Кришна объясняет значение отрешенности и отречения от мира, а также воздействие гун природы на сознание и деятельность человека. Он описывает осознание Брахмана, величие «Бхагавад‑гиты» и делает заключение: высший путь религии – это путь абсолютного, безусловного вручения себя Кришне, основанного на трансцендентной любви к Нему. Так человек освобождается от всех грехов, обретает просветление и получает возможность вернуться в вечное духовное царство Кришны.
Бг 18.1
арджуна увача
саннйасасйа маха‑бахо
таттвам иччхами ведитум
тйагасйа ча хршикеша
пртхак кеши‑нишудана
арджунах увача – Арджуна сказал; саннйасасйа – отречения от мира; маха‑бахо – о могучерукий; таттвам – истину; иччхами – я хочу; ведитум – знать; тйагасйа – отрешенности; ча – также; хршикеша – о повелитель чувств; пртхак – отдельно; кеши‑нишудана – о победитель демона Кеши.
Арджуна сказал: О могучерукий, я хочу знать, каков истинный смысл отрешенности [тьяги] и отречения от мира [санньясы], о победитель демона Кеши и повелитель чувств.
Комментарий:
На самом деле «Бхагавад‑гита» заканчивается на семнадцатой главе. В дополнительной, восемнадцатой главе подводится итог всем обсуждавшимся до этого темам. В каждой главе «Бхагавад‑гиты» Господь Кришна подчеркивает, что преданное служение Верховной Личности Бога является высшей целью жизни. Тот же вывод делается и в конце восемнадцатой главы, где говорится о самом сокровенном пути постижения истины. В первых шести главах подчеркивалось преимущество преданного служения: йогинам апи сарвешам... «Из всех йогов, или трансценденталистов, самым лучшим является тот, кто беспрестанно думает обо Мне в своем сердце». В последующих шести главах речь шла о чистом преданном служении, его природе и о деятельности, связанной с ним. А в заключительных шести главах рассказывалось о знании, самоотречении, деятельности материальной природы, о духовной природе и преданном служении. Был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть посвящена Верховному Господу, Вишну, воплощенному в словах ом тат сат. Третья часть «Бхагавад‑гиты» доказывает, что высшей целью жизни является только преданное служение и ничто другое. В подтверждение тому Кришна ссылается на великих ачарьев прошлого и «Брахма‑сутру» («Веданта‑сутру»). Некоторые имперсоналисты считают, что монополия на знание, изложенное в «Веданта‑сутре», принадлежит им, но на самом деле «Веданта‑сутра» написана для того, чтобы помочь людям понять суть преданного служения, ибо составителем «Веданта‑сутры» и ее лучшим знатоком является Сам Господь. Об этом шла речь в пятнадцатой главе. Целью каждого священного писания, каждой Веды является преданное служение. Все это объясняется в «Бхагавад‑гите».
Подобно тому как во второй главе делался краткий обзор основных тем «Бхагавад‑гиты», восемнадцатая глава подводит итог всему сказанному в предыдущих главах. Цель жизни, как говорилось, состоит в том, чтобы, отрекшись от мира материи, подняться на духовный уровень и выйти из‑под влияния гун материальной природы. Арджуна хочет прояснить для себя смысл двух понятий, обсуждавшихся в «Бхагавад‑гите»: отрешенности (тьяги) и отречения от мира (санньясы). Поэтому он просит Кришну объяснить ему смысл этих двух слов.
Арджуна не случайно обращается здесь к Кришне, употребляя два имени Верховного Господа: Хришикеша и Кеши‑нишудана. Кришну называют Хришикешей, ибо Он является повелителем всех чувств и всегда готов помочь нам обрести душевное равновесие. Арджуна просит Кришну подвести итог всему сказанному, чтобы он мог вернуть свою невозмутимость. Тем не менее у него все еще остаются сомнения, а сомнения обычно сравнивают с демонами. Поэтому Арджуна называет Кришну Кеши‑нишуданой. Кеши – это могущественный демон, некогда убитый Господом, и сейчас Арджуна надеется, что Кришна точно так же уничтожит демона его сомнений.
Бг 18.2
шри‑бхагаван увача
камйанам карманам нйасам
саннйасам кавайо видух
сарва‑карма‑пхала‑тйагам
прахус тйагам вичакшанах
шри‑бхагаван увача – Верховный Господь сказал; камйанам – продиктованных желанием; карманам – деяний; нйасам – отвержение; саннйасам – отречение от мира; кавайах – ученые мудрецы; видух – знают; сарва – всякой; карма – деятельности; пхала – от результатов; тйагам – отказ; прахух – называют; тйагам – отрешенностью; вичакшанах – сведущие люди.
Верховный Господь сказал: Отказ от деятельности ради удовлетворения материальных желаний великие мудрецы называют отречением от мира [санньясой]. А отказ от плодов всякой деятельности они именуют отрешенностью [тьягой].
Комментарий:
Человек должен отказаться от деятельности, основанной на желании наслаждаться ее плодами. Так предписывает «Бхагавад‑гита». Вместе с тем следует продолжать заниматься деятельностью, которая помогает обрести духовное знание. Это станет ясно из последующих стихов. Веды рекомендуют множество жертвоприношений, совершаемых для достижения той или иной цели. Есть жертвоприношения, помогающие человеку зачать хорошего сына или попасть на райские планеты, но на самом деле от любых жертвоприношений, целью которых является исполнение материальных желаний, нужно отказаться. В то же время от жертвоприношений во имя очищения сердца и овладения духовным знанием отказываться нельзя.
Бг 18.3
тйаджйам доша‑вад итй эке
карма прахур манишинах
йаджна‑дана‑тапах‑карма
на тйаджйам ити чапаре
тйаджйам – ту, которую следует отвергнуть; доша‑ват – как зло; ити – так; эке – одни; карма – деятельность; прахух – говорят; манишинах – великие мудрецы; йаджна – жертвоприношениями; дана – с благотворительностью; тапах – с аскезой; карма – деятельность (связанная); на – не; тйаджйам – то, от чего следует отказываться; ити – так; ча – и; апаре – другие.
Одни мудрецы говорят, что нужно отказаться от любой кармической деятельности как от порочной, а другие утверждают, что человек никогда не должен отказываться от жертвоприношений, благотворительности и аскезы.
Комментарий:
В Ведах есть много утверждений, нуждающихся в толкованиях. Например, в них говорится, что животных можно убивать во время жертвоприношений; тем не менее некоторые считают убийство животных абсолютно недопустимым. Хотя Веды позволяют убивать приносимое в жертву животное, на самом деле его нельзя считать убитым. Жертвоприношение дает животному новую жизнь. Иногда принесенное в жертву животное получает новое тело животного, а иногда – сразу тело человека. Однако среди мудрецов нет единого мнения по этому поводу. Одни из них говорят, что животных не следует убивать вообще, а другие настаивают на том, что убийство животного во время некоторых жертвоприношений приемлемо. И сейчас Господь собирается Сам прояснить этот спорный вопрос, касающийся жертвоприношений.
Бг 18.4
нишчайам шрну ме татра
тйаге бхарата‑саттама
тйаго хи пуруша‑вйагхра
три‑видхах сампракиртитах
нишчайам – несомненно; шрну – услышь; ме – от Меня; татра – там; тйаге – в том, что касается отрешенности; бхарата‑ сат‑тама – о лучший из Бхарат; тйагах – отрешенность; хи – ведь; пуруша‑вйагхра – о тигр среди людей; три‑видхах – (включающее) три вида; сампракиртитах – провозглашаемое.