Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постепенно, шаг за шагом, с помощью разума, опирающегося на твердую убежденность, йог должен погрузиться в транс и полностью сосредоточить ум на душе, не думая ни о чем другом.




 

Комментарий:

 

С помощью твердой убежденности и разума йог должен постепенно прекратить деятельность чувств. Эта ступень называется пратьяхара. Отстранив чувства от объектов восприятия и обуздав ум с помощью медитации и убежденности, йог входит в состояние транса, или самадхи. Тогда ему уже не угрожает опасность снова оказаться в плену материальных представлений о жизни. Пока йог находится в материальном теле, он вынужден соприкасаться с материей, однако ему не следует думать об удовлетворении потребностей собственных чувств. Он должен думать только о том, как доставить удовольствие Высшей Душе. Этого уровня нетрудно достичь, если просто заниматься деятельностью в сознании Кришны.

 

Бг 6.26

 

йато йато нишчалати

манаш чанчалам астхирам

татас тато нийамйаитад

атманй эва вашам найет

 

йатах йатах – откуда бы ни; нишчалати – чрезмерно возбуждается; манах – ум; чанчалам – изменчивый; астхирам – неустойчивый; татах татах – оттуда; нийамйа – подавив; этат – это; атмани – в свое «я»; эва – безусловно; вашам – под контроль; найет – пусть приводит.

 

Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «я».

 

Комментарий:

 

Ум по своей природе изменчив и неустойчив. Но йог, постигший свое истинное «я», должен обуздать ум, а не позволять ему властвовать над собой. Того, кто усмирил ум, а значит и чувства, именуют госвами или свами, тогда как человека, который подчиняется диктату ума, называют го‑дасой, слугой чувств. Госвами знает, что такое истинное чувственное удовольствие. Чувства того, кто испытывает духовное чувственное удовольствие, заняты служением Хришикеше (Кришне), верховному повелителю чувств. Тот, кто, очистив свои чувства, использует их в служении Господу, действует в сознании Кришны. Только так можно стать полновластным хозяином своих чувств и только так можно достичь высшего совершенства йоги.

 

Бг 6.27

 

прашанта‑манасам хй энам

йогинам сукхам уттамам

упаити шанта‑раджасам

брахма‑бхутам акалмашам

 

прашанта – спокойный, сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам – к тому, чей ум; хи – безусловно; энам – к этому; йогинам – к йогу; сукхам – счастье; уттамам – высшее; упаити – приходит; шанта‑раджасам – свободное от страсти; брахма‑бхутам – освобождение путем осознания своего тождества с Абсолютом; акалмашам – лишенное всех последствий греха.

 

Йог, который сосредоточил ум на Мне, достигает вершины духовного блаженства. Выйдя из‑под влияния гуны страсти, он осознаёт свое качественное тождество с Абсолютом и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых поступков.

 

Комментарий:

 

Брахма‑бхута – это уровень, на котором йог полностью очищается от материальной скверны и приходит к трансцендентному служению Господу. Мад‑бхактим лабхате парам (Б.‑г., 18.54). Тот, чей ум не сосредоточен на лотосных стопах Господа, не может долго оставаться на уровне осознания Брахмана, Абсолюта. Са ваи манах кршна‑падаравиндайох. Если человек постоянно с любовью служит Господу, то есть всегда пребывает в сознании Кришны, значит, он действительно вышел из‑под влияния гуны страсти и очистился от материальной скверны.

 

Бг 6.28

 

йунджанн эвам садатманам

йоги вигата‑калмашах

сукхена брахма‑самспаршам

атйантам сукхам ашнуте

 

йунджан – занимающийся практикой йоги; эвам – так; сада – всегда; атманам – душу; йоги – тот, кто связан с Высшей Душой; вигата – устранена; калмашах – тот, в ком материальная скверна; сукхена – с духовным счастьем; брахма‑самспаршам – возникающее от постоянного соприкосновения со Всевышним; атйантам – высшее; сукхам – счастье; ашнуте – обретает.

 

Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.

 

Комментарий:

 

Постичь свое истинное «я» – значит осознать свое изначальное положение по отношению ко Всевышнему. Индивидуальная душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и ее предназначение – с любовью служить Господу. Такая трансцендентная связь со Всевышним определяется в этом стихе словом брахма‑самспарша.

 

Бг 6.29

 

сарва‑бхута‑стхам атманам

сарва‑бхутани чатмани

икшате йога‑йуктатма

сарватра сама‑даршанах

 

сарва‑бхута‑стхам – пребывающую во всех живых существах; атманам – Сверхдушу; сарва – все; бхутани – живые существа; ча – также; атмани – в Сверхдуше; икшате – видит; йога‑йукта‑ атма – тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра – повсюду; сама‑даршанах – видящий одинаково.

 

Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ – пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

 

Комментарий:

 

Йог в сознании Кришны обладает совершенным ви́дением, поскольку видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого существа как Сверхдуша (Параматма). Ӣшварах сарва‑бхутанам хрд‑деше ’рджуна тиштхати. Господь в образе Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана. Совершенный йог знает, что Господь всегда выше материальной энергии и не попадает под ее влияние, даже когда находится в сердце собаки или брахмана. Таким образом, Господь в высшей степени беспристрастен. Индивидуальная душа также находится в сердце, но одна и та же душа не может находиться в сердце каждого. Таково различие между индивидуальной душой и Сверхдушой. Тот, кто не занимается йогой по‑настоящему, не видит этого достаточно ясно. Но человек, обладающий сознанием Кришны, видит Кришну и в сердце верующего, и в сердце атеиста. В смрити сказано: атататвач ча матртвад ча атма хи парамо харих – «Будучи источником всех существ, Господь заботится об их нуждах, подобно матери». Как мать одинаково относится ко всем своим детям, так и верховный отец (или мать) одинаково заботится обо всех существах. Вот почему Сверхдуша неизменно пребывает в сердце каждого.

 

Извне живое существо также окружено энергией Господа. Как мы узна́ем из седьмой главы, энергия Господа делится на два основных вида: духовную (высшую) и материальную (низшую) энергию. Хотя живое существо принадлежит к высшей энергии, оно может попасть под власть низшей энергии Господа. Так или иначе каждое существо всегда находится под влиянием одной из этих двух энергий и, следовательно, всегда пребывает в Господе.

 

Йог одинаково относится к каждому, так как понимает, что, хотя живые существа сообразно результатам своих прошлых поступков занимают разное положение, они всегда остаются слугами Господа. Находясь во власти материальной энергии, живое существо служит своим материальным чувствам, а пребывая в духовной энергии, – непосредственно Верховному Господу. И в том и в другом случае оно остается слугой Бога. Таким ви́дением в полной мере обладает человек, развивший в себе сознание Кришны.

 

Бг 6.30

 

йо мам пашйати сарватра

сарвам ча майи пашйати

тасйахам на пранашйами

са ча ме на пранашйати

 

йах – который; мам – Меня; пашйати – видит; сарватра – всюду; сарвам – все; ча – и; майи – во Мне; пашйати – видит; тасйа – для него; ахам – Я; на – не; пранашйами – буду потерян; сах – он; ча – также; ме – для Меня; на – не; пранашйати – будет потерян.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 165 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.