Применительно к физическим лицам сложились две категории прав: права человека и права гражданина.
Права человека — преимущественно международно-правовой термин, употребляемый в международно-правовых документах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.
Права гражданина распространяются не на всех. Они обусловлены гражданством лица. Основные права граждан — это закрепленные в конституциях и конституционных актах права личности, составляющие основу ее правового статуса в обществе.
Существуют два основных подхода к пониманию прав человека и основных прав гражданина:
1) эти права — естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;
2) права человека и основные права гражданина производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их объем и «дарует» их человеку.
Именно в первом понимании заложен пафос категории «права человека и гражданина». Современным международным общественным мнением, актами международного права они рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от рождения, а на все государства возлагается моральная (и не только) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита ныне не являются только внутренним делом того или иного государства.
Права человека давно стали объектом международно-правового регулирования. Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы.
Вместе с тем термин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным образом о праве человека и гражданина получить от общества и государства то или иное материальное, культурное или духовное благо (например, право на образование (ст. 43 Конституции РФ), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и др.). Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, принудительной силы в определенной сфере человеческой деятельности (например, свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ), свобода совести (ст. 28 Конституции РФ)).
Концепция естественных и неотчуждаемых прав человека, выдвинутая идеологами буржуазных революций, впервые получила законодательное воплощение в английском Билле о правах (1689 г.), Декларации независимости США (1776 г.), Билле о правах (1789—1791 гг., США), французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). Билль о правах 1689 г. внес значительный вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Билль придавал большое значение парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действие законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время.
Декларация прав человека и гражданина 1789 г. исходит из того, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» и «цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека», к которым относятся свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В дальнейшем происходило развитие регламентации прав человека в конституционных актах, а также актах текущего законодательства различных государств.
Согласно распространенной в науке международного права концепции принято говорить о трех поколениях прав человека.
К первому относят личные (гражданские) и политические права;
ко второму — социально-экономические права,
к третьему — так называемые коллективные (солидарные) права.
Личные (гражданские) права составляют: право на жизнь, право на собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, запрещение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле- графных и иных сообщений; право на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли и слова; право на неприкосновенность жилища; право на охрану достоинства личности; свобода совести; право на пользование родным языком и др.
Политические права включают: право на объединение; право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право на свободные выборы; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест- вия и пикетирования; право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами; гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина; право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и др.
Социально-экономические и культурные права подразумевают: право на жилище; право на защиту материнства и детства, семьи; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование;; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.
Коллективные права — это права, принадлежащие коллективу людей (народу), а не отдельному человеку; они не могут быть реализованы отдельной личностью. Коллективные права включают: право на мир; право на здоровую окружающую среду; право на социальное и экономическое развитие; право на самоопределение; право на осуществление власти.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Принято различать объективное и субъективное право, или право в объективном и субъективном смыслах. Объективное право — это общие правила поведения, признаваемые государством и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно.
Возможность принуждения со стороны государства — свойство всякого права, в том числе и субъективного, а вот общий характер правил представляет собой принципиальное отличие объективного права от субъективного. Общий, а значит, абстрактный характер нормы получает в объективном праве двоякое выражение. Во-первых, норма не содержит предметно-конкретного определения поведения, подпадающего под ее действие. Во-вто- рых, она адресована не конкретному лицу, а неопределенному кругу лиц. Норма права (объективное право) представляет собой абстрактную схему дозволительного, должного или запрещенного поведения. Чтобы реализоваться, воплотиться в жизнь, эта схема должна обрести «плоть и кровь», т. е. конкретных носителей (субъектов) права, и конкретные объекты (предметы, отношения), на которые это право распространяется. Именно тогда, на стадии осуществления, абстрактная схема воплощается в реальное общественное отношение, правоотношение, и возникает субъективное право.
В отличие от нормы (объективного права) субъективное право всегда конкретно. Оно принадлежит вполне конкретному субъекту ( лицу, организации, объединению лиц) и распространяется на столь же определенные объекты (предметы и отношения).
Таким образом, субъективное право — это признаваемая объективным правом и, следовательно, юридически защищенная способность конкретного лица совершать или не совершать какие- то действия, а также требовать от других лиц совершения или несовершения определенных действий.
На чем основано или из чего вытекает субъективное право? Теоретически возможны два решения этого вопроса. Или из объективного, т. е. действующего в данном государстве, права, или из естественного права. Конечно, можно доказывать, что субъективные права представляют собой воплощение и конкретизацию принадлежащих человеку от природы неотчуждаемых прав. В этом случае естественное право как бы выступает в роли объективного права. Однако, если руководствоваться не идеальными соображениями (концепция естественного права), а далекой от совершенства действительностью, следует признать, что естественно-правовые принципы юридически обеспечиваются только в том случае, когда они воспринимаются позитивным правом, находят в нем воплощение.
Данная проблема представляет собою частный случай рас- смотренного выше общего соотношения естественного и позитивного права. Руководствуясь строго юридическим пониманием права, нельзя не признать объективное право основой и гарантией субъективных прав.