая зависит от структуры.
В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Аккорд из трех звуков – это трезвучие или его обращение, из четырех звуков – септаккорд, а из пяти – нонаккорд.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Трезвучия бывают четырех видов: мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные.
Б53 = б.3 + м.3
М53 = м.3 + б.3
Ум.53 = м.3 + м.3
Ув.53 = б.3 + б.3
Мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а уменьшенное и увеличенное – диссонирующими.
Вид аккорда, при котором все звуки расположены по терциям, является основным. Каждый тон такого аккорда имеет свое название: основной, терцовый, квинтовый (или прима, терция, квинта).
Изменение порядка расположения звуков аккорда, при котором его нижним звуком становится не основной, а любой другой тон, называется обращением. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Б6 = м.3 + ч.4 Б64 = ч.4 + б.3
М6 = б.3 + ч.4 М64 = ч.4 + м.3
Ум6 = м.3 + ув.4 Ум64 = ув.4 + м.3
Ув6 = б.3 + ум.4 Ув64 = ум.4 + б.3
Соединение аккордов.
Соединение аккордов с плавным движением голосов (плавным голосоведением) образует аккордовые последовательности. Последовательность из нескольких аккордов разных функций является гармоническим оборотом. Гармонические обороты бывают простые и сложные. Простой гармонический оборот включает в себя аккорды только одной из неустойчивых функций и бывают двух разновидностей: плагальный (тоника исубдоминанта) и автентический (тоника и доминанта). Сложный гармонический оборот включает в себя аккорды обеих неустойчивых функций и в своем полном виде соответствует формуле T – S – D – T. Аккорды чаще всего соединяются посредством общего звука, который остается на месте в том же голосе.
Трезвучия на ступенях мажора и минора.
В натуральном мажоре Б53 строятся на главных ступенях, т.е. I, IV и V; М53 – на II, III и VI; а Ум.53 – на VII ступени. Трезвучия I, IV и V ступеней называют трезвучиями главных ступеней. Они являются выразителями гармонических функций: тоники, субдоминанты и доминанты. Остальные трезвучия в этой системе называют побочными.
В гармоническом мажоре Б53 образуются на I и V ступенях, М53 – на III и IV ступенях, Ум53 – на II и VII, Ув53 – на VI гармонической.
В натуральном миноре на главных ступенях возникают М53, на III, VI и VII ступенях – Б53, а на II ступени – Ум53.
В гармоническом миноре М53 образуются на I и IV ступени, Б53 – на V и VI, Ум53 – на II и VII, а Ув53 – на III ступени.
Септаккорд. Классификация септаккордов.
Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В основе классификации септаккордов лежит вид септимы, образующейся в крайних голосах аккорда и тип трезвучия, находящегося в его основании.
Большой мажорный септаккорд: б.3 + м.3 + б.3
Большой минорный септаккорд: м.3 + б.3 + б.3
Малый мажорный септаккорд: б.3 + м.3 + м.3
Малый минорный септаккорд: м.3 + б.3 + м.3
Полууменьшенный септаккорд: м.3 + м.3 + б.3
Уменьшенный септаккорд: м.3 + м.3 + м.3
Увеличенный септаккорд: б.3 + б.3 + м.3