Звуки музыкального произведения различаются не только по абсолютной высоте и длительности, но и по значению в развитии музыкальной мысли.
Лад – это звуковысотная система, основанная на логической взаимосвязи тонов и тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.
7
Роль звука или созвучия в ладу в сочетании с другими звуками определяет его ладовую функцию. В основе всех ладовых систем лежит соотношение устойчивости и неустойчивости. Устойчивость – функция статическая (функция торможения). Она создает ощущение потенциального покоя, возможности остановить движение. Устойчивый тон никуда не тяготеет, а напротив, сам к себе притягивает другие тоны. Центральный устой лада называется тоникой.
Неустойчивость – функция динамическая (функция движения). Она требует продолжения развития. Неустойчивые тоны направлены к центру из самых разных точек, поэтому неустойчивая функция многозначна и многообразна. Неустойчиво в ладу все, что не является тоникой.
Различные формы взаимосвязей устоя и неустоев создают и различные ладовые системы.
Звуки, относящиеся к данной ладовой системе, называются ступенями лада. Звукоряд лада – это ступени, расположенные по высоте. Диатонический звукоряд – это звукоряд из основных ступеней.
Мажоро-минорная ладогароническая система.
Древние лады были монодическими. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки и прошли огромный исторический путь развития. Развитие многоголосия, требующего координации голосов по вертикали, постепенно привело к формированию особой ладовой системы. Из образующихся по вертикали созвучий в практике отбирались и закреплялись наиболее характерные. Эти созвучия постепенно обретали все большую самостоятельность в выражении ладовых функций. В итоге лад стал формироваться уже не только как система связи тонов, но прежде всего как система связи определенным образом организованных созвучий. Носителем функции в таких ладах является не отдельно взятый тон, а целый комплекс тонов, гармоническое единство – аккорд.
Каждый тон звукоряда мажоро-минорной гармонической системы находится на расстоянии секунды от соседнего. Поступенная последовательность тонов звукоряда лада называется гаммой. Каждая гамма состоит из двух тетрахордов, находящихся на расстоянии целого тона друг от друга. Тетрахорды мажорного лада одинаковы по своей структуре (тон – тон – полутон), а минорного лада – различны (нижний тетрахорд: тон – полутон – тон; верхний тетрахорд: полутон – тон – тон).
I, III и V ступени лада являются устойчивыми, а II, IV, VI и VII – неустойчивыми. Все неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые. Сила тяготения зависит от трех факторов:
1) расстояния между устоем и неустоем (на расстоянии в полтона тяготение сильнее, чем на расстоянии в целый тон);
2) количества окружающих устоев (если рядом только один устой, то тяготение сильнее);
3) степени весомости устоя (тяготение в первую ступень сильнее всего).
Кроме этого, роль каждой ступени в ладу можно рассмотреть белее дифференцированно.
I, IV и V ступени являются главными, так как представляют гармонические функции: тонику, субдоминанту и доминанту.
II, III, VI и VII ступени являются побочными. При этом II ступень играет роль верхнего вводного тона, VII ступень – нижнего вводного тона, а III и VI ступени являются медиантами (III ступень – верхняя медианта, а VI ступень – нижняя).
Разновидности мажора и минора.
Мажорный и минорный лад бывают трех разновидностей: натуральный, гармонический и мелодический.
Звукоряд натурального мажора: тон – тон – полутон – три тона – полутон.
Звукоряд натурального минора: тон – полутон – два тона –полутон –два тона.
В гармоническом мажоре понижается VI ступень, в мелодическом мажоре понижается VI и VII.
В гармоническом миноре повышается VII ступень, в мелодическом миноре повышается VI и VII. При нисходящем движении мелодический минор заменяется на натуральный.