Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А пожертвование, совершаемое в нечистом месте, в неурочное время, недостойному человеку или без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.




 

Комментарий:

 

Этот стих осуждает пожертвования, которые будут использованы на приобретение одурманивающих средств и на азартные игры. Такого рода пожертвования относятся к гуне невежества. Они никому не приносят блага, а только поощряют падших людей и дальше совершать грехи. Точно так же, если мы даем пожертвование достойному человеку, но при этом не проявляем к нему должного уважения и внимания, наше пожертвование тоже относится к гуне невежества.

 

Бг 17.23

 

ом тат сад ити нирдешо

брахманас три‑видхах смртах

брахманас тена ведаш ча

йаджнаш ча вихитах пура

 

ом – символ Всевышнего; тат – то; сат – вечное; ити – так; нирдешах – обозначение; брахманах – Всевышнего; три‑видхах – состоящее из трех; смртах – считающееся; брахманах – брахманы; тена – с тем; ведах – ведические писания; ча – также; йаджнах – жертвоприношения; ча – также; вихитах – использовавшиеся; пура – раньше.

 

С начала творения три слова – ом тат сат – использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три слова‑символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего.

 

Комментарий:

 

Как уже говорилось, аскезу, жертвоприношения, пожертвования и пищу можно разделить на три категории по гунам благости, страсти и невежества. Но, к какой бы категории – первой, второй или третьей – они ни относились, все они обусловлены, осквернены качествами материальной природы. Однако, когда их целью становится Всевышний – ом тат сат, Верховная Личность Бога, предвечный Господь, – они становятся средством духовного самосовершенствования, как утверждают все священные писания. И три слова: ом тат сат – прямо указывают на Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога. Любые ведические гимны содержат слог ом.

 

Тот, кто действует вопреки указаниям священных писаний, никогда не познает Абсолютную Истину. Он получит лишь временный результат, но не достигнет высшей цели жизни. Отсюда следует, что наши пожертвования, жертвоприношения и аскеза должны относиться к гуне благости. Влияние страсти и невежества сильно понижает их ценность. Три слова – ом тат сат – связаны со святым именем Верховного Господа: ом тад вишнох. Когда мы декламируем ведические гимны или произносим святое имя Господа, всегда нужно добавлять ом. Так предписывают Веды. Эти три слова взяты из ведических мантр. Ом итй этад брахмано недиштхам нама (Риг‑веда) указывает на первую цель; тат твам аси (Чхандогья‑упанишад, 6.8.7) обозначают вторую, а сад эва саумйа (Чхандогья‑упанишад, 6.2.1) определяют третью цель. Соединяясь вместе, они образуют ом тат сат. На заре творения, когда Брахма, первое живое существо, совершал аскезу, он произносил эти три слова, имея в виду Верховную Личность Бога. Соответственно, того же принципа придерживаются все последователи Брахмы в цепи ученической преемственности. Таким образом, эта мантра имеет очень глубокий смысл. Поэтому «Бхагавад‑гита» утверждает, что всякая деятельность должна быть направлена на удовлетворение ом тат сат, Верховной Личности Бога. Тот, кто, совершая аскезу, занимаясь благотворительной деятельностью или принося жертвы, произносит эти три слова, действует в сознании Кришны. Сознание Кришны – это духовная деятельность, имеющая под собой научную основу и дающая человеку возможность вернуться домой, к Богу. Когда человек действует таким трансцендентным образом, он не теряет напрасно ни капли своей энергии.

 

Бг 17.24

 

тасмад ом итй удахртйа

йаджна‑дана‑тапах‑крийах

правартанте видханоктах

сататам брахма‑вадинам

 

тасмат – поэтому; ом – (начиная с) ом; ити – таким образом; удахртйа – обозначив; йаджна – жертвоприношений; дана – пожертвований; тапах – и аскезы; крийах – деяния; правартанте – начинаются; видхана‑уктах – соответствующие указаниям священных писаний; сататам – всегда; брахма‑вадинам – людей, постигших природу духа.

 

Поэтому, совершая жертвоприношения, аскезу и раздавая пожертвования в соответствии с указаниями священных писаний, люди, постигшие природу духа, всегда начинают их со слова ом, чтобы достичь Всевышнего.

 

Комментарий:

 

КОММЕНТАРИЙ: В «Риг‑веде» (1.22.20) сказано: ом тад вишнох парамам падам. Поклонение лотосным стопам Вишну является высшей целью преданного служения. Когда все наши действия посвящены Верховной Личности Бога, наша деятельность становится безукоризненной и совершенной.

 

Бг 17.25

 

тад итй анабхисандхайа

пхалам йаджна‑тапах‑крийах

дана‑крийаш ча вивидхах

крийанте мокша‑канкшибхих

 

тат – то; ити – так; анабхисандхайа – не стремясь; пхалам – плод; йаджна – жертвоприношений; тапах – и аскезы; крийах – деяния; дана – связанные с пожертвованиями; крийах – деяния; ча – также; вивидхах – разнообразные; крийанте – совершаются; мокша‑канкшибхих – теми, кто действительно стремится к освобождению.

 

Не стремясь насладиться плодами своего труда, человек должен совершать различные виды жертвоприношений и аскезы, давать пожертвования, произнося слово тат. Цель такой духовной деятельности – освобождение из материального плена.

 

Комментарий:

 

Чтобы подняться на духовный уровень, необходимо отказаться от стремления к любым материальным целям и действовать только ради достижения высшей цели – возвращения в духовное царство, домой, к Богу.

 

Бг 17.26‑27

 

сад‑бхаве садху‑бхаве ча

сад итй этат прайуджйате

прашасте кармани татха

сач‑чхабдах партха йуджйате

 

йаджне тапаси дане ча

стхитих сад ити чочйате

карма чаива тад‑артхийам

сад итй эвабхидхийате

 

сат‑бхаве – (когда имеется в виду) природа Всевышнего; садху‑ бхаве – (когда имеется в виду) природа преданного; ча – также; сат – слово сат; ити – таким образом; этат – это; прайуджйате – используется; прашасте – в авторитетной; кармани – деятельности; татха – также; сат‑шабдах – звук сат; партха – о сын Притхи; йуджйате – используется; йаджне – при совершении жертвоприношения; тапаси – при совершении аскезы; дане – в благотворительной деятельности; ча – также; стхитих – положение; сат – Всевышний; ити – таким образом; ча – и; учйате – произносится; карма – деятельность; ча – также; эва – безусловно; тат – для того; артхийам – предназначенная; сат – Всевышний; ити  – таким образом; эва – безусловно; абхидхийате – называется.

 

О сын Притхи, Абсолютная Истина является целью жертвенной деятельности в преданном служении, и на Нее указывает слово сат. Того, кто совершает такие жертвоприношения, тоже называют сат, равно как и сами жертвоприношения, аскезу и пожертвования, которые, в соответствии с их абсолютной природой, предназначены для того, чтобы доставить удовольствие Верховной Личности.

 

Комментарий:

 

Слова прашасте кармани («предписанные обязанности») указывают на то, что в Ведах перечислены различные очистительные обряды, которые надлежит совершать с момента зачатия и до конца жизни человека. Они призваны помочь живому существу в конце концов обрести освобождение. Совершая их, нужно произносить ом тат сат. Слова сад‑бхаве и садху‑бхаве относятся к трансцендентной природе. Деятельность в сознании Кришны называют саттвой, а того, кто в совершенстве постиг, что значит действовать в сознании Кришны, называют садху. В «Шримад‑Бхагаватам» (3.25.25) сказано, что постичь природу этой деятельности можно только в обществе преданных. На это указывают слова сатам прасангат. Тот, кто лишен возможности общаться со святыми людьми, никогда не овладеет трансцендентным знанием. Когда учитель дает ученику духовное посвящение или надевает на него брахманский шнур, он произносит слова ом тат сат. Подобно этому, целью всех жертвоприношений является Всевышний, ом тат сат. Более того, слово тад‑артхийам подразумевает служение всему, что представляет Всевышнего; сюда относятся такие виды служения, как приготовление пищи, работы в храме, а также любая деятельность, связанная с проповедью славы Господа. Таким образом, эти трансцендентные звуки ом тат сат произносят в самых разных ситуациях, чтобы сделать любую деятельность совершенной и законченной.

 

Бг 17.28

 

ашраддхайа хутам даттам

тапас таптам кртам ча йат

асад итй учйате партха

на ча тат претйа но иха

 

ашраддхайа – с неверием; хутам – принесение в жертву; даттам – отданное; тапах – аскеза; таптам – исполненное; кртам – совершённое; ча – также; йат – которое; асат – ложное; ити – так; учйате – называется; партха – о сын Притхи; на – не; ча – также; тат – то; претйа – умерев; на у – не; иха – здесь (в этой жизни).

 

Любые жертвоприношения, пожертвования или аскеза, совершаемые без веры во Всевышнего, о сын Притхи, преходящи. Их называют асат, и они не приносят блага ни в этой жизни, ни в следующей.

 

Комментарий:

 

Любая деятельность, не имеющая трансцендентной цели, будь то жертвоприношения, благотворительность или аскеза, бесполезна. Поэтому данный стих сурово осуждает ее. Все свои действия нужно посвящать Всевышнему и совершать в сознании Кришны. Не обладая такой верой и не имея надлежащего руководства, невозможно получить хороший результат. Все ведические писания говорят о необходимости веры во Всевышнего. Все наставления Вед в конечном счете направлены на то, чтобы помочь человеку постичь Кришну. Не следуя этому принципу, никто не достигнет успеха. Поэтому лучше всего с самого начала действовать в сознании Кришны под руководством истинного духовного учителя. Так можно добиться успеха во всем.

 

Обусловленные души привлекает поклонение полубогам, духам или якшам, таким как Кувера. Гуна благости лучше гун страсти и невежества, однако тот, кто сразу принимает сознание Кришны, выходит из‑под влияния всех трех гун материальной природы. Хотя существует путь постепенного духовного развития, если человек, благодаря общению с чистыми преданными, сразу принимает сознание Кришны, он выбирает самый лучший путь. Именно этот путь рекомендует Кришна в данной главе. Чтобы достичь успеха на этом пути, нужно прежде всего найти истинного духовного учителя и под его руководством пройти необходимую подготовку. В результате человек обретает веру во Всевышнего. Когда со временем его вера созревает, она называется любовью к Богу. Эта любовь является высшей целью живого существа. Поэтому нужно с самого начала встать на путь сознания Кришны. Такова суть наставлений семнадцатой главы.

 

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к семнадцатой главе «Шримад Бхагавад‑гиты», которая называется «Разновидности веры».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 156 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2526 - | 2336 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.