Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить слова правдивые, приятные, направленные на благо других и не вызывающие беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.




 

Комментарий:

 

Своими словами нельзя причинять беспокойства другим. Разумеется, учитель, разговаривая с учениками и обучая их, должен говорить правду, но, обращаясь к другим, тем, кто не являются его учениками, он должен говорить так, чтобы своими словами не вызывать в их умах беспокойство. В этом состоит аскеза речи. Кроме того, мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимается духовной практикой, говорят лишь то, что подкреплено авторитетом священных писаний. Чтобы подтвердить сказанное, нужно всегда цитировать писания. Вместе с тем наша речь должна ласкать слух. Используя таким образом свою речь, человек сам получает высшее благо и возвышает других. В нашем распоряжении огромное количество ведических произведений, и их нужно изучать. Все это составляет аскезу для речи.

 

Бг 17.16

 

манах‑прасадах саумйатвам

маунам атма‑виниграхах

бхава‑самшуддхир итй этат

тапо манасам учйате

 

манах‑прасадах – удовлетворенность на уровне ума; саумйатвам – отсутствие двуличности; маунам – сдержанность; атма – себя; виниграхах – контроль; бхава – своей природы; самшуддхих – очищение; ити – таким образом; этат – эта; тапах – аскеза; манасам – ума; учйате – называется.

 

Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.

 

Комментарий:

 

Чтобы сделать ум аскетичным, необходимо воздерживаться от чувственных удовольствий. Ум следует приучить всегда думать о том, как сделать добро другим. Лучший способ обуздать ум – быть сдержанным в мыслях. Человек должен всегда помнить о Кришне и избегать чувственных удовольствий. Очистить свою природу – значит развить в себе сознание Кришны. Обрести удовлетворенность можно только тогда, когда мы отучим свой ум думать о чувственных наслаждениях. Чем больше мы о них думаем, тем менее удовлетворен наш ум. В наше время люди без всякой необходимости постоянно возбуждают свой ум мыслями о всевозможных наслаждениях, тем самым лишая его возможности обрести удовлетворение. Самое лучшее – занять ум изучением ведических писаний, в которых есть множество интересных и увлекательных историй. Особенно это касается Пуран и «Махабхараты». Знание, содержащееся в них, очистит наш ум от материальной скверны. Кроме того, необходимо отучить ум от лицемерия и научиться заботиться о людях. Хранить молчание – значит всегда думать о природе духа. В этом смысле человек в сознании Кришны всегда хранит молчание. Обуздать ум – значит оторвать его от мыслей о чувственных удовольствиях. Нужно быть прямодушным в отношениях с людьми, и тогда наше сознание очистится. Все это, вместе взятое, составляет аскезу для ума.

 

Бг 17.17

 

шраддхайа парайа таптам

тапас тат три‑видхам нараих

апхалаканкшибхир йуктаих

саттвикам паричакшате

 

шраддхайа – с верой; парайа – трансцендентной; таптам – совершаемая; тапах – аскеза; тат – та; три‑видхам – включающая три вида; нараих – людьми; апхала‑аканкшибхих – которые не стремятся к плодам своего труда; йуктаих – практикующими; саттвикам – относящаяся к гуне благости; паричакшате – называют.

 

Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости.

 

Бг 17.18

 

саткара‑мана‑пуджартхам

тапо дамбхена чаива йат

крийате тад иха проктам

раджасам чалам адхрувам

 

сат‑кара – уважение; мана – почет; пуджа – и поклонение; артхам – та, цель которой; тапах – аскеза; дамбхена – гордостью; ча – также; эва – безусловно; йат – которая; крийате – совершается; тат – та; иха – здесь (в этом мире); проктам – называемая; раджасам – относящаяся к гуне страсти; чалам – неустойчивая; адхрувам – непостоянная.

 

Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и стать для окружающих объектом поклонения, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.

 

Комментарий:

 

Иногда аскезу совершают для того, чтобы привлечь к себе внимание людей, заслужить почет, уважение и заставить других поклоняться себе. Люди в гуне страсти побуждают своих последователей поклоняться им, омывать их стопы и делать дорогие подношения. Такая показная аскеза называется аскезой в гуне страсти. Она не может быть постоянной. В течение какого‑то времени человек совершает такие аскетические подвиги, но рано или поздно этому приходит конец.

 

Бг 17.19

 

мудха‑грахенатмано йат

пидайа крийате тапах

парасйотсаданартхам ва

тат тамасам удахртам

 

мудха – в глупости; грахена – с упорством; атманах – себя; йат – которая; пидайа – с истязанием; крийате – делается; тапах – аскеза; парасйа – другого; утсадана‑артхам – для того, чтобы погубить; ва – или; тат – та; тамасам – относящаяся к гуне тьмы; удахртам – считающаяся.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 164 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.