М. И. Синкевич
Краткий курс лекций
по дисциплине
«Элементарная теория музыки»
для студентов творческих специальностей
Выпуск 2
Издание исправленное и дополненное
Санкт-Петербург
2015
Печатается в соответствии с решением методического совета от 15 апреля 2015 г.
Введение.
Данная разработка предназначена в помощь студентам музыкальных колледжей в ходе освоения дисциплины «Элементарная теория музыки».
Современные требования к обучению студентов в средних специальных учебных заведениях, так же как и педагогический опыт автора методической разработки указывают на необходимость изучения любого учебного материала прежде всего с практической точки зрения. Поэтому целесообразным является издание краткого курса, в котором круг основных теоретических тем изложен по сравнению с имеющимися учебниками лаконично и концентрированно.
Весь материал изложен в систематическом порядке для удобства нахождения ответов на вопросы, имеющие отношение к различным разделам теории музыки.
Методическая разработка может использоваться как компактный справочник, систематизирующий навыки, полученные на занятиях в течение года. Также она может оказаться полезной при подготовке к экзамену.
Второй выпуск переработан, расширен и дополнен новыми сведениями.
Звук.
Звук состоит из сочетания элементарных тонов различной частоты, придающих ему индивидуальные качества.
Все звуки в природе делятся на три группы:
1) звуки, обладающие точной высотой, определенной интонацией – тоны;
2) звуки, высота которых не фокусирована – звоны;
3) звуки, лишенные точной высоты – шумы (треск, скрип, стук, шорох, гром и т.д.).
Физический характер звука определяется тремя свойствами: высотой, громкостью и тембром.
Высота звука зависит от частоты (скорости) колебания источника. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний звучащего тела.
Тембр – это окраска звука. Различие тембров зависит от проявленности натуральных призвуков (обертонов), которые присущи каждому звуку.
Кроме перечисленных свойств, в музыке имеет большое значение длительность звука. Она определяется количеством времени, на протяжении которого колеблется источник звука.
Музыкальная система.
Современная музыкальная система сложилась в результате многовековой музыкальной практики, слухового отбора. В ее основе находится около 88 реально слышимых человеческим ухом звуков различной высоты. Расположение звуков музыкальной системы по высоте называется звукорядом. Наглядно этот звукоряд прослеживается на клавиатуре фортепиано. Каждый отдельный звук звукоряда называется ступенью.
Существуют специальные единицы измерения расстояния по высоте между звуками – тон и полутон (полутон – это расстояние между двумя соседними клавишами, независимо от цвета).
Семь ступеней звукоряда, соответствующие белым клавишам фортепиано, называются основными.
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Октавой называется также часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней. Весь звукоряд состоит из семи полных и двух неполных октав. Каждая октава состоит из 12 полутонов (6 тонов соответственно). Октавы снизу вверх:
субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава. Обозначение октав буквами:
С2, С1, С, с, с1, с2, с3, с4, с5.
Каждая ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Повышение основных ступеней на полутон обозначается знаком «диез», понижение – знаком «бемоль», повышение на два полутона – знаком «дубль диез», а понижение на два полутона – знаком «дубль бемоль». Отмена диеза или бемоля обозначается знаком «бекар».
В литературе о музыке и в европейской музыкальной практике кроме слоговых
распространены буквенные обозначения звуков:
до ре ми фа соль ля си
С D E F G A H
Звуки с диезом: cis, dis, eis, fis, gis, ais, his.
Звуки с бемолем: ces, des, es, fes, ges, as, b.
Мажор обозначается dur (например, C-dur), минор обозначается moll (например, c-moll).
Музыкальный строй – это система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры.
В начале XVII века установился равномерно-темперированный строй, в основе которого лежит деление звукоряда на октавы, охватывающие 12 полутонов, находящихся в равных высотных соотношениях.