Интервал – это соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний звук – вершиной.
Интервалы бывают в гармонической и мелодической форме. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал, а звуки, взятые одновременно – гармонический. В мелодическом движении интервалы могут быть восходящие и нисходящие.
Каждый интервал имеет ступеневую и тоновую величину. Ступеневая величина показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала, а тоновая – количество тонов и полутонов.
Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы образуются в пределах октавы. Существует восемь простых интервалов: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава. Расстояние между соседними (основными0 ступенями может быть равно полутону и целому тону (например, ми-фа – полутон, а фа-соль – целый тон). Отсюда следует, что секунда может состоять из полутона и целого тона. Другие однородные интервалы также неодинаковы по количеству тонов.
Тоновая величина простых интервалов.
ч.1 – 0 тонов ум.5 – 3 тона
м.2 – ½ тона ч.5 – 3,5 тона
б.2 – 1 тон м.6 – 4 тона
м.3 – 1,5 тона б.6 – 4,5 тона
б.3 – 2 тона м.7 – 5 тонов
ч.4 – 2,5 тона б.7 – 5,5 тонов
ув.4 – 3 тона ч.8 – 6 тонов.
Все эти интервалы называются диатонические, так как они образуются между основными ступенями (а также между ступенями любого натурального мажора и минора).
Интервалы шире октавы называются составными. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам.
Нона (м.9 и б.9) – секунда через октаву.
Децима (м.10 и б.10) – терция через октаву.
Ундецима (ч.11 и ув.11) – кварта через октаву.
Дуодецима (ум.12 и ч.12) – квинта через октаву.
Терцдецима (м.13 и б.13) – секста через октаву.
Квартдецима (м.14 и б.14) – септима через октаву.
Квинтдецима (ч.15) – две октавы.
Более широкие интервалы самостоятельных названий не имеют.
Консонирующие и диссонирующие интервалы.
Диатонические интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие.
Консонанс – благозвучное, хорошо сливающееся звучание.
Диссонанс – резкое, не сливающееся звучание.
Консонансы делятся на совершенные и несовершенные. К совершенным консонансам относятся все чистые интервалы (ч.1, ч.5, ч.4, ч.8). К несовершенным консонансам относятся м. и б.3, м.и б.6. К диссонансам относятся м.и б.2, тритоны (ув.4 и ум.5) и м.и б.7.
Обращение интервалов.
Обращение – это перенесение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Существует несколько закономерностей обращения интервалов:
6
1) все чистые интервалы обращаются в чистые, а остальные – взаимодополняются (большие переходят в малые, малые – в большие, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные – в увеличенные);
2) если сложить исходный интервал и его обращение, то в сумме получится октава;
3) все консонансы обращаются в консонансы, а диссонансы – в диссонансы.
Не имеет обращения увеличенная октава, т.к. уменьшенная прима невозможна.