Франция 17 века – самая могущественная абсолютистская держава в западной Европе. Культурные силы Франции 17 и 18 вв. не очень большую долю поглощались королевским двором. Сложилась традиция связывать стилистические этапы французского искусства 17 -18 веков с именами королей. Так вт. пол. 17 в. именуют «стилем Людовика 14» - самый пышный, барокко на французский лад, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом. Перв 10летия 18 века – «стиль регентства», раннее рококо. Затем «стиль Людовика 15» - зрелое рококо, потом «стиль Людовика 16», где формы становятся проще, строже. С одной стороны – это симптомы усталости, пресыщенности аристократического вкуса, с другой – подспудное влияние нового буржуазного классицизма, который восторжествовал в эпоху революции 1789 года, переродившись затем в наполеоновский «ампир». Художественная культура была тесно связана с придворной средой. Больше всего это отразилось в архитектуре и прикладном искусстве, но и в живописи были весьма интересные фигуры.. В живописи переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой полвины 17 века имели влияния караваджизм и реалистическое искусство Голландии. Это видно в творчестве братьев Ленен ихудожника Жоржа де Латура. Калло работал в начале 17в., был своеобразным и острым мастером гротеска, запечатлевший в гравюрах не только характерный типаж франц. и итальянской толпы, но и сцены войн, пожаров, казней, того о чём считалось неприличным говориь. Работали «караваджисты» - Валатен и Жорж де Латур, художник искренних чувств, обладавший вполне индивидуальной манерой письма с любимым эффектом зажжённой свечи(«Рождество», «св. Иосиф-плотник»). К этому же периоду относят Братьев Ленен, самым выдающимся из них был Луи Ленен. Сама их тематика необычна для того времени, они писали сцены из жизни крестьян, не маскируюя их мифологическими сюжетами, но и не придавая им оттенки фламандской бурлескности. Они не только увидели в крестьянах полноценных людей, но сумели выразить в их образах высокую меру человеческого достоинства («Семейство молочницы»). Во 2й пол. 17 в. диктатура придворных вкусов стала почти всепоглощающей. В 1648 г была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, а в 1671 – Академия архитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами искусства. Ведущим стилем становится классицизм. Италия оставалась отправной точкой для искусства 17 в. Пуссен провёл в Риме почти всю жизнь.
Классицизм – новое «возрождение» античности, впрочем, внутренне весьма от неё далёкое. Его основа- стремление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале должны были бы царить в централизованном государстве. Классицизм возник на гребне общественного подъема французского государства.
17 век во Фр – это век рационалистической философии Декарта, драматургии Корнеля, Расина, Мольера, поэзии Буало, создателей классицизма на практике и в теории. Культивировалось героическое и возвышенное, понимаемое как торжество чувства долга над прочими бурными и неразумными чувствами, отстаивала согласие чувства с природой, но только с прекрасной, облагороженной. Самым последовательным, но и самым обаятельным классицистом был Пуссен. Он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности, трактовал их как величавые видения безвозвратно ушедшего или никогда не бывшего золотого века. Известен его автопортрет. «Царство Флоры». Никогда не писал обыденное, некрасивое, тривиальное. Заботится о логике, ясности, равновесии в построении композиции, расстановке фигур, распределении масс.Колорит Пуссена гармоничен, хотя однообразен, его живопись кажется почти бесплотной. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. «Спящая Венера», «Времена года», «Танкред и Эрминия». Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение. Колористическая гамма Пуссена построена всего на нескольких цветах, главный упор делается на рисунок. Пуссен явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. «Пейзаж с Полифемом», «Времена года».
Лирическая линия классического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена.
Опишите, как выражается классицизм в архитектуре, живописи и скульптуре. Проведите сравнительный анализ творческих методов барокко и классицизма на примерах произведений искусства.
Искусство полностью подчиняется королевской власти. Созданная в 17 веке академия скульптуры и живописи находится в официальном ведении министра короля. Основывается академия архитектуры. Ведущим стилем искусства официально становится классицизм. Для строительства восточного фасада Лувра в этот период избирается не проект Бернини, а проект французского архитектора Перро. Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру. Собор Инвалидов в Париже. Больше всего архитекторов интересует проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Создается версальский дворец и парк. Парк в котором все выверено, который расчерчен на аллеи и где определены места для фонтанов и скульптур. Для архитектуры классицизма характерны простота античного ордера, вытянутая по горизонтали композиция. Скульптура классицизма статична, создается чувство покоя и величия. Франсуа Жирардон «Аполлон и нимфы», Куазево.
