В целом искусство Европы с конца 50-х гг. вступает в эпоху декаданса. Декаданс в своем генезисе - явление сложное и противоречивое: на начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявятся во французском символизме. Однако подобные настроения имели место уже у прерафаэлитов, а также в английском эстетизме, у теоретиков концепции «искусства для искусства». Позже они проявятся у модернистов. В известной степени они характерны и для импрессионизма.
Символизм (направление в европейском и русском искусстве 1870 – 1910-х гг.) сосредоточен преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений и вместе с тем - доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и народы началу.
В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм, связанный в своих основах с позитивизмом и эволюционной теорией Ч. Дарвина. Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», то натурализм был совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Все это приводило к фатализму и пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцанию, принцип «беспристрастности» становился определением социальной апатии.
В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX в. Всему виной романтизм, с его философией «свободного перемещения в историческом времени» и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. Многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран и т. д. Эклектика восторжествовала прежде всего в архитектурной практике, основанной на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. Возникло несколько «исторических» стилей - неоготика, неоклассицизм, романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир. Характернейший пример эклектизма в архитектуре - застройка венского Ринга (60 – 80-е гг.). Здесь соседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель), Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитектор Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента (архитектор - Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман). Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху - вершиной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур.
Хотя эклектизм, по сути, - явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825 – 1898 гг.). Построенное им здание парижского театра «Гранд Опера» (1861 – 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке). Выдающимся немецким архитектором был Готфрид Земпер (1803 – 1879 гг.), известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и все же он отдавал предпочтение яркому и выразительному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа - Дворцовый театр в Дрездене (1838 –1841 гг., перестроен автором в 1871 – 1878 гг.). На протяжении полувека европейские архитекторы пытались преодолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виоллеле Дюк (1814 – 1879 гг.), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция, отвечающая определенному назначению. К сходным взглядам почти в то же время пришел и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них частицу своего творческого «я». Эти представления легли в основу стиля модерн, черты которого проявились уже в конце XIX в. Король Баварии Людвиг II Виттельсбах (1864 – 1886 гг.) унаследовал от своих предков страстную любовь к искусству. По его распоряжению был построен ряд загородных резиденций, каждая из которых — своеобразное воплощение фантазий короля. Так, Нейшванштейн воспроизводит романтический мир Средневековья, каким он предстает в оперных спектаклях.
Церковь Сакре Керр («святое сердце Христово») возводилась после событий 1870 –1871 гг. - франко-прусской войны и революции - как символ национального возрождения и примирения. Церковь расположена на вершине холма Монмартр в Париже. Ее белые стены и округлые купола выдают влияние византийского архитектурного стиля.