Годом рождения новой скульптуры кватроченто можно считать 1401 год, когда цеховой организацией купцов был объявлен конкурс на скульптурное оформление дверей крещальни Флорентийского собора. Победителем стал мастер утонченного, аристократического Лоренцо Гиберти.
Донателло – скульптор, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, конного монумента. Фигура мраморного Давида (ранняя работа скульптора) – наблюдаются готические реминисценции; в фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Ор-сан-Микеле Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики; исполнил статую святого Георгия, воплощающую ясно выраженный идеал раннего возрождения, чувство самосознания и уверенности в этом ярко индивидуальном образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры; в образах пророков для колокольни Джотто полностью выразилось реалистическое начало искусства, образы которых он исполнил с конкретных лиц, что сделало эти образы портретами современников; в бронзовом «Давиде» (30-е годы) Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой классики; создал первый конный монумент кондотьера Гаттамелаты. Образ Гаттамелаты исполнен под влиянием античных пространственных решений, прежде всего образа Марка Аврелия. Донателло пришел к своим собственным решения, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Памятник Гаттамелаты стоит на площади перед падуанским собором св. Антония. Широкая, свободная моделировка формы создает монументальный образ военачальника, главы наемных войск, кондотьера с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспех, но с обнаженной головой, на грузном, величественном коне. Левая передняя нога лошади опирается на ядро. Как и всадник на коне, прост, ясен и строг постамент.
Андреа Вероккио – скульптор, ученик Донателло. Вероккио вдохновлялся теми же темами, что и Донателло. Но бронзовый «Давид» Вероккио более утончен, изящен, чрезмерно изящен. Все это делает скульптуру менее монументальной. Для венецианской площади у церкви Сан-Джованни Вероккио исполнил конный монумент кондотьера Коллеони. В позе всадника, гарцующей поступи коня есть некоторая театральность. Сложен профиль высокого постамента. Черты изысканности у Вероккио вполне соответствуют той аристократизации вкусов, которая характерна для Флоренции 15 века, хотя несомненно благодаря таланту Вероккио в его памятнике есть и величавость, и цельность монументального образа. Кондотьер Вероккио – это не столько образ определенного человека, сколько обобщенный тип, характерный для этой эпохи.