Художникам не приходилось работать по заказам королей и меценатов, они работали на рынок. Картины были не очень дорогими и почти все зажиточные горожане покупали их и вешали дома, ценилась добротная выделка. На худ. рынке установилась чёткая классификация по жанрам – бытовой, пейзажный, портретный, натюрмортный, городской, крестьянский жанр, анималистический. Стиль в искусстве Голландии – реализм. Каждый художник, как правило, специализировался в определённом жанре или даже в более узком направлении внутри жанра. Писали жизнь такой, какая она есть, находя много интересного в повседневной жизни. Голландская буржуазия, выйдя из купели освободительной борьбы, стремилась к домашнему уюту, благополучию: «чувству честной, бодрой жизни». Голландцы как правило были протестантам и или придерживались свободного вероисповедания. В жанре «комнатной живописи»: Стен, Метсю, Питер де Хох, Терборх. Пристрастие к домашней жизни. Ян Стен отдавал дань «трактирному жанру» - его картина «гуляки» (низменный сюжет), он умеет смеяться над собой. ККогда малые голландцы пытаются читать мораль, то их картины утрачивают непринуждённость и простоту. Фабульные мотивы: мнимая болезнь, чтение письма, робкое или развязное ухаживание. В картинах всё настолько точно и подробно, что можно определить, откуда вывезены ковры, в этой детализации есть привлекательность интима. Голландцам свойственно как бы «обрамление» - вырезают из пространства кусок. Назначение и смысл жанровой сцены – воспеть прелесть мирной жизни бюргерского дома, этическую и эстетическую ценность повседневного бытия. Терборха ценили за искусную передачу материала – «Женщина моющая руки»(грация естественности). Вермер Дельфский – великий малый голландец. Трудно объяснить его замечательную цветовую гармонию, яркость и светоносность красок. Он добивается колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Главное его достоинство – передача света и воздуха. («Девушка, читающая письмо», «Девушка с жемчужной серёжкой», «Вид Дельфта») Пишет с натуры, все сюжеты так же просты.
В пейзажном жанре у малых голландцев открывается в природе величественность и монументальность. Якоб Рейсдаль – пейзажист. («Болото», «»Еврейское кладбище») Природа у него внушительно, как храм мирозданья. Любит писать лес, деревья, сотрясаемые бурей и опалённые молнией – чувствует драматизм жизни природы. Впервые изображаются лесные пейзажи. Ещё один пейзажист – Гоббема «Аллея в Миддельгарнисе».и Хенрик Аверкамп.
Очень распространён групповой портрет военных и штатских корпораций. Великий портретист – Франс Хальс. Скучновато-официальный жанр под егог кистью преображался, портретируемые в разгар веселья в непринуждённых позах. Чудесно сохраняет мгновенные состояния, избегая застылости, охотно изображает улыбку и смех(«Цыганка»). Всё до предела естественно, живо. Пишет быстрыми, экспрессивными мазками. В старости он видит угасание жизни, это видно в его «групповом портрете регентш приюта для престарелых». В анималистическом жанре работают Альберт Кейп и Паулюс Поттер.
Голандский натюрморт достигает блестящего развития. Скромный по размерам и мотивам в отличие от фламандского. Жанр натюрморта подразделяется на жанры: 1. Завтраки. (Питер Класс) доминируют монохромные цвета.. 2. Моменто море – череп изображается рядом с повседневным. 3. Десерты (Кальф) – на смену протым завтракам приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, хрустальные бокалы. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется богатой градацией самых изысканных красочных оттенков. 4. Цветочный натюрморт.
Величайший из голландцев - Рембрандт. Родился в 1606 г. Странно, что именно бюргерская Голландия дала миру художника такой глубины и общечеловеческого масштаба. Работал в Лейдене, а потом в Амстердаме. Ни чем кроме живописи и гравирования не занимался, в отличие от художников Ренессанса. Его сограждане не могли распознать глубокие тайны, раскрывавшиеся под его кистью. Любил суровые лица бедняков, согбенных старцев, слепых и увечных, он изображал их как мудрецов и царей. Чуждался бытового жанра. Приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, этим он утверждал неприходящие человеческие ценности, это чувствуется и в портретах. рембрандт умел создавать портрет-биографию, выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни(«портрет старика», около100 автопортретов, портреты Титуса, «возвращение блудного сына»). «Красивого», в академическом смысле слова он не признавал. В том, что писал натуру такой, какая она есть, он следовал национальным традициям нидерландской школы. Красоте телесной Рембрандт противопоставил красоту духовную («даная»). В своих автопортретах он исследовал эмоционально-психологические состояния души. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества. («Ночной дозор»). Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтические стороны человеческого бытия. В последние 16 лет он создает исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения. Картины очищены от переходящег, случайного. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы жесты, позы. Его свет «светозарен». Свет и цвет едины.