1. Теория «идеальных типов» М. Вебера [1].
2. Понятие «гражданского общества» в философской системе Гегеля [4].
3. Человек, семья, род как общественные формирования [3].
4. Социально-философский аспект взаимоотношений человека и общества [11].
5. Синергетика и социальная философия [14].
6. Учение Платона об идеальном государстве (проблема определения понятия «общество») [13].
7. Философия истории и историческая наука [10].
8. Методология гуманитарных наук [2].
Семинар 16
Движущие силы развития общества
Основные понятия: потребность, интерес, масса, социальная психология, провиденциализм.
1. Различие концепций в трактовке движущих сил развития общества: провиденционалистская (Бог), антропо- и социально-психологическая (воля вождя, психологическое состояние толпы), социально-классовая (интересы социальных групп, классов).
2. Становление понятия «потребность» в истории философской мысли. Потребности, виды потребностей. Интересы как внешняя форма проявления потребностей.
3. Потребности и интересы общественных формирований как источник развития общества.
Основная литература
К вопросу 1
1. КрапивенскийС.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 25–26, 335–352.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: МГУ, 1993. – Ч. 1. – С. 183–185, 252–273.
3. Спиркин А.Г. Философия. – Изд. 2-е. – М.: Гардарики, 2002. – С. 705–707.
4. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 238–262.
К вопросу 2
1. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; Под. ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 262–265.
2. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 38–51.
3. Бернацкий В.О. Интересы и их роль в обществе. – Омск, 1990. – С. 5–28.
К вопросу 3
3. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984. – С. 37–82.
4. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 38–51.
Дополнительная литература
1. Августин А. О граде Божьем // Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. – М., 1994. – С. 3–20.
2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1982.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 2000. – С. 212 (К определению понятия «потребление»), 172 (Опережающее потребление: новая этика).
4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Система потребностей. – М., 1993.
5. Гельвеций К. О человеке. – М., 1973.
6. Гриффен Л.А. Диалектика общественного развития. – Киев, 1994.
7. Деятельность: теории, методологии, проблемы / Сост. И.Т. Касавин. – М., 1990. – (Статьи В.Ж. Келле, Н.С. Злобина).
8. Дьюи Д. Общество и его проблемы. – М.: Идея Пресс, 2002. – Гл. 1, 2, 3.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986.
10. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.
11. Кантор В.К. «Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. – М., 1997.
12. Кантор В.К. История против прогресса. – М., 1992.
13. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклииита, Демокрита и Эпикура / Общ. ред. М.Л. Дынника. – М., 1955. – С. 176–257.
14. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. – М., 1991.
15. Рассел Б. Существование бога // Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. – М., 1987.
16. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 69–104.
17. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
18. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс. – М., 1999.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Как Вы определили бы понятие «движущие силы развития общества»?
2. Какие факторы формируют лидера с точки зрения социально-психологического подхода? Социально-классового подхода? В чем различие?
3. Гегель пишет о детерминации исторического процесса: «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, кем он пользуется». Можно ли считать эту идею одним из вариантов провиденциализма? Верно ли, что с точки зрения провиденциализма, Бог непосредственно внушает людям идеи изменения общественной жизни?
4. Хосе Ортега-и-Гассет делил общество на элиту и массы. Какую роль, по его мнению, играют эти группы в развитии общества?
5. Что такое классовый антагонизм?
6. Как Фридрих Ницше характеризовал личностей, у которых в полной мере проявлялась воля к власти?
К вопросу 2
1. «Сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи» (Демокрит). «Всякое животное направляется к корму бичом необходимости» (Гераклит). Прослеживаются ли в этих высказываниях понятия «потребность» и «интерес»?
2. Совпадают ли понятия «интерес» и «потребность»? При каком условии на основе потребности формируется интерес?
3. Являются ли потребности и интересы объективными по своей природе?
4. Что называют предметом потребности?
К вопросу 3
1. Какие потребности называют витальными? Биологическими? Социальными?
2. Может ли интерес быть неосознанным?
3. Назовите основные типы соотношения интересов общественных формирований.