Самым последовательным, но и самым обаятельным классицистом был Пуссен. Он писал мифологические картины, умышленно противопоставляя их современности, трактовал их как величавые видения безвозвратно ушедшего или никогда не бывшего золотого века. Известен его автопортрет. «Царство Флоры». Никогда не писал обыденное, некрасивое, тривиальное. Заботится о логике, ясности, равновесии в построении композиции, расстановке фигур, распределении масс.Колорит Пуссена гармоничен, хотя однообразен, его живопись кажется почти бесплотной. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. «Спящая Венера», «Времена года», «Танкред и Эрминия». Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение. Колористическая гамма Пуссена построена всего на нескольких цветах, главный упор делается на рисунок. Пуссен явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. «Пейзаж с Полифемом», «Времена года».Лирическая линия классического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена. Живопись второй половины 17 века – это официальное искусство, приспасобленное к требованиям двора и короля, искусство? Искусство, расписанное по своду правил. Развовается парадныйпортрет. Онстановится все более пышным.
Для классицизма характерны сюжеты, призванные воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели через образы античной истории. Стремление к рационализму, к порядку и разуму. Композиции строго логичны, фигуры напоминают античный барельеф, колористическое решение подчинено рисунку, пластической моделировке, строгое изящество письма. Образ человека: парадность портрета, продуманность позы, статичность образа, внутренняя сущность человека не раскрывается, величавость и незыблемое спокойствие. В этом жанре работают Пьер Миньяр (преимущественно женские), Гиацинт Риго(портреты короля) и Никола Лержильера.
Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепит форму. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы, которой столько отдали художники кватроченто, для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность. Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. Ведущими живописцами эпохи барокко были: Караваджо, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, и многие другие.
Архитектура барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы, которым они придают строго прямолинейные очертания. На смену статуе, как организующему площадь началу появляется обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а чаще – фонтан, обильно украшенный скульптурой. Барокко создало целую архитектуру фонтанов. Выдающимися архитекторами барокко были: Джакомо дела Порта, Франческа Борромини, Лоренцо Бернини и др.
Скульптура барокко – это не отдельная статуя, как во времена Возрождения, а аллегорические группы из множества патетических фигур. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, сады, парки, алтари, надгробия, фонтаны. Иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Выдающимся скульптором барокко был Лоренцо Бернини.
Расскажите о «золотом веке» испанского искусства. Обоснуйте взаимосвязь особенностей испанского искусства и сложного исторического пути развития испанского народа. Охарактеризуйте вклад Веласкеса в развитие мировой живописи.
Со второй половины XV в. Испания уже была единым государством; в начале XVI в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве. Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в .Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи — не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее
«Золотым веком» испанской живописи является XVII век, а точнее — 80-е годы XVI — 80-е годы XVII столетия. У испанских художников было два основных заказчика: первый —это двор, богатые испанские гранды, аристократия, и второй — церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Веласкес — севильянец, учился у Пачеко, мастерская которого во многом напоминала итальянскую боттегу. Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегонес («Завтрак», «Водонос»). В этих работах Веласкес соединяет караваджистское «тенеброссо» с сурбарановским умением передать величие вещей и уже чисто свое глубокое уважение к людям из народа. Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегонес как жанровые сцены («Христос в гостях у Марии и Марфы»).В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится придворным художником короля Филиппа IV. Почти 40 лет длится его служба при дворе, но остаться верным своим идеалам. Утверждение достоинства личности —основная черта портретной живописи Веласкеса. Он почти сорок лет писал портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и многих других придворных. Его Филипп IV изображен то задумчивым, как на портрете 1635 г., то грустным и каким-то внутренне опустошенным. Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам (конные портреты Филиппа IV, инфанта Балтазара Карлоса, графа Оливареса и др.). Для искусства Веласкеса, для восприятия им мира и человека вообще свойственны благородство и мера. Искания тона, проблема передачи света и воздуха, световоздушной среды, что будет так волновать художников XIX столетия, были главными проблемами живописи Веласкеса. В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. Может быть, под впечатлением тициановской «Венеры» он написал свою «Венеру с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. «Менины» — это, по сути, групповой портрет. Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса). Третье из последних произведений Веласкеса — «Пряхи». Его влияние на все последующее искусство огромно. Как Хогарт, Рембрандт, Вермер или Хале, Веласкес вдохновлял поколения художников, от романтиков до Сезанна. В своих образах он поднялся до общечеловеческого, оставаясь истинным испанцем по мироощущению.