"Хореография" (" Chreia "- пляска, "Grafia"- графия) в переводе с греч. яз. означает - искусство создание танцевальных форм.
Искусство танца, созданное народом, формировалось на протяжение многих веков. В хореографии искусстве выделяют:
народный танец- искусство основное на творчестве самого народа;
бытовой или бальный танец- это вид танца, имеющие народные истоки, по исполняемые на вечерах, балах и т.д.;
профессиональное искусство танца-(вкл-щие и классический танец) вид сценического драматического ис-ва, требующие проф-ой хореграф. обработки национальных народных истоков;
народный(фольклорный) танец - вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространённый в быту, отражающие этнические особенности, хореографического языка, пластическую выразительность этноса или этнической группы.
В традиционной народной хореографии главным средством выразительности, является язык пластики. Язык пластики представляет собой "совокупность танцевально-языковых средств, воплощённые в хореографии героев, раскрывающих содержание балета".
Характеристика особенностей, а также определение того или иного виды хореографического искусства зависит от ряда моментов.
Во- первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях.
Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть, представлена в виде вариации, дуэт, трио, квартет, дивертисмента, действенного танца кордебалета.
В- третьих, любой танец должен вкл. в себя следующие компоненты:
- экспозицию;
-завязку;
-развитие;
-кульминацию;
-развязку.
Этнодифференцирующие св-ва(признак)
-св-во, по которому человек относит себя к тому или иному этносу (язык, ценности и нормы, историческая память,религия, и т.д)
В различный период истории разным этническим образованиям были присущи те или иные жанры танцевального искусства. Так, средневековье характеризуется танцами количественного характера, " цепочными", " круговыми"; Эпоха возрождения- сольными мужскими, свободными парными танцами, а 18-20 вв. в основном, парными регулярными и парными групповыми танцами.
Отечественные исследователи делят русские хороводы на две группы:
1) Танцевальный хоровод, представленными круговыми и цепочными танцами;
2)Не танцевальные хороводы, в которых отсутствует важный признак хореограф. структуры- ритм танца (хороводы шествия, хороводы- игры).
Жанро- тематический принцип предлагает А.И.Гуменюк. Он рассматривает жанр, как исторически сложившуюся котегорию, и поэтому выделяет в народной хореографии Украины три жанра:
-календарные танцы (хороводы);
-Бытовые танцы;
-танцы тематические (сюжетные).
Интересный принцип классификации народных танцев предлагает латышский этнограф К.Баронс. Учёный делит латышские хороводы на: древнейшие подлинные; общие для латышей и других народов; заимственные в новейшие времена от соседних народов.
Другим учёным исследователем В.З. Савиным по функциональному назначению шорские народные танцы делит на; 1) бытовые 2)культовые
Устанавливая древнейшую принадлежность танца к тому или иному народу, исследователь делит шорские танцы на: 1) старинные собственные 2) заимственные
Латышский этнохореолог Х.Суна, придерживаясь той точки зрения, что латыш. хореог. яв-ся составной частью хореографии народов мира, а системой этнохореог. развития выделяет три этнохореогр. слоя в латышской хореог.:
-танцы первобытнообщинного типа;
-танцы с которых начинают складываться и развиваться зачатки танцев с "отбиванием" партнёра;
- танцы творческого слоя (определение число участников).
Национальный танец украинского народа является ГОПАК.
У каждого народа есть танец, который для него наиболее характерен, в котором выражены наиболее существенные стороны народного быта.