Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государство и общество. Гражданское общество.




Человек – животное политическое (Аристотель).

Отчуждение. Отчуждением является процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним. Государство неотделимо от отчуждения, поскольку это власть, выделившаяся из общества. С проблемой отчуждения связана теория общественного договора. Раньше все были свободными, а потом передали свою свободу частично или полностью государству.

Гоббс считает, что люди полностью отказываются от своей свободы в пользу государства (но это благо, обеспечивается жизнь и безопасность).

Маркс писал про отчуждение труда, но общая идея была, что отчуждение - признак эксплуататорских государств, при коммунизме личность не отчуждается. Коммунистическое самоуправление заменяет систему государственной власти.

Коллизия частных и публичных

Этот вопрос всегда стоял остро не только в восточных странах, где в принципе всегда общее было главнее, чем частное. Но и для Аристотеля такой вопрос был актуальным, он гвоорит: целое всегда предшествует части (целое-полис, часть – личность).

В Новое время и Локк и Гроций говорят о том, что есть общий интерес и есть частный интерес. По Локку законодательная власть воплощает именно интересы общества, на первом месте общее благо, а после интересы и права отдельного человека.

Всегда в случае конфликта частного и общего предпочтение отдается общему (частная собственность может быть национализирована при условии компенсации – такое положение есть в законодательстве многих стран).

Но к середине 20 века появилось направление «либертарианство», которое ставит права и свободы человека выше, чем интересы общества. В проекте КРФ была формулировка «приоритет прав человека», к принятию ее убрали. Оставили формулировку «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И Четвернин, Садовникова широко толкуют это, и говорят, что у нас приоритет прав человека над интересами государства и общества. Мартышин это считает неправильным, у нас ясно что целое выше чем часть (есть статья где интересы могут быть ограничены фз) и формулировка высшая ценность больше публицистическая, нежели юридическая.

Общество и государство

Государство возникло как результат определенных общественных отношений, воздействует на общество через свои властные веления. Оно выступает субъектом власти, а общество объектом. При этом гос. власть может осуществляется вопреки принципам демократии, интересам большинства или меньшинства, в направлении прогресса или регресса общества. Неодинакова и степень воздействия общества на государство. Оно зависит от того в какой мере общество (его члены) защищены от произвола и беззакония со стороны гос-ва, есть ли у общества механизмы удержания гос. власти в рамках закона. В любом случае властная деятельность гос-ва затрагивает интересы общества и отдельных лиц.

Развитие и взаимодействие гос. и общества можно проследить в их историческом развитии. Выделяют 2 стадии:

1 - традиционного общества,

 2 - техногенного общества. Так же можно выделить стадию глобализации, перехода к новой цивилизации универсального типа.

Традиционное общество:

Специфика состоит в том, что оно сохраняет слитность индивида с традиционной общностью (родовой, племенной и т.д.), а так же восприятие мира. Природного и социального, естественного и сверх естественного. Религия является универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти и общества. Государство по началу использует традиционные институты власти- советы, собрания и т.д. потом они исчезают.

В обществе распространяется религиозный взгляд на природу власти.

Иерархическая структура традиционного общества, разделявшегося по кастовому, сословному или религиозному принципу, предполагала открытое закрепление неравенства.

Техногенное общество:

На место права привилегий и иерархического принципа построения общества приходит право, отражающее формальное равенство субъектов как в сфере частных интересов, так и в отношениях с властью, утверждается единая для всех законность.

Религия вытесняется из публично- правовой сферы и становится частным делом. Государство больше не воля божья. Буржуазный переворот внес изменения во взглядах на гос-во и его соотношение с обществом. Общество нуждалось в механизме, который оградили бы его от узурпации власти, должен включать:

1. 1.правовое закрепление границ свободы индивида с целью недопущения ограничения гос-вом его естественных прав.

2. определенную «конструкцию» государства, призванную гарантировать выражение в законе народной воли.

3. способы предотвращения возможной узурпации власти, а также недопущения ее функционирования в случае, если это произошло.

Государство, построенное по такой модели – правовое, а общество, в этих условиях- гражданское. Гражданское общество и правовое гос-во- категории парные, одно предполагает другое.

Впервые понятие близкое к «гражданскому обществу» возникает у Аристотеля, у него речь шла о политической общности и полит-ком сообществе. Приближаем к нему был Полис, то есть город-государство.

В эпоху абсолютизма, формирования гос. системы, вытеснения элементов самоуправления, гос-во окончательно противопоставило себя обществу, и общество стало рассматриваться как противовес гос-ву. Заслуга разграничения понятий гос. и общество приписывается Гегелю.

Гегель, обобщая взгляды предшественников, ввел разграничение понятий гражданского общества и гос-ва, выявил противоположность.

Человек выступает как часть какого-либо общественного объединения, Гегель выделяет 3 типа объединений: семью, гражданское общество и государство. Гражданское общество включает в себя институты, как правосудие и полиция, которые обеспечивают частные интересы, прежде всего собственность.

Для гражданского общества характерны разобщенность и преследование сугубо частных интересов. Каждый думает только о себе, относясь к другим только как к средству для достижения своих целей. Такое общество само по себе не способно служить общему благу, в нем царит экономический и не этический закон.

Есть 2 оценки Гегеля.

Марксиситы рассматривают гр. Общество как буржуазное, как организацию производства и общественных связей, сферу частных интересов, эгоизма. По Марксу в отличии от Гегеля гос-во основано на эксплуатации труда.

Радикальные и либерально-демократические взгляды- общество- сфера социальной интеграции определенной автономии. Его способность- самоорганизация посредством создания общественных организаций и движений, сдерживающих вмешательство бюрократического государства, которое отстаивает бюрократические интересы. Тут общество рассматривается как носитель высших интересов, призванный предъявлять гос-ву свои требования, оно выражает желания народа. Эти представления легли в основу современного подхода к пониманию ГР. Общества.

Сейчас:

Гр. Общество отделяется от гос-ва по принципу автономии, т.е. определенной самостоятельности. Это сфера в которой гос-во призвано обеспечить соблюдение порядка путем введения общих правил и полицейских мероприятий. Но гос-во не управляет гр. Обществом как своими средствами, ресурсами или аппаратом. Широко распространено мнение, что гр. общество охватывает все негосударственные структуры и отношения, т.е. экономику, культуру, образование, религию, спорт и т.д. вкладывающиеся на основе объединения людей. Гр. Общество призвано постоянно воздействовать на гос-во посредством активного выдвижения своих позиций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2310 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.