Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Темы докладов и рефератов. 1. Эволюция философских взглядов на пространство и время [1, 6, 7, 10]




1. Эволюция философских взглядов на пространство и время [1, 6, 7, 10].

2. Детерминизм как принцип построения картины мира [12].

3. Становление диалектического мышления (историко-философский аспект) [2, 3, 4, 5, 9, 11].

2.4. Познание как объект
философского исследования

Термины «теория познания», «гносеология» и «эпистемология» используются как тождественные, взаимозаменяемые.

Гносеология (теория познания, эпистемология) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и ее возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

На первом семинаре рассматриваются этапы развития гносеологии. Хотя становление гносеологии началось в античной философии, но длительное время гносеологическая тематика не выделялась в качестве самостоятельной области философского знания. Она не имела самостоятельного значения ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения. Только в эпоху Нового времени гносеологическая тематика обрела относительно самостоятельное значение. Это время является временем создания классической гносеологии. Начиная с Декарта, особо отмечается роль субъекта познания, только благодаря субъекту можно выстраивать систему знания. В философии Нового времени активно исследуется проблема метода познания. Учение о методе познания начинает занимать важное место в гносеологии. При подготовке к семинару необходимо разобраться в трактовке метода познания, представленной Ф. Бэконом, Р. Декартом, Гегелем.

Второе занятие акцентирует проблему разнообразия форм познания. Если в классической гносеологии выявлялась роль чувств и разума в познании, то в современной – актуализируется проблема иррациональных механизмов познавательной деятельности. Необходимо, готовясь к занятию, обратить внимание на осмысление природы творчества, интуиции. Современная гносеология, начиная с 19 в., исследует важнейшие познавательные процедуры объяснения и понимания. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт утверждали, что познание природы отличается от познания общества. Таким образом, на каждом этапе своего исторического развития гносеология охватывает и делает объектом своего рассмотрения все более широкий круг факторов познания.

Третье занятие посвящено проблеме истины. В современной философии особую значимость представляют три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Начало теории корреспондентской истины положил Аристотель. Сущность этой концепции должна быть выявлена при подготовке к третьему семинару. При этом необходимо установить, в каком соотношении к концепции корреспонденции находятся концепции когерентной и прагматической истины. Чем различаются между собой трактовки критерия истины в этих учениях?

Четвёртое занятие призвано разобраться в особенностях научного познания. Существуют различные виды познания, такие как обыденное, художественное и др. Зародышевые формы научного познания возникли в обыденном познании. Необходимо выявить специфические особенности научного познания, так как наука выходит за рамки обыденного опыта. В этой связи важным вопросом является вопрос о критериях научности. В структуре научного знания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Нужно различать между собой «эмпирическое» и «чувственное», а также «теоретическое» и «рациональное». Эмпирическое не может быть сведено к чувственному, так как данные наблюдений, экспериментов не могут быть сведены к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что требуют особой рациональной обработки. Теоретическое познание, в свою очередь, также является переплетением чувственного и рационального познания.

С помощью научного познания могут быть решены проблемы, с которыми сталкивается современное человечество. Важной становится проблема отделения научного знания от знания вненаучного. Верификация Карнапа, фальсификация Поппера – это попытки отделить научное знание от вне-научного. Вненаучные формы знания способствуют ориентации в простейших жизненных ситуациях.

Семинар 11
Гносеология и ее методологическое значение

Основные понятия: гносеология, гностицизм, агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, логика.

1. Проблема познаваемости мира. Гносеология: её становление и проблемы.

2. Проблема границ человеческого познания. Античный скептицизм. Агностицизм.

3. Методология в системе гносеологических исследований. Методологические идеи Ф. Бэкона, Р. Декарта. Традиционная и диалектическая логика. Аристотель. Гегель.

Основная литература

К вопросу 1

1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 107–111; 139–149.

К вопросу 2

1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 375–378 (агностицизм).

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 202–216.

3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 176–178.

К вопросу 3

1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 111–129.

Дополнительная литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 300–315.

2. Кант И. Трансцендентальная аналитика // В.Н. Кузнецов Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 35–47.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 237–248.

4. Лекторский В.А. Теория познания // Философская энциклопедия. – М., 2000. – С. 47 -52.

5. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 11–14, 19–27.

6. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 3 – 15.

7. Фейерабенд П.К. Против методологического принуждения // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 362–366.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Какие этапы можно выделить в становлении гносеологии?

2. В чем значение деятельности софистов в сфере гносеологии?

3. Почему в эпоху Нового времени гносеология приобретает особый статус?

4. Перечислите философские школы, имена философов, акцентирующих гносеологическую проблематику.

5. Какие подходы к изучению познания сложились в философии?

К вопросу 2

1. Кто был основателем скептицизма?

2. Какие доводы приводились скептиками против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли»?

3. Отрицал ли скептицизм истинность любого познания?

4. Как связаны скептицизм и агностицизм?

5. Каких философов называют представителями классического агностицизма?

6. Какое определение можно дать агностицизму?

7. Согласие с какими из приведенных утверждений означает агностицизм:

a. Человечество никогда не будет знать все обо всем.

b. В науке существуют неразрешимые проблемы.

c. В науке всегда будут нерешенные проблемы.

d. «Вещь в себе» непознаваема.

e. Наше знание не может быть полностью обосновано.

8. «Существует предел тонкости наших средств наблюдения... предел, который присущ природе вещей и никогда не может быть превзойден совершенством техники или искусством экспериментатора» (П. Дирак). Представлена ли в этом утверждении позиция агностицизма?

К вопросу 3

1. Какие работы Ф. Бэкона и Р. Декарта посвящены методам познания?

2. Как Бэкон характеризовал эмпирический метод?

3. В чём сущность индуктивного метода?

4. Как связаны эмпирический и индуктивный метод?

5. Каковы принципы метода, предложенного Декартом?

6. Сформулируйте основные принципы логики Аристотеля. Какова их роль в познании?

7. Сформулируйте основные принципы диалектической логики. Какова их роль в познании?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 605 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2444 - | 2317 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.