Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т.е. в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Восстанавливающая свои позиции католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые, как и во времена Проторенессанса, связали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Многие художники того времени получили название “маньеристов“, потому что они только копировали “манеру“ великих мастеров, в первую очередь Микеланджело. При этом острые темы исчезли, мощь и богатство содержания улетучились. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. Маньеристы (живописцы А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.) представляли модное течение. Студии этих художников заменяли собой современные фотостудии, поскольку рисовали портреты заказчиков быстро и массово. В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились “Мадонна с длинной шеей“ (Пармеджанино), “Покойник в гробу“ (Я. Понтормо), “Аллегорические Апеннины“ (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, каких причудливых формы примет изобретенное ими творчество в XX веке.Но не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи Тициана - венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие.Среди маньеристов самым известным был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Он тоже оставался реалистом. Целый период в развитии ювелирного искусства был назван “эпохой Челлини“. Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Все это делает его похожим на большинство тех необузданных людей, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения.Именно Позднее Возрождение дало разделение творчества на ремесло и искусство. Искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первой была “Академия рисунка“, основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою “Академию вступивших на правильный путь“, чтобы глубоко изучать творчество великих мастеров. По образцу этой академии в XVII веке начали возникать “Академии художеств“ во всех столицах Западной Европы. Позднее возрождение в Италии(с 1530 – по 1590 и 1620 годы). Мировозренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий – маньеризм.Т.к. во Флоренции назревал кризис. Умер Лоренцо Медичи. Савонарола сгорел на костре. Народ бунтовал. А в Риме католическая церковь, папа понимал, какое большое значение имело искусство в глазах общества. Стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Центр культуры из Флоренции в Рим и Венецию(была очень богатой).