В натуральном и гармоническом мажоре на всех ступенях строятся чистые примы и октавы.
Натуральный мажор | Гармонический мажор | ||||||||||||
I | б. | б. | ч. | ч. | б. | б. | I | б. | б. | ч. | ч. | м. | б. |
II | б. | м. | ч | ч. | б. | м. | II | б. | м. | ч. | ум. | б. | м. |
III | м. | м. | ч. | ч. | м. | м. | III | м. | м. | ум. | ч. | м. | м. |
IV | б. | б. | ув. | ч. | б. | б. | IV | б. | м. | ув. | ч. | б. | б. |
V | б. | б. | ч. | ч. | б. | м. | V | м. | б. | ч. | ч. | б. | м. |
VI | б. | м. | ч. | ч. | м. | м. | VI | ув. | б. | ув. | ув. | б. | б. |
VII | м. | м. | ч. | ум. | м. | м. | VII | м. | м. | ч. | ум. | м. | ум. |
В натуральном и гармоническом миноре на всех ступенях также, как и в мажоре, строятся чистые примы и октавы.
Натуральный минор | Гармонический минор | ||||||||||||
I | б. | м. | ч. | ч. | м. | м. | I | б. | м. | ч. | ч. | м. | б. |
II | м. | м. | ч | ум. | м. | м. | II | м. | м. | ч. | ум. | б. | м. |
III | б. | б. | ч. | ч. | б. | б. | III | б. | б. | ч. | ув. | б. | б. |
IV | б. | м. | ч. | ч. | б. | м. | IV | б. | м. | ув. | ч. | б. | м. |
V | м. | м. | ч. | ч. | м. | м. | V | м. | б. | ч. | ч. | м. | м. |
VI | б. | б. | ув. | ч. | б. | б. | VI | ув. | б. | ув. | ч. | б. | б. |
VII | б. | б. | ч. | ч. | б. | м. | VII | м. | м. | ум. | ум. | м. | ум. |
Разрешением называется переход неустойчивых ступеней в устойчивые. Обычно, если нет особых условий, II, IV и VI ступени разрешаются на секунду вниз, а VII ступень – на секунду вверх. Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.
Тритоны.
К тритонам относятся увеличенная карта и уменьшенная квинта, так как их тоновая величина равна трем тонам. В гармоническом мажоре и миноре существуют две пары тритонов, одна из которых возникает и в натуральной разновидности этих ладов. Уменьшенные квинты строятся на II и VII ступенях, а увеличенные кварты – на IV и VI.
В мажоре ум.5 на VII ступени разрешается в б.3 на I ступени,
ум.5 на II ступени разрешается в м.3 на III ступени,
ув.4 на IV ступени разрешается в м.6 на III ступени,
ув.4 на VI гарм. ступени разрешается в б.6 на V ступени.
В миноре ум.5 на VII гарм. ступени разрешается в м.3 на I ступени,
ум.5 на II ступени разрешается в б.3 на III ступени,
ув.4 на IV ступени разрешается в б.6 на III ступени,
ув.4 на VI ступени разрешается в м.6 на V ступени.
Каждый тритон можно разрешить в 8 тональностей с применением энгармонизма: как уменьшенную квинту на VII ступени в мажоре и VII гармонической ступени в миноре, уменьшенную квинту на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, а также как увеличенную кварту на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре и на VI гармонической ступени в мажоре и VI ступени в миноре.