Ритм – это чередование звуков различной длительности. Звуки различной длительности образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.
В музыке применяются длительности основные и произвольные.
К основным относятся целые, половинные, четверти и т.д.
Произвольное деление длительностей – это условное деление длительностей на любое количество равных частей. Наиболее часто встречаются следующие формы произвольного деления длительностей:
1) триоль, образующаяся от деления основной длительности на три части вместо двух;
2) квинтоль, образующаяся от деления основной длительности на пять частей вместо четырех;
3) секстоль – шесть частей вместо четырех;
4) септоль – семь частей вместо четырех;
5) дуоль – образуется от деления основной длительности с точкой на две части вместо трех;
6) квартоль - образуется от деления основной длительности с точкой на четыре части вместо шести.
В музыке длительности организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует пульсацию. Звуки, периодически выделяющиеся ударениями, называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, являются сильнымидолями, а доли, не имеющие акцентов – слабыми долями.
Метр – это система организации ритмических единиц, в основе которой лежит равномерное чередование сильных и слабых долей времени.
Метр отображается на письме при помощи:
а) деления на такты;
б) размера;
в) группировки.
Музыкальный фрагмент от сильной до последующей сильной доли называется тактом. Начало звучания со слабой доли называется затактом.
Размер показывает, сколько долей заключено в такте и какой длительностью выражена доля метра.
Метры и размеры бывают двухдольными и трехдольными.
Классификация размеров.
Все размеры делятся на четыре группы.
1). Простые размеры, имеющие только один акцент (2/4,3/4,3/8).
2). Сложные размеры – это слияние двух или нескольких одинаковых простых размеров (4/4 = 2/4 + 2/4; 9/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8 и т.п.).
3) Смешанные размеры – это слияние двух или нескольких различных простых размеров (5/4 = 2/4 + 3/4; 5/8; 7/8; 7/4; 11/8 и т.п.).
4) Переменный размер – это изменение размера на протяжении произведения.
Группировка в простых и сложных размерах.
Группировка длительностей – это образование ритмических групп внутри такта.
Группировка бывает строгая и свободная. Строгая группировка – это группировка по долям. Свободная группировка отражает фразировку (фраза – это музыкальное построение, содержащее не менее двух сильных долей).
Группировка бывает инструментальная и вокальная.
Правила инструментальной группировки.
1. В простых размерах длительности группируются по долям, т.е. метрические доли должны быть отделены друг от друга.
Исключения:
а) возможно объединение всех длительностей в такте общим ребром, если эти длительности одинаковы;
б) исключение допускается, если у ноты, начинающей метрическую долю, стоит точка;
в) встречаются исключения при написании внутритактовых синкоп.
2. Если длительность занимает собой весь такт, то она пишется одной нотой.
3. Паузы группируются также как и ноты.
4. В сложных и смешанных размерах длительности группируются по простым тактам.
В вокальной музыке группировка длительностей связана с текстом, то есть со слоговым составом речи. Отдельная мелкая длительность, приходящаяся на слог, не объединяется с соседними длительностями и записывается с «хвостиком». Если на один слог приходится несколько звуков (распев), то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу (как в инструментальной группировке